Проблемы белорусского кинематографа

Что не так?

«Знаменка» решила узнать, какие проблемы есть в нашем синематографе, и спросила об этом у тех, кому есть что сказать: у руководителя киностудии, актрисы, прокатчика и зрителя.
«Знаменка» решила узнать, какие проблемы есть в нашем синематографе, и спросила об этом у тех, кому есть что сказать: у руководителя киностудии, актрисы, прокатчика и зрителя.

Олег СильвановичОлег Сильванович, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм»:

– Основной вопрос киноиндустрии – собрать бюджет на кинопроизводство. Он может складываться из государственных средств и из внебюджетных. Это может быть частное финансирование, иностранное, даже краудфандинг – в общем, все, что не запрещено. Фильмы, которые снимаются у нас, имеют бюджет, сопоставимый со среднеевропейским. Ну чуть ниже.

Самая большая проблема заключается в том, что у нас нет рынка. В стране, где живет 9,5 миллиона человек, кинематограф – это затратная история. У нас недостаточное количество населения, недостаточное число кинотеатров, недостаточный объем рекламных бюджетов на телевидении. Если говорить об экономической эффективности, то ориентируемся на произ­водство многосерийных фильмов для телевидения. Причем российского. Потому что наши телеканалы, к сожалению, не могут заплатить реальные деньги. Для кинопроката тоже снимаем, но надо понимать, что затраченных средств мы при этом не вернем.

И если нет рынка, значит, нет пространства, где можно заработать денег. Как вы думаете, будет ли у нас в такой ситуации формироваться класс продюсе­-ров? Продюсер – предприниматель. Ему в этой отрасли пока не заработать.

Ну и третья проблема, которую я вижу, – необходимость смены творческих поколений, приход новой генерации режиссеров. Надо больше дебютных проектов – посмотреть, что из себя представляют молодые режиссеры.

В любом случае революцию в искусстве всегда делают молодые.

Василий КоктышВасилий Коктыш, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома:


– Когда-то давно, если в Грузии снимали фильм, то каждый грузин считал своим долгом посмотреть картину в кинотеатре. Наши люди менее патриотичны, и сегодня белорусское кино востребовано меньше, чем когда-то. У зрителя есть выбор: смотреть фильм по ТВ, найти его в интернете или сходить в кинотеатр. И прежде чем отдать деньги, он думает, какие впечатления получит от похода в кино.

Мы показываем все белорусские фильмы, даже те, что снимаются независимыми компаниями или частными лицами. Другое дело – в каком кинотеатре, в каком режиме и сколько дней. Если фильм будет иметь успех, мы, конечно, рады продлить прокат. Но при пустых залах крутить кино не можем. Это чревато убытками и невозможностью платить заработную плату людям.

В этом году за 9 месяцев мы показали 263 фильма. Из них – 5 белорусских премьер: «Бабу», «Бобруйск – Дакар», «Зло», «Чудо-остров, или Полесские робинзоны» и «Невероятные перемещения». Это составляет 1,9 процента от общего числа лент (Европа – 44 процента, Россия – 10,7). По количеству зрителей процент будет меньше. Кроме новинок мы организуем показ около 50 ретроспективных картин в год.

Сейчас на экранах фильм «Белые Росы. Возвращение», и на него неплохо идут. До этого зритель хорошо принял «Анастасию Слуцкую».

Говорят, сколько ты ни снимаешь, только 5 – 6 процентов имеют коммерческий успех. Голливуд выпускает около 1000 фильмов в год. По-настоящему зрителями востребовано где-то 60. В индийском Болливуде, который производит еще больше, чем Голливуд, тот же показатель. И если ты снимаешь всего несколько картин в год, то эти успешные проценты реже попадаются.

Валерия АрлановаВалерия Арланова, актриса:


– Может быть, это такая национальная черта, но  почему-то очень сложно в своих увидеть звезд. Например, приглашают меня на кастинг и предлагают главную роль. При этом ассистентка говорит: «Я вас зову на главную, но там уже запланирована московская актриса». Может быть, случится чудо, и возьмут. В прошлом году у меня было около десяти таких кастингов. Вот я прохожу пробы, режиссер доволен – все, будем работать. Но продюсер предлагает другую актрису, и это не обсуждается. Ему лучше взять медийную персону из Москвы. И получается, что наши актеры, занятые во второстепенных ролях, более востребованны.

Конечно, можно куда-то уехать. Кто-то так и делает… И тогда про них сразу вспоминают и говорят: «Это ж наши!»
Теперь того, что можно было бы назвать Искусством, снимается мало. Раньше ты шел на пробы и надеялся, что получишь роль, которая, может быть, изменит что-то в твоей жизни. Сейчас такого нет. В основном наши неизбалованные актеры соглашаются сниматься по возможности везде, куда приглашают. Когда нет съемок в белорусских картинах, сидят без работы либо снимаются в российских проектах. Например, я работаю в театре.

Роман ТарасевичРоман Тарасевич, студент Академии искусств, зритель:

– Я большой любитель кино – бывает, по три раза в неделю езжу в Минск из Заславля, чтобы увидеть самые последние новинки, в том числе и белорусские. Мне как зрителю кажется, что у наших картин не все в порядке со сценариями. Иногда просто неинтересно смотреть. Не знаю, проблема ли это сценаристов.

Неплохие фильмы тоже есть. Полгода назад смотрел фильм «Кадет» о первом послевоенном лете в Западной Белоруссии. У нас любят снимать на подобную тематику. А недавно сходил на «Белые росы. Возвращение». Опасался, что выйдет второсортный фильм, попытка скопировать оригинал. Но получилось что-то свое, с душой. Достойная работа, не стыдно будет где-то показать.

Я почти не вижу рекламы белорусского кино. И это при том что специально интересуюсь. Случайному зрителю наткнуться на нее еще сложнее. Бывает, фильм крутят только в одном кинотеатре, да и то пару сеансов. Люди о них не знают. Может, и хотят сходить, но не могут найти в прокатной сетке. А прокатчикам тоже невыгодно их много ставить, потому что зрители не идут. Вот такой замкнутый круг получается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter