«Знаменка» решила узнать, какие проблемы есть в нашем синематографе, и спросила об этом у тех, кому есть что сказать: у руководителя киностудии, актрисы, прокатчика и зрителя.
Олег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:
– Основной вопрос киноиндустрии – собрать бюджет на кинопроизводство. Он может складываться из государственных средств и из внебюджетных. Это может быть частное финансирование, иностранное, даже краудфандинг – в общем, все, что не запрещено. Фильмы, которые снимаются у нас, имеют бюджет, сопоставимый со среднеевропейским. Ну чуть ниже.
Самая большая проблема заключается в том, что у нас нет рынка. В стране, где живет 9,5 миллиона человек, кинематограф – это затратная история. У нас недостаточное количество населения, недостаточное число кинотеатров, недостаточный объем рекламных бюджетов на телевидении. Если говорить об экономической эффективности, то ориентируемся на производство многосерийных фильмов для телевидения. Причем российского. Потому что наши телеканалы, к сожалению, не могут заплатить реальные деньги. Для кинопроката тоже снимаем, но надо понимать, что затраченных средств мы при этом не вернем.
И если нет рынка, значит, нет пространства, где можно заработать денег. Как вы думаете, будет ли у нас в такой ситуации формироваться класс продюсе-ров? Продюсер – предприниматель. Ему в этой отрасли пока не заработать.
Ну и третья проблема, которую я вижу, – необходимость смены творческих поколений, приход новой генерации режиссеров. Надо больше дебютных проектов – посмотреть, что из себя представляют молодые режиссеры.
В любом случае революцию в искусстве всегда делают молодые.
Василий Коктыш, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома:
– Когда-то давно, если в Грузии снимали фильм, то каждый грузин считал своим долгом посмотреть картину в кинотеатре. Наши люди менее патриотичны, и сегодня белорусское кино востребовано меньше, чем когда-то. У зрителя есть выбор: смотреть фильм по ТВ, найти его в интернете или сходить в кинотеатр. И прежде чем отдать деньги, он думает, какие впечатления получит от похода в кино.
Мы показываем все белорусские фильмы, даже те, что снимаются независимыми компаниями или частными лицами. Другое дело – в каком кинотеатре, в каком режиме и сколько дней. Если фильм будет иметь успех, мы, конечно, рады продлить прокат. Но при пустых залах крутить кино не можем. Это чревато убытками и невозможностью платить заработную плату людям.
В этом году за 9 месяцев мы показали 263 фильма. Из них – 5 белорусских премьер: «Бабу», «Бобруйск – Дакар», «Зло», «Чудо-остров, или Полесские робинзоны» и «Невероятные перемещения». Это составляет 1,9 процента от общего числа лент (Европа – 44 процента, Россия – 10,7). По количеству зрителей процент будет меньше. Кроме новинок мы организуем показ около 50 ретроспективных картин в год.
Сейчас на экранах фильм «Белые Росы. Возвращение», и на него неплохо идут. До этого зритель хорошо принял «Анастасию Слуцкую».
Говорят, сколько ты ни снимаешь, только 5 – 6 процентов имеют коммерческий успех. Голливуд выпускает около 1000 фильмов в год. По-настоящему зрителями востребовано где-то 60. В индийском Болливуде, который производит еще больше, чем Голливуд, тот же показатель. И если ты снимаешь всего несколько картин в год, то эти успешные проценты реже попадаются.
Валерия Арланова, актриса:
– Может быть, это такая национальная черта, но почему-то очень сложно в своих увидеть звезд. Например, приглашают меня на кастинг и предлагают главную роль. При этом ассистентка говорит: «Я вас зову на главную, но там уже запланирована московская актриса». Может быть, случится чудо, и возьмут. В прошлом году у меня было около десяти таких кастингов. Вот я прохожу пробы, режиссер доволен – все, будем работать. Но продюсер предлагает другую актрису, и это не обсуждается. Ему лучше взять медийную персону из Москвы. И получается, что наши актеры, занятые во второстепенных ролях, более востребованны.
Конечно, можно куда-то уехать. Кто-то так и делает… И тогда про них сразу вспоминают и говорят: «Это ж наши!»
Теперь того, что можно было бы назвать Искусством, снимается мало. Раньше ты шел на пробы и надеялся, что получишь роль, которая, может быть, изменит что-то в твоей жизни. Сейчас такого нет. В основном наши неизбалованные актеры соглашаются сниматься по возможности везде, куда приглашают. Когда нет съемок в белорусских картинах, сидят без работы либо снимаются в российских проектах. Например, я работаю в театре.
Роман Тарасевич, студент Академии искусств, зритель:
– Я большой любитель кино – бывает, по три раза в неделю езжу в Минск из Заславля, чтобы увидеть самые последние новинки, в том числе и белорусские. Мне как зрителю кажется, что у наших картин не все в порядке со сценариями. Иногда просто неинтересно смотреть. Не знаю, проблема ли это сценаристов.
Неплохие фильмы тоже есть. Полгода назад смотрел фильм «Кадет» о первом послевоенном лете в Западной Белоруссии. У нас любят снимать на подобную тематику. А недавно сходил на «Белые росы. Возвращение». Опасался, что выйдет второсортный фильм, попытка скопировать оригинал. Но получилось что-то свое, с душой. Достойная работа, не стыдно будет где-то показать.
Я почти не вижу рекламы белорусского кино. И это при том что специально интересуюсь. Случайному зрителю наткнуться на нее еще сложнее. Бывает, фильм крутят только в одном кинотеатре, да и то пару сеансов. Люди о них не знают. Может, и хотят сходить, но не могут найти в прокатной сетке. А прокатчикам тоже невыгодно их много ставить, потому что зрители не идут. Вот такой замкнутый круг получается.
Проблемы белорусского кинематографа
Что не так?
«Знаменка» решила узнать, какие проблемы есть в нашем синематографе, и спросила об этом у тех, кому есть что сказать: у руководителя киностудии, актрисы, прокатчика и зрителя.