Белорусские туроператоры переориентируются на внутренний рынок и разрабатывают новые интересные маршруты и программы

Что на завтрак у туриста?

Уже более года мировой турбизнес живет в новой реальности закрытых границ и падения спроса. За это время многие владельцы туркомпаний искали способы остаться на рынке, а курорты и отели применяли меры для обеспечения безопасности своих клиентов. 2020-й ознаменовался заметным падением прибыли, а прогнозы на текущий год для мирового туристического рынка все еще остаются не самыми позитивными. Вместе с тем стал заметен и новый тренд, когда клиенты все чаще переключаются на внутренний туризм. Это побудило туркомпании разрабатывать новые маршруты и программы, а владельцев туристической инфраструктуры — предлагать новые услуги и варианты отдыха. И наша страна не исключение: у нас богатое историко-культурное наследие, уникальная природа и необходимая сеть объектов туриндустрии.

Сегодня важно умело продемонстрировать, что наша история богата на события, а природа способна удивить даже жителей страны.

Привлечь своего туриста

Накануне в нацпарке «Припятский» заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко во время заседания межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совмине обратил внимание, что события прошлого года дали понять нашим туркомпаниям, как важно уметь работать с нашим же туристом: 

— Жизнь сложилась так, что страны с теплыми климатическими условиями ввели определенные ограничения и перестали принимать туристов. Поэтому мы сейчас должны направлять туриста по нашим достопримечательностям, создавать ему отдых в комфортных условиях. Соответственно, загружать нашу туристическую инфраструктуру. Одна из таких мер — развитие внутреннего туризма. Ряд туристических компаний уже переориентировались на это направление. 

И делать ставку в этом вопросе предлагается на уникальные и традиционные элементы, которые присущи белорусской культуре. Наша история богата на события, а природа способна удивить даже самих жителей страны. Важно только продемонстрировать эти изюминки во всем своем многообразии. И для этого сейчас выбран хороший момент. Председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова ожидает, что в текущих условиях спрос на внутренний туризм должен увеличиться:

— Сейчас для туризма постепенно открываются Турция, Египет, Кипр. Но вопрос с границами до конца не решен, поэтому интерес наших туристов к Беларуси как территории для отдыха будет расти. Да, туристическая отрасль стала на паузу, но агроэкотуризм продолжает работу, несмотря на среднее падение в 20 процентов за 2020 год. 

По словам эксперта, в прошлом году владельцы усадеб отрабатывали противоэпидемиологические меры, кроме того, они создавали новые продукты, учитывающие требования к дистанцированию:

— Те владельцы усадеб, которые занимались массовыми мероприятиями, перенесли их на улицу. Здесь увеличилась дистанция, появились меры безопасности, сократилось число приглашенных до 25—30 человек. Уменьшились количество и масштаб корпоративных мероприятий, однако их программы стали содержательнее. 

Но в целом, по словам Валерии Клицуновой, сфера агроэкотуризма всегда была готова работать на белорусского потребителя, ведь чаще всего это и есть основная аудитория владельцев усадеб — до 80—85 процентов клиентов:

— Также сейчас формируется и новый сегмент потенциальных посетителей — белорусы, которые не уехали на зарубежные курорты, ранее не отдыхавшие