Что наша жизнь? Кино! Сегодня начнется “Лістапад”

Попасть на церемонию открытия XVI Минского международного кинофестиваля смогут в отличие от прошлых лет все желающие – во всяком случае те, кто купил билеты. Ведь в прошлые годы билеты вообще не продавались, вход был только по пригласительным. Каждый год в дирекцию фестиваля поступало много телефонных звонков: "Почему попасть на церемонии можно только по пригласительным?" И вот наконец сделан шаг навстречу «рядовому» зрителю. Все билеты проданы не только на церемонию открытия, но и на закрытие форума. Хотя на другие показы еще можно успеть приобрести заветные «пропуски». Начнется сегодня «Лістапад” с показа фильма Павла Лунгина "Царь". Картину будут демонстрировать одновременно во всех пяти залах кинотеатра "Беларусь". Официальное же открытие форума пройдет во Дворце Республики.

Режиссер-документалист Галина АДАМОВИЧ – одна из тех, кто на «Лістападзе» будет выбирать лучшую картину в номинации «Неигровое (документальное) кино». Она, конечно, еще не знает победителя. Зато назвала в интервью «НГ» лучший, по ее мнению, отечественный фильм года и рассказала, существует ли “фестивальная мафия”.

Галина Адамович уверяет, что профессиональный опыт каждого члена жюри позволяет объективно судить, кто действительно достоин лавров “Лістапада”. Культовый режиссер и член жюри фестиваля открыто поделилась своими взглядами о хорошем и неудачном кино, современных проблемах отечественного кинематографа.
— Конечно, выбирать гораздо легче, чем участвовать в конкурсе. Я бы отметила фильм “Химия” польского режиссера Павла Лозиньского. Он уже получил много наград на мировых фестивалях. Снятая в традициях классической польской школы кинодокументалистики картина “Химия” — это наблюдение за жизнью людей, больных раком. Но автор фильма не показывает больничную действительность, а концентрируется на личности своих героев, которые умеют радоваться жизни, смеяться, шутить.
— А что вас более всего впечатлило из увиденного в последнее время на белорусском экране?
— Однозначно это “Волки” Александра Колбышева. Хорошая внятная история. И впервые за много лет проделана прекрасная работа с актерами. Кино, за которое не стыдно. И главное — наше! Пожалуй, “Волки” могут  оправдать существование киностудии “Беларусьфильм”.
— Как вы считаете, кино — это вымысел или отражение правды жизни?
— Все люди — актеры, как сказал Шекспир. Все мы играем роли: роль мамы, режиссера, любимой женщины. Мы знаем, как себя вести в бассейне, а как в банке. Так и кино — это игра. Значит, жизнь и кино взаимосвязаны, одно без другого уже не может существовать в современном мире.
— Отечественный кинематограф многие ругают. А в чем суть претензий?
— У меня со многими режиссерами расхождения по поводу того, что хорошо в кино, а что плохо. Про сценарии я вообще молчу. Люди не ездят никуда, не смотрят работы коллег. А зачем куда-то двигаться, если деньги и так дают? Многие зарплату получают себе тихонько, на фестивалях ничего не выигрывают, а потом говорят, что, дескать, “мафия сидит”. А что происходит в реальности? Критика, журналисты молчат, проката тоже нет. Получается, зачем стараться, если сделал плохое кино, а зарплату опять получил? Такого нигде в мире нет!
— Ваш фильм “Мама придет” взял главный приз на кинофестивале “Урбан-ТВ” в Мадриде. Для многих это — предел мечтаний!
— Это действительно невероятно. Но факт. Иду я как-то по осеннему Минску, и вдруг раздается звонок мобильного телефона: “Приезжайте в Мадрид, заберите приз за ваш фильм”. Подарок судьбы!
— Вас порой упрекают в излишней правдивости, будто ваши картины показывают нашу действительность с нелицеприятной стороны. Вы согласны с таким обвинением?
— А я бы еще жестче показывала! Понимаете, каждый видит что-то свое. Для одних мой фильм “Заведенка” — это история о прекрасных чистых людях, другие же увидят в картине только покосившийся забор. Но на фестивалях жюри обращает внимание на другое: оценивается профессионализм, откуда ты приехал — абсолютно не важно. Смотрят только на качество фильма.
Завтра вечером в “Центр-видео” состоится премьера фильма Галины Адамович “Дар”. Это внеконкурсный показ. История о том, как богатые люди, хозяева челябинского завода решили построить в промзоне православный храм. А расписывать церковь пригласили белорусских иконописцев — супругов Алексея Дмитриева и Анну Балаш. Необычная история о том, зачем люди из разных концов земли собираются вместе, чтобы построить дом Божий. И только ли для этого? Приходите в кинозалы, следите за афишей “Лістапада” — и, возможно, получите с экрана ответы на животрепещущие вопросы бытия.

К гостям “Лістапада” по традиции с приветствием обратился Президент Беларуси. Александр Лукашенко особо отметил, что “за прошедшие годы этот культурный форум обрел огромную популярность и завоевал международный авторитет”: “В эти дни Минск превращается в одну из фестивальных столиц Европы, центр дружбы, общения и творческих контактов выдающихся мастеров экрана и молодых звезд. В наш сложный и прагматичный век людям не хватает настоящего, мудрого, доброго и человечного кино. Пусть же в нынешнем году фестиваль подарит зрителям множество таких фильмов, порадует яркими открытиями и интересными встречами с любимыми актерами и режиссерами”.

Закулисье

Смотрите, кто идет!

Занусси устроит мастер-класс, а Михалков останется дома
Как всегда, ожидается прибытие на “Лістапад” многих именитых гостей — заявки присланы из двадцати стран! Однако некоторые из знаменитостей подкорректировали свои планы.— Мы ожидали Никиту Михалкова, Андрея Кончаловского. Но в силу объективных причин они, к сожалению, не смогли приехать, — поделилась новостью Александра Захаревич, директор кинофестиваля. Она пояснила причины отсутствия мэтров: — Михалков говорит, что у него сейчас монтажный период. В принципе, ноябрь — это традиционно монтажно-тонировочный период, и поэтому достаточно тяжело “вырвать” кинематографистов на любые фестивали.
Между тем “Лістапад” обещает быть щедрым на события в регионах. В частности, к гомельчанам наведается сам Кшиштоф Занусси, а также литовские режиссеры. Кроме того, 16 ноября Занусси даст мастер-класс в Минске.
“Лiстапад-2009” представляет три конкурсные программы: полнометражных игровых фильмов, неигрового кино, полнометражных игровых фильмов для детей и юношества. Конкурсная программа игрового кино будет проходить в Доме кино. Конкурсные показы неигрового кино состоятся в “Центр-видео” (торговый центр “Столица”). Отборочной комиссии кинофестиваля представлено более 240 фильмов из 46 государств.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter