Что нам сулит вхождение России в ВТО

В августе Россия — наш главный торговый партнер — вступила во Всемирную торговую организацию...
В августе Россия — наш главный торговый партнер — вступила во Всемирную торговую организацию. Дискуссии о последствиях этого шага продолжаются до сих пор. Ведь Россия взяла обязательства снизить импортные пошлины на многие товары. А поскольку границ между нашими странами нет, поток подешевевшего импорта может хлынуть и в Беларусь. Сложнее станет конкурировать и на общем рынке Единого экономического пространства. Однако большинство экспертов сходятся в главной позитивной оценке. Обострившаяся конкуренция подстегнет производителей к качественному развитию своих предприятий. Освоению премудростей современных маркетинговых стратегий.

Еще раз взвесить плюсы и минусы вступления России в ВТО я попросил заместителя министра иностранных дел Александра Гурьянова. Кратко приведу его мнение:
— Самое главное в связи со вступлением России в ВТО — не только оценивать негативные последствия, но и видеть, что за ними следует. Например, Беларусь довольно активно производит сельскохозяйственную технику, комбайны. И что, завтра мы получим возрастающие объемы импорта комбайнов из третьих стран? Нет. Во–первых, белорусские комбайны находятся в другом ценовом сегменте по сравнению с иностранными конкурентами. Во–вторых, уровень, до которого снижаются пошлины в связи со вступлением России в ВТО, фактически не влияет на ценовую конкурентоспособность нашей продукции.

Де, производителям есть над чем задуматься уже сейчас. Нервничать, конечно, смысла нет. Но ответственно подойти к решению задач модернизации — действие абсолютно логичное. Ориентированное на перспективу. Тем более что Беларусь сама стремится стать членом ВТО. В этом контексте вступление в ВТО России — своего рода тест для наших предприятий. Ведь новые правила будут распространяться на всю территорию ЕЭП. Есть хорошая возможность сыграть по ним тестовый матч и правильно спланировать стратегию модернизации. Оценить перспективы продаж. Это нынче важнее собственно производства. Надо уже сейчас просчитывать, с чем и куда идти, когда членом ВТО станет и наша страна и доступ белорусской продукции на рынки государств–участников станет легче.

Мои собеседники в МИД констатируют: переговоры по присоединению Беларуси активизировались. В ноябре запланировано заседание соответствующей рабочей группы. Оно готовилось еще в начале года. Но процесс затянулся: секретариат организации тогда вплотную занялся Россией.

Не раз звучало суждение о том, что в ВТО Беларусь попадет сразу в составе Единого экономического пространства. Да, ЕЭП создается на принципах ВТО. Однако это не значит, что в международную организацию наша страна войдет автоматически в составе интеграционной тройки. Все нововведения, которые будут приниматься в России в соответствии с ее новыми обязательствами, будут распространяться на Беларусь и Казахстан. Но договоренности в ТС и ЕЭП не затрагивают, например, сферу защиты страхового рынка или рынка сферы услуг. Здесь уже Беларуси придется договариваться с будущими партнерами по ВТО самостоятельно.

Александр Гурьянов обращает внимание на объективный интерес Беларуси к вступлению в ВТО. Это позволит нам разговаривать с игроками мирового рынка на одном языке. Произойдет либерализация торгового режима со многими партнерами. В общем, это не дань моде, а реальная необходимость. А на вопрос, когда же белорусская сторона ожидает окончательного присоединения к организации, замминистра ответил так:
— Буду сдержанным оптимистом. Назову, наверное, срок в два года. Это при позитивном сценарии.
Негативный вариант, кстати, не рассматривался.

МНЕНИЕ

Михаил Ковалев, декан экономического факультета Белорусского государственного университета:
— Вступление России во Всемирную торговую организацию постепенно делает российский рынок таким же, как рынок европейских стран или Америки. Подчеркну, постепенно, потому что по правилам вступления Россия получила переходный период до 2017 года.

И на российском рынке нашим производителям, например, продуктов питания придется конкурировать с производителями мяса и молока из Польши, стран Балтии. Это, с одной стороны, требует, чтобы мы модернизировали наши предприятия динамичнее. С другой стороны, разрабатывая долгосрочные стратегии развития, надо задумываться не только над тем, что наши предприятия будут производить, но и над тем, где и как они будут свою продукцию продавать. И обязательно нужно учитывать, что на рынок России будут допущены и балтийское молоко, и польское мясо. 

Это действительно представляет значительный вызов для наших предприятий. Но это вызов не сегодняшнего дня. К нему еще можно и нужно подготовиться.

Но уже сейчас с Россией мы находимся в Едином таможенном пространстве, и через нее дешевые импортные товары, безусловно, начнут проникать и в Беларусь. Для населения это только благо. Но белорусским производителям придется серьезно поднапрячься.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter