В поисках утраченного. История уникальных экспонатов, представленных на выставке «Тайны канцелярии» в Национальной библиотеке Беларуси

Что написано пером

На протяжении большей части своей истории человечество не знало, что такое письмо. К умению запечатлевать информацию люди шли не одно тысячелетие. Современному человеку сложно представить, что для такой простой задачи нашим предкам приходилось брать в руки камень и выбивать им нужные знаки на стенах пещер. Сегодня мы относимся к карандашу или ручке как к обыденным предметам. А для пращуров это были дорогостоящие инструменты и вещи, подтверждающие статус. Как осуществился переход от камня и пера к автоматическим ручкам и роскошным письменным наборам, можно проследить на выставке «Тайны канцелярии».


Автор проекта — исследователь, лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов — подготовил для посетителей немало сюрпризов. Приоткрыть историю белорусской письменности он предложил в продолжение совместного проекта «СБ. Беларусь сегодня» «В поисках утраченного». Окунуться в мир письменного дела краевед на сей раз предлагает не через литературные источники, а через инструменты, с помощью которых книги создавались. Подробнее об этом мы расскажем в серии статей нашей постоянной рубрики. Первый материал — о том, как и на чем писали в древности.

Письмо развилось из человеческой потребности сохранить накопленные знания. Обычаи, традиции нужно было передавать следующим поколениям. Да и вопросы, связанные с зарождающимся разделением труда и обменом товаров, требовали учета.

В Древней Руси писали на специальных деревянных дощечках, которые чем-то напоминали поднос, заполненный воском. Эти устройства назывались церы. По воску царапали буквы. При необходимости их можно было стереть и использовать дощечку заново. Знаки наносили с помощью писал, которые изготавливались из кости, дерева или металла. По форме напоминали палочки длиной до двадцати сантиметров с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Писала X—XV веков украшались резьбой и орнаментом.

Много стараний приходилось приложить и для поиска того, на чем писать. Наши предки облюбовали для этой цели кору березы — бересту. На ней, как и на церах, выводили слова писалами. Чаще просто выцарапывали нужный текст. Береста была достаточно удобным материалом для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной.
Металлические перья для письма украшали рубинами и даже бриллиантами.
Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Этот материал представлял собой особым образом выделанную телячью кожу. Чтобы привести ее в нужное для изготовления книги состояние, необходимо было затратить много сил и времени. Поэтому книги в то время были очень дорогостоящими. Причем их стоимость зависела и от красоты почерка переписчика.

Каждая страница украшалась рамкой с орнаментом, в которую потом вносили текст. Большое значение придавали первой букве на странице. Отсюда и красная строка. Вблизи первой буквы размещали небольшую картинку-миниатюру, которая отражала смысл написанного. Заголовки писались вязью — особым декоративным начертанием букв. Поля тоже украшались рисунками.

На выставке «Тайны канцелярии» можно увидеть чернильницы XV—XVIII веков. Их изготавливали из бронзы. По форме они напоминают небольшую бутылочку с верхом в форме арки. Их удобно было подвешивать за специальные ушки на шнурок и носить на поясе. Передняя часть чернильницы нередко украшалась объемными сюжетами из мифов и сказок.

Чернильницы были не только сосудом для хранения чернил, но и статусным аксессуаром.

Чернильница знатной особы. XV—XVII века.

Чернила изготавливались просто. Основой для них чаще всего служила камедь — смола некоторых видов акаций либо вишни. В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет. Чтобы сделать черные чернила, использовали сажу. Коричневый цвет получался после добавления ржавчины или бурого железа. Голубой давал медный купорос, красный — ртутный минерал киноварь. Применяли и природные материалы. Например, сок черники, ягоды бузины, корень спорыша. Из крушины получали яркие пурпурные чернила, а из листьев растений — зеленые. Чернила готовили незадолго до использования, а перед применением разводили водой.


Старинные чернильницы. XVI—XVII века.

   Передавать свою речь путем нанесения на разные поверхности научились несколько тысячелетий назад.
На пергамене писали остро заточенными перьями. Они могли быть тростниковыми. Брали также гусиные, они были наиболее прочными и долго держали заточку. Интересный факт: больше использовали перья из левого крыла птицы, так они лучше ложились в правую руку переписчика. Перья обезжиривали, вываривая в щелочи, закаливали в горячем песке и затачивали ножом. Для написания заглавных букв могли использоваться также тонкие кисточки.

Тростниковое перо XVI века. Таким мог пользоваться Франциск Скорина.

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перья пришли в Россию и поначалу стоили очень дорого. Их делали не просто из стали, а из драгоценных металлов. Саму палочку украшали рубинами и даже бриллиантами. Такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических перьев, гусиные своего места не уступали. В конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter