Что носила Скарлетт О’Хара?

Мода ярко иллюстрирует время, и у нее есть своя история
Когда у театров межсезонное затишье, а душа требует “вспашки” культурного слоя, самое время прогуляться по музеям, к тому же это неплохой вариант укрыться от донимающей то и дело жары. И если постоянные экспозиции никуда не уплывут, то странствующие ограничены во времени. Близится к концу и уникальная выставка в Национальном историческом музее, на которой представлены подлинные женские платья, костюмы, шляпки и прочие аксессуары конца XIX — начала ХХ века. Многие уже успели ее оценить, в том числе и наш корреспондент.



Выставка “От кринолинов и турнюров до модерна: история моды начала ХХ века” приехала к нам из Киева — из единственного на постсоветском пространстве Музея истории моды, большое частное собрание которого насчитывает около 150 оригинальных костюмов. Директор Национального исторического музея Олег Рыжков не скрывает, что выставка носит коммерческий характер, но цены на входные билеты, даже если заказывать экскурсию, весьма и весьма щадящие:

— Это не первый совместный проект с соседней страной. Несколько лет назад мы привозили “Сокровища Украины”, где были представлены золото, фарфор и многое другое. Сейчас представляем частную коллекцию, причем количество и качество экспонатов, их подача позволяют говорить об этом проекте как об уникальном.

Несомненно, большой интерес выставка, на которой можно увидеть сразу 30 костюмов (в Беларуси редко удается собрать в одной экспозиции больше 10—15 нарядов за раз), представляет для тех, кто профессионально занимается дизайном, модой, историей. Ведь все вещи — подлинные, сшитые искусными портнихами для конкретных дам, многие платья долгие годы хранились в семьях и были подарены музею, рассказала коллекционер Марина Иванова:

— Например, уникальное свадебное платье цвета шампань и детский голубой костюмчик, носившийся с турнюром, подарила мне актриса Людмила Артемьева, игравшая в сериале “Сваты”. Это вещи ее семьи. А основа коллекции — платья, сохраненные моей бабушкой, она была портнихой. Самые дорогие и ценные предметы, в частности, прабабушкину бальную накидку 1910-х годов, она сберегла и не обменяла на продукты даже в голодные военные годы.

То, что сейчас можно увидеть в Минске, — не больше трети коллекции Марины Ивановой. В Киеве собрано более 150 костюмов и бесчисленное количество аксессуаров, детских игрушек, шляпных картонок и прочих вещей, которые обычно музеи не закупают.

— Не все музеи любят собирать одежду, потому что ее можно купить, а через 5 лет она просто рассыплется, — поясняет коллекционер. — Это, как говорится, неправильное вложение. Правильное вложение — купить самовары, которые никогда не испортятся, мебель, марки, много чего, что сохранить легче. А платья очень тяжело сберечь. Мы тратим все деньги, какие есть, на то, чтобы поддерживать в хорошем состоянии эти костюмы.

На выставке привлекают внимание и необычные манекены, напоминающие, скорее, скульптуры из гипса. Оказывается, это тоже вынужденный момент: хозяйка коллекции и ее помощники изготавливают манекены вручную, поскольку современные манекены не годятся для демонстрации старинных платьев.

— Хотелось бы облегчить труд и купить готовые, но нынешние пластиковые “куклы” выше ростом, — говорит Марина Иванова. — Полтора века и даже век назад дамы были ростом метр сорок — метр сорок пять. К тому же бывшие хозяйки наших платьев были затянуты в корсет, а талии у нынешних манекенов 

— 61 сантиметр и шире. Взгляните на оливковое платье, у него талия 48 сантиметров, три раза переделывали манекен — никак не сходился корсет! Есть талии 50 сантиметров, самые широкие — 55. А нам нужна под каждое платье идеально подходящая фигура, тем более когда речь идет о детских костюмах.

Как одевали детей, — тема отдельного разговора, предметы детского гардероба крайне редко попадают в музеи и коллекции. И не потому, что собирателям древностей по каким-то причинам не нравится детская одежда, просто она плохо сохраняется. Век назад семьи были большими, многодетными, так что все одежки экономно перешивались и передавались от одного малыша другому. Неудивительно, что их — целых и неиспорченных — дошло до нас очень мало. Тем любопытнее взглянуть на подлинные костюмчики маленьких леди, которые носили все то же, что и взрослые модницы: корсет, турнюр (приставная подушечка, делавшая силуэт как бы вздернутым ниже талии), 12 нижних юбок и только потом уже платьице, пальто и т. д.

Многое не пропустила таможня, сетует Марина Иванова:

— Два дня мы простояли на границе в Украине, и ряд экспонатов были вынуждены оставить. У нас был ковер, на котором манекеныдети должны были сидеть. Мы предполагали сделать детскую комнату. Однако ковер пришлось выложить. Мы не смогли привезти серебряные сумки, даже шляпные коробки — редкие металлические и деревянные разных форм, фарфоровых кукол, велосипеды в виде лошадок... Их не пропустили через границу, потому что все это представляет серьезную ценность. Но что смогли, то привезли. 

В принципе, нам для выставки всего хватило.

Национальный исторический музей планирует продолжать сотрудничество с киевскими коллегами и в конце 2016-го, 2017 году показать новую выставку, еще более объемную. Но и того, что есть сейчас, хватит с лихвой, чтобы составить впечатление об эволюции моды на протяжении почти целого века. Каждый период (а вкусы модниц серьезно менялись примерно раз в десять лет) представлен 2—3 туалетами из России, Западной Европы или США. Несколько прогулочных костюмов 1860-х, визитные платья 1880-х, наряды эпохи модерна и ар-деко, даже пара платьев 1930-х. Разумеется, есть и все сопутствующие, столь милые женскому сердцу штучки: кружевные шемизетки, бальные перчатки, атласные туфельки, шляпки, украшенные чучелами птиц, вязаные из бисера сумочки-омольерки (напоминают кошельки-”переростки” и предназначены для хранения мелких денег), веера и щедро отделанные кружевом зонтики. Неудивительно, что век назад господа нередко пускали себе пулю в лоб, разорившись на гардеробе своих жен и дочерей.

Так что, кому интересно, какие платья носила Скарлетт О’Хара или другие героини романов, а также как одевались наши собственные прабабушки (городская мода в Беларуси не очень сильно отличалась от российской и западноевропейской), поспешите в Национальный исторический музей, выставка продлится до 6 сентября. А уж от английских ситцев и индийского кашемира конца XIX века заколотится сердце не у одной современной модницы: чудо как хороши!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter