Что наша жизнь?.. Сериал?

Один из самых блестящих писателей-интеллектуалов мира, автор нашумевших романов «Имя розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко как-то признался, что… любит латиноамериканские телесериалы. Удивленному своему собеседнику мэтр ответил, что девяносто семь процентов «мыльных опер» — безусловно, мусор. Равно как и такое же количество… кинокартин и книг, снимаемых и издаваемых по всему свету. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения фильмов и книг вообще. С мнением Умберто Эко, к слову, профессора Болонского университета, именитого специалиста по Средневековью, согласится, по крайней мере, половина населения планеты: сколько бы ни ругали сериалы критики, почитателей у самого слезливого из тележанров – хоть отбавляй. Избалованному зрителю сегодня предлагаются даже ТВ-каналы, транслирующие исключительно сериалы. Пока, правда, только зарубежные. Хотя в последнее время впору говорить об экранной экспансии российских «мыльных опер» (с кочующим актерским составом), которые изрядно потеснили латиноамериканских собратьев. Белорусские же сериальные «ряды» пока весьма и весьма малочисленны.
Я бы в штирлицы пошел… Вот уже лет пятнадцать «мыльный час» вносит изрядные коррективы в домашний и (случается) рабочий распорядок. Впрочем, и четверть века назад, по свидетельству современников, незабвенные «Семнадцать мгновений весны» самым непредсказуемым образом сказывались даже… на криминальной обстановке в стране: количество преступлений во время выхода в эфир очередной порции приключений штандартенфюрера Штирлица существенно уменьшалось. Не говоря уж о том, что каждый второй советский мальчишка мечтал пойти по стопам героя Вячеслава Тихонова. Казалось, куда уже дальше и больше может простираться влияние сериалов на вполне реальную жизнь? И тем не менее… Дачные участки с легкой руки создателей «Рабыни Изауры» лет десять подряд мы именуем фазендами. Нет-нет да и встречаются даже в небольших райцентрах мальчишки и девчонки с очень уж экзотическими именами – разыскать можно и Габриэль, и Мэйсона. Объясняется это просто: появились на свет ребята в расцвет популярности «Санта-Барбары» и «Просто Марии». (Сегодня же, по словам сотрудников отдела ЗАГС Центрального района Минска, если малыша и называют необычно, то делают это иностранцы и, конечно же, без какой-либо привязки к сериальным героям.) Безусловно, главная тема практически любого «уважающего» себя сериала – любовь. Причем наука обольщения, диктуемая экранной модой, зачастую берется на вооружение соотечественницами. Правда, латиноамериканские (да и российские) страсти малоприменимы к жизни: в основе тех и других лежат все те же схематичные сказочные сюжеты, не меняющиеся в течение веков. Яркий пример тому – весьма успешный «Салон красоты» с Ольгой Кабо в главной роли, рассказывающий об истории современной Золушки, хотя давно уже известно, что принцессами, в большинстве своем, не становятся, а рождаются… …Сложно сказать, как и сколь сильно повлияли «Скорая помощь», «Улицы разбитых фонарей» на вступительные конкурсы, например, в медицинский университет и Академию МВД, но, по словам знакомого терапевта, претензии болеющей клиентуры к врачам существенно возросли. Даже старушки бойко сыплют специальными терминами и требуют сделать загадочную, но, по их убеждению, всепомогающую томограмму. В то же время авторитет сотрудников правоохранительных органов возрос, по крайней мере, среди мальчишек — дворовые игры в «ментов» все еще в моде. Другое дело, что в конкурентную борьбу с ними вступила… «Бригада». — Сериалами занимаются люди, которые хотят заработать деньги, — считает российский режиссер Геннадий Сидоров, недавно посетивший Минск с премьерой своего фильма «Старухи», призера прошлогоднего фестиваля «Лістапад». – К искусству это не имеет никакого отношения: выдавать «жвачку» по 52 минуты в серии не так уж и тяжело. Но, надеюсь, эта волна пройдет – и в год будут выпускать максимум две-три высокохудожественные ленты (хороший пример тому — «Идиот»). С другой стороны, «Бригада» – тоже весьма качественный продукт, но тут режиссер направил свой талант совсем в другую сторону: дети, играющие в Сашу Белого, согласитесь, не самый лучший вариант. Кстати, в одном из городков Брянской области подростки, насмотревшись российского аналога «Однажды в Америке», воплотили-таки экранный опыт в жизнь: подходили к зазевавшемуся прохожему с классическим: «Закурить не найдется?» (перед этим учтиво уточнив: «Мы из бригады»). А после отрицательного ответа сбивали человека с ног и… дальше начинался фильм ужасов с реальными жертвами. Криминальный сценарий с теми или иными сюжетными повторами «Бригады» прижился, увы, во многих регионах России. Случайного шампуня в кадре не бывает Конечно же, не только отрицательные изменения привносят сериалы в нашу жизнь. В частности, экранная версия романа «Идиот» в многосерийной постановке режиссера Владимира Бортко существенно сказалась… на продажах произведений Федора Михайловича Достоевского. — Сегодня сериалы можно назвать двигателем книготорговли, — считает директор столичного книжного