Что написано пером...

Парламентарии намерены усовершенствовать работу с обращениями граждан

Парламентарии намерены усовершенствовать работу с обращениями граждан

Работа с обращениями граждан и юридических лиц является эффективным средством обратной связи между государством и обществом. В нашей стране для этого приняли соответствующий закон. Ввели даже такую форму, как электронные обращения. Но важно еще оценить, как закон применяется на практике. Не секрет, что нередко заявители и представители местной вертикали не могут найти общего языка. И не только по вине чиновников. Очень часто граждане откровенно злоупотребляют своим правом. Есть и «профессиональные» жалобщики, на счету которых не одна сотня заявлений. Много дискуссионных вопросов возникает и по поводу обращений через интернет. Как же усовершенствовать общение между органами власти и людьми? Какие препятствия еще встречаются в этой работе и как научить граждан уважать закон? Ответы на эти вопросы искали депутаты и сенаторы в Новогрудке, где прошло совместное выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ и Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству.

Работа на упреждение

Жительница агрогородка Ладеники обратилась в Новогрудский райисполком по поводу благоустройства нового жилья. Оказалось, строители дом сдали, но оставили после себя недоработки. Глава райисполкома Анатолий Маркевич лично выехал на место и там же с руководителем подрядной организации определил перечень работ с указанием конкретных сроков исполнения.

— Мы не обещаем, не строим иллюзий, а конкретно занимаемся вопросом, — пояснил Анатолий Мечиславович. — Да, есть проблемы, которые можно разрешить в одночасье. Но есть долгосрочные вопросы, и здесь человеку важно объяснить пошагово, что, когда и как будет делаться. Главное, чтобы люди выходили из кабинета с пониманием сути ответа.

Практика выездных приемов и прямых линий в районе закрепилась надежно. Причем многие обращения местная власть старается предупредить. Скажем, наступила пора заготовки кормов. И если умело организовать работу, заранее зная, кому и какая помощь необходима, звонков в райисполком не поступает. Возможно, именно поэтому количество обращений граждан в районе из года в год снижается.

Вы кто будете?

Но в жизни бывают и совсем другие ситуации, когда право на обращение используется даже не как право, а как средство неправомерного давления на орган власти. “Порой люди ставят необоснованные и невыполнимые задачи. Иногда обращения написаны очень эмоционально, доходит и до оскорблений”, — отмечает председатель Постоянной комиссии Совета Республики Лилия Мороз. Например, приезжает добрый молодец на крутом джипе и гневно требует от сельисполкома залатать в доме одиноко проживающей матери крышу или починить забор. Весной во время подтоплений вместо того чтобы взять лопату, прокопать траншею и отвести воду с участка, звонят в исполком и требуют немедленной помощи. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Андрей Наумович приводит такой пример: “Звонит мне ветеран войны: надо, дескать, обкосить участок к 9 Мая, пусть помогут навести порядок. Интересуюсь: а дети у вас есть? “Да, — отвечает, — три сына, живут в Минске”. — “А ну-ка дайте мне номера телефонов, я позвоню руководителям на их предприятия”. — “Нет, не надо, вопрос снимается”.

Встречаются и вовсе вопиющие примеры, когда дети или внуки, манипулируя немощными стариками, стремятся получить земельные участки или по-легкому решить жилищный вопрос. Наверное, пора предусмотреть меры ответственности для таких заявителей.

Добро пожаловаться или...

Много нареканий связано с обращениями людей, которые страдают определенными заболеваниями, но не лишены дее-способности. Среди них есть и так называемые профессиональные жалобщики, приходящие на прием с абсурдными вопросами. Например, одна из заявительниц направляет в парламент свои обращения еще с советских времен. На ее счету 748 заявлений и жалоб. К сожалению, действенных инструментов по фильтрации подобного рода жалоб в мире пока не найдено. В некоторых странах существует специальный список, куда вносятся имена таких людей. Но понимание и применение этого института остаются неоднозначными. Так или иначе, но эту тему, скорее всего, придется деликатно обозначить в законодательстве, считает Андрей Наумович.

Неохотно используют граждане такую форму, как обращение в суд с жалобой на неправомерные действия госорганов, констатировал заместитель начальника управления Национального центра законодательства и правовых исследований Николай Саванович. Если в органы исполнительной власти поступает порядка миллиона обращений за год, то в суды — менее одной тысячи. Кто-то не хочет платить госпошлину, а для кого-то судебный вариант пока непривычен.

В ходе обсуждения звучали мнения о том, что в законодательстве необходимо более четко прописать, какое обращение считать повторным. Также очень важно, чтобы заявители указывали номер телефона. В таком случае можно будет оперативно уточнить какие-то моменты, а не вступать в переписку по мелочам.

Все поступившие замечания и предложения будут учтены депутатами при корректировке законодательства, сообщил Андрей Наумович. Осенью пройдет республиканский семинар по данной проблематике. Не исключено, что поправки в закон об обращениях граждан будут разработаны уже в следующем году.

Фото БелТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter