Источник: Знамя юности
Знамя юности

Что нам задали

К прочтению обязательно. Школьники показали свои списки литературы на лето и честно рассказали, что им хочется прочитать, а что нет

Юлия Бельская 

Уйти на большие каникулы и получить внушительный список литературы в нагрузку – done. Ученики 6 – 11-х классов показали свои задания на лето и честно признались, что им хотелось бы почитать в свободное время, а что отложить на учебный год. Планы ребят прокомментировала учитель русского языка и литературы минской школы № 42 Юлия Бельская.


Дома с баснями Крылова

Екатерина Калинкова, учащаяся 6-го класса гимназии № 6, Гродно:

– В конце мая нам продиктовали список из 13 произведений различных авторов – русских и белорусских. Начну, пожалуй, с басен Крылова. Потом возьмусь за Михалкова и Толстого. Я люблю книги и хочу к осени прочесть все, что задали. Времени полно. Летом мне больше нравится сидеть дома за книгой, чем слоняться на улице. Тем более все подруги разъезжаются, а родители не разрешают мне гулять допоздна. Лучше уж читать, чем ничего не делать.

Литературный аппетит

Эвелина Рудковская, учащаяся 7-го класса школы № 65, Липецк:
– Хочется отдохнуть от учебы и радоваться летним каникулам, но список литературы из 32 произведений не дает полностью расслабиться. Я не книжный червь: гулять хочется больше, чем читать. К тому же предпочитаю выбирать книги по своему вкусу – тяготею к поэзии. Но деваться некуда: в сентябре по всем произведениям будет тест. Оценки важны, так что собираюсь стиснуть зубы и осилить хотя бы большую часть из списка. Иногда сама сочиняю стихи и рассказы, и, возможно, знакомство с творчеством классиков вдохновит на собственные произведения. Все же аппетит приходит во время еды.

Комментарий Юлии Бельской:

– Обычно учеников 6 – 7-х классов впечатляют грустные произведения – «Му-Му», «Дети подземелья», «Уроки французского». Многим подросткам в этом возрасте нравится мистика, поэтому «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя не игнорирует почти никто. В дополнение к школьной программе советую некоторым ребятам в зависимости от их увлечений и характера несколько внепрограммных произведений на лето – В. Короленко «Слепой музыкант», А. Грин «Бегущая по волнам», Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо». А программные в течение года они и так осилят.

Пару томиков экстерном

Мария Коляда, учащаяся 8-го класса школы № 49, Минск:
– Меня радует, что летом на литературу появляется гораздо больше времени и его можно посвятить книгам. В хорошую погоду читать предпочитаю на улице, совмещая приятное с полезным. Вот пару пунктов из моего списка: «Ромео и Джульетта», «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту». Всего – около двух десятков книг. Меня это число не пугает, многое из заданного уже давно прочла. Сейчас держу в руках книгу «Мальчик в полосатой пижаме», она не включена в школьную программу и, как мне кажется, зря. Когда переверну последнюю страницу, возьмусь за «451 градус по Фаренгейту» – с этим произведением я еще досрочно не знакомилась. Чего не скажешь о Достоевском: романы, которые будут изучать только в 10 – 11-х классах, изучила вдоль и поперек.

Гоголь не один

Павел Карпук, учащийся 9-го класса Знаменковской школы, Брестская 
область:
– Впереди – 9-й класс, взрослая жизнь, а количество литературы на лето отнюдь не детское. Шесть больших книг обязательны к прочтению плюс еще две дополнительно. Не хочу обидеть никого из классиков, но большая часть из списка мне кажется скучной. Так что «затариваться» в библиотеке или заполнять память в телефоне этими произведениями точно не буду. А вот мои одноклассники, к примеру, планируют осилить пару рассказов на военную тематику. Так что все очень индивидуально. Что хочу прочитать? Пожалуй, «Мертвые души», ведь к Гоголю у меня особый интерес. Дело в том, что Гоголь – фамилия моей матери, в социальных сетях я так и подписан. Да и творчество у него вполне интересное.

Комментарий Юлии Бельской:

– По моим наблюдениям, детям трудно дается древняя литература, а «Слово о полку Игореве» как раз входит в список для 9-го класса. Многие оставляют его на последний момент, а некоторые игнорируют вовсе. Все произведения рекомендую девятиклассникам читать с ручкой и блокнотом, делая для себя пометки – о главных героях, их характерах, основном сюжете. Проработанную таким образом книгу не придется перечитывать в течение учебного года – достаточно будет просто пролистать.

Собрались три классика

Даниил Ломейко, учащийся 10-го класса школы № 11, Солигорск:
– Завидуйте: наш список для обязательного прочтения состоит всего из трех пунктов: «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание». А теперь плохая новость: как известно, эти книги очень объемные и сложные, особенно «Война и мир». Меня к любителям чтения причислить трудно, разве что с большой натяжкой, а стопки из книг на столе скорее огорчают, чем радуют. Но обязательную литературу все равно планирую освоить в полном объеме – другой домашней работы на лето нет. А в школьные будни буду слишком загружен уроками.

Не терпится начать

Ксения Ровдо, учащаяся 11-го класса Мядельской гимназии-интерната:
– «Домашка» по литературе никогда не была для меня проблемой – обожаю читать. На лето список немаленький: около десяти книг по русской литературе и столько же по белорусской. И хотя на каникулах больше хочется гулять и отдыхать, чем сидеть за горой литературы, постараюсь прочесть как можно больше. Но выбирать последовательность буду по своему усмотрению. Начну с «Мастера и Маргариты» Булгакова. Много наслышана об этой книге, и мне уже не терпится открыть первую страницу.

Комментарий Юлии Бельской:

– Если бы составляла школьную программу, «Войну и мир» из обязательного списка однозначно бы убрала, оставив выбор за детьми: захотят – прочитают. Не потому, что произведение сложное или неинтересное для этого возраста. Просто школьники в таком объеме не читают (по крайней мере, классику). Взамен предложила бы старшеклассникам прочесть не только «Отцы и дети», но и «Дворянское гнездо» Тургенева. По моим наблюдениям, в этом возрасте детям больше интересны рассказы о любви и человеческих взаимоотношениях, поэтому ни в коем случае не стоит игнорировать такие произведения, как «Ромео и Джульетта», «Голубое и зеленое». Ученикам старших классов советую читать большие программные произведения летом, чтобы драгоценное время в учебном году потратить на подготовку к поступлению.

Карина САФРОНОВА, 
студентка Института журналистики БГУ



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?