магазина «Центральный» Людмила Рязанцева. – Тенденция эта стала очевидна еще в начале девяностых, когда на экраны вышли первые «мыльные оперы». С точки зрения дохода, показ практически любого фильма или сериала, снятого по литературному произведению, — благо для магазина. Например, после проката «Петербургских тайн» продажи «Петербургских трущоб» Всеволода Крестовского возросли в двадцать-тридцать раз. То же самое происходило и с «Идиотом» (причем раскупались и дешевые, и дорогие подарочные издания). Сегодня минчане активно приобретают «Черного ворона» и «Две судьбы», в основу которых легли сценарии сериалов. Но что там возросшие продажи... Неожиданным образом сказалось отключение электричества во время показа популярного сериала «Маримар» в Сенегале: это вызвало нешуточные беспорядки, полиции даже пришлось применять слезоточивый газ. Весьма кстати тут вспоминаются многолюдные манифестации у Останкино с требованием возобновить показ «Санта-Барбары». Вносят сериалы свою лепту и… в популяризацию уважительного отношения к своему здоровью. После того как у героини одной из венесуэльских «мыльных опер» обнаружился рак молочной железы, в стране наблюдался резкий рост консультаций у онкологов. А вот чилийская организация по лечению рака недавно потребовала изменить сценарий теленовеллы «Шабаш», главный герой которой — больной лейкемией — решает пренебречь лекарствами-больницей и провести остаток дней в свое удовольствие. Кстати, среди рекламщиков существует термин Product Placement (с англ.: размещение продукции. – прим. авт.), подразумевающий «включение» товара или торговой марки в сюжетную канву кинофильма, компьютерной игры или сериала. Естественно, оплаченное. То есть получается — случайного шампуня, не говоря уж об автомобилях, в кадре не бывает… В России эта необычная ниша потихоньку начинает заполняться. Например, в сериале «Супермаркет», снимаемом каналом ТВЦ, действие происходит в известном московском торговом доме. Планируется создать минимум двенадцать серий стоимостью 75 000—80 000 долларов каждая. Любопытно, что на сайте телеканала ОНТ на страничке, рассказывающей о первой отечественной «мыльной опере» «Отель исполнения желаний», скромно значится: «По вопросам размещения Product Placement обращаться по телефонам»... К слову, в Беларуси «Отель исполнения желаний» стал пробным «сериальным» камнем, в то время как материальные, так и творческие ресурсы «Беларусьфильма» давно и успешно используются российскими режиссерами. В частности, на отечественной киностудии снимались все три части «Каменской», «Вокзал» и «Закон». Мыльная лихорадка Думаю, многие помнят привилегированное положение соседа по даче, счастливого обладателя телевизора, экран которого во время тех же «Богатые тоже плачут» притягивал практически полный состав отдыхающих. А истории о том, что жена («нехорошая женщина») отказывается подогревать ужин, пока не закончится «Земля любви», в то время как чей-то муж в чувствах выкинул телевизор из окна, не в силах каким-либо другим способом повоздействовать на любовь супруги к сериалам, давно уже стали притчей во языцех. Безусловно, необычайное пристрастие людей к «мыльным операм» привлекло ученых. По мнению психологов, просмотр сериала – это своеобразное ритуальное действо, почти медитация. Много месяцев подряд, в одно и то же время знакомые герои уносят зрителей в нереальный мир, где можно забыть о заботах и тревогах, где добро торжествует, а зло легко узнаваемо. Американские исследователи в семидесятые годы доказали: «мыльные оперы» уменьшают выделение гормонов стресса — катехоламинов, а боевики и триллеры – увеличивают. Российские же ученые утверждают, что просмотр сериалов обладает определенным терапевтическим эффектом, особенно для больных гипертонией, нейроциркуляторной дистонией и другими сердечно-сосудистыми нарушениями, в основе которых лежат сбои нервной регуляции. Однако некоторые зрители слишком остро реагируют на происходящее, и это иногда сопровождается нежелательными реакциями. Поэтому подходить к «мыльным операм» как к средству лечения нужно с осторожностью: реакция нервной системы на телевизионные страсти зависит от особенностей личности, состояния сердечной мышцы, уровня выработки гормонов. И Роберто тоже… Недавно американский журнал «Forbes» опубликовал список богатейших людей планеты. В тройку «самых-самых» латиноамериканцев вошли бразилец Роберто Мариньо, владелец медиахолдинга «Rede Globo» (2-е место, 6,4 миллиарда долларов), и венесуэлец Густаво Сиснерос, хозяин телекоммуникационной группы «Cisneros» (3-е место, 3,5 миллиарда долларов). Обе компании – крупнейшие производители сериалов… И это не удивительно: стоит только просмотреть программу любого из телеканалов. Допустим, Первого национального за 17 марта: 9.05 – «Одиссея», 10.05 – «Время – деньги», 11.05, 17.30 – «Богатые и знаменитые», 15.10 – «Студенческая жизнь», 19.05 – «Клеопатра» и в заключение 20.00 — «Пейзаж с убийством». Все это сериалы: шесть за день, причем один – с повторением. И так (за редким исключением) на каждом канале.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter