Новые роли и заботы актера Андрея Душечкина

Что наша жизнь — игра

Фото  facebook.com/duseckin

Договариваясь о встрече с Андреем Душечкиным, я готовилась к легкому, изящному интервью. Актер, чье имя так часто появляется в титрах всевозможных кино– и телепроектов, так плотно занятый в репертуаре театра, сцене которого хранит столь долгую верность, несомненно, человек счастливый и скрывать этого не станет. Да и не сможет. Они ведь такие, эти служители Мельпомены: без ролей их жизнь теряет всякий смысл, у востребованного же актера с каждым новым перевоплощением прибавляется и энергии, и вдохновения, даже когда не остается времени на отдых и нормальный сон, а работа над ролью превращается в болезненно изматывающий процесс. Жаловаться Душечкину сейчас как будто не на что — он успешно снимается чуть ли не всюду вплоть до голливудских проектов, спектакли с его участием собирают аншлаги, причем каждая новая работа в кино и на сцене Горьковского театра ярче предыдущей. И это уже не просто стечение обстоятельств, а правило без исключений.

Однако начался наш разговор с нот далеко не мажорных. Стоило только упомянуть последние роли Андрея в шекспировской «Двенадцатой ночи» или комедии «Леди на день» в театре имени Горького, заговорить о подмостках, проверяющих талант Душечкина вот уже 35 лет, как продолжать беседу о себе он уже не смог.

— До сих пор листаю книгу о Ростиславе Ивановиче Янковском, которую он мне подарил, хотя перечитывал ее не раз, — вздыхает Андрей, для которого этот театр и его люди всегда был домом в смысле самом буквальном. — Здесь я родился (вон там за кулисами стояла моя коляска), вырос, позже пришел сюда уже как актер... Эта книга — она ведь и про мою жизнь, на ее страницах я снова вижу маму, великую Александру Климову. Вдвоем с Ростиславом Янковским они создали не один шедевр, сколько лет я наблюдал за ними — молодыми, красивыми, сильными, это был золотой период театра. «Варшавская мелодия», «Двое на качелях» — гениальные спектакли. А «Макбет», «Антоний и Клеопатра»! Янковский и Климова играли королей и королев во всех классических постановках того времени, у обоих была совершенно сумасшедшая сценическая фактура, и это с ними наш театр имени Горького вышел в лидеры советских подмостков. Выше этой пары в нашем театральном искусстве для меня никого не было и наверняка не будет, но эта золотая страница перевернута, надо жить дальше, идти вперед, создавать новый театр...


Спектакль «Каштанка».

Впрочем, за театр я спокоен, он живет и будет жить. По–прежнему появляются прекрасные актерские работы, аншлаги — чуть ли не каждый вечер, театр прекрасно себя чувствует и впредь намерен оставаться здоровым. А вот кино... Тут все сложнее и интереснее.

— Интереснее — в смысле новых ролей?

— Не совсем... Ну да, сейчас я достаточно много работаю в кино с российскими коллегами, как, к слову, многие другие белорусские актеры. Российские проекты все так же активно снимают в Беларуси, и это роскошно — мы востребованы, появляемся на экранах вплоть до Камчатки, а поскольку работают белорусские актеры хорошо, нас запоминают, снова зовут сниматься и предлагают уже далеко не эпизодические роли. «Беларусьфильм» загружен работой, операторские, технические службы, актерский состав нашей киностудии сегодня способны удовлетворить самого придирчивого продюсера, при участии «Беларусьфильма» наверняка появится еще не один десяток фильмов под российским брендом. Все довольны, на одном этом мы можем прекрасно прожить всю свою жизнь...

«Деточки».

— Как мать, которая всю себя отдала детям и однажды вдруг обнаружила, что внутри — пустота...

— Вот! Рано или поздно, но мы просто обязаны создать свое медийное пространство, не «при участии», а именно свое. Пусть даже на базе «Беларусьфильма» появятся новые студии и кинокомпании, но — свои, которые будут платить налог своему государству и искать себя на своем национальном уровне. Верю, что все будет — нет никаких причин, чтобы не было. Есть отличная база, люди талантливые... Скажем, сейчас по фестивалям пошел фильм «Дорога к матери», который осенью выйдет в широкий прокат. Серьезнейший национальный казахстанский проект, не меньше половины которого осуществлялось в Беларуси. Вся военная часть и сцены в детском доме снимались у нас, и одна из главных ролей досталась мне, хотя пробы были очень долгими и тяжелыми даже на эпизоды. Я сыграл директора детдома, где вырос Ильяс, мальчик, вокруг которого выстроена история целой страны. Война, плен, лагерь, откуда он пытается вызволить моего героя годы спустя — там много всего... Кроме меня, в этом фильме снялись и другие белорусы — Слава Павлють, Андрей Сенькин. Премьера состоялась на Московском кинофестивале, сейчас картину повезут в Монреаль... Тем временем сохраняется устойчивое мнение, что достижений в кинематографе у белорусов нет никаких. Ну как же так, когда включаешь телевизор, а там кругом — мы! Например, осенью же выйдет 60–серийная семейная сага с криминальным уклоном «Фамильные ценности» с моим участием, это будет просто новая «Санта–Барбара». Чуть ли не на днях завершились съемки криминального сериала «Куба», где я с большим удовольствием сыграл чудака–поэта — такие образы мне близки. До этого был «Пост» у режиссера Константина Статского, полный метр, съемочная группа — Голливуд, Испания, Россия, Беларусь. В одной из главных ролей — Дмитрий Шевченко, с которым мне давно хотелось сняться, еще после фильма «Бой с тенью». Кстати, там я получил роль начальника контрразведки. По сценарию основное действие происходит после ядерного взрыва, появляются мутанты, зомби — все в лучших традициях Голливуда. И я — круглые очечки, улыбка, а в душе — безжалостный маньяк...

«Дорога к матери».

— Ну как раз в такой роли я могу вас представить, несмотря на все ваше обаяние. Как говорят, в тихом болоте...

— Там такое болото внутри! И как же я рад был этой роли, особенно после десятков врачей, которых довелось сыграть, уже тошно было от таких предложений.

— Почему же соглашались?

— Кино — не театр, это отдельный мир. И если тебе звонят и что–то предлагают, это не значит, что так будет всегда. В один далеко не прекрасный день моему любимому Александру Демьяненко перестали звонить — тому самому Шурику, которого обожала вся страна. Человек выдавал пальто в гардеробе, пока не заключил контракт как дублирующий актер, после чего озвучил чуть ли не все, что выходило на советский экран. Или вот Фрунзик Мкртчян — еще одна драматичная история... Правда, когда мне позвонили по случаю начала съемок двухсерийного совместного проекта «Давайте познакомимся» с предложением попробоваться на роль очередного врача, я отказался и отправился в гастрольный тур с «Песняром», спектаклем Горьковского театра памяти Владимира Мулявина. И представляете, только вернулся — звонок: «На пробы приходить не надо, вы утверждены». Ладно, решил, одним врачом больше — уже непринципиально. Снялся. И заодно познакомился с Александром Канановичем. Хороший режиссер, подробный.

— Насколько помню, Кананович — один из последних учеников Михаила Пташука.

— Вот и я о том же. Все у нас есть, и актеры, и режиссеры достойные, а пазл никак не складывается... 20 июля у меня начинаются съемки у Дмитрия Астрахана, дальше Володя Янковский запускается с четырехсерийным фильмом про театр — все это очень интересно, но, увы, как и раньше — пока только совместное кинопроизводство.

— Судя по всему, спрашивать у вас о планах на летний отпуск бессмысленно.

— Какой отпуск — у меня сын поступает на актерский!

— Не пытались удержать его от такого рискованного шага? Родительская слава для начинающего актера ведь то еще испытание, вам это хорошо известно.

— Известно. Но я всегда говорил сыну: не ищи легких путей. Мужчине это вредно. А сцена вообще жестока. Но справедлива. Отсутствие таланта не спрячешь. Но и родительская слава не помешает ему проявиться.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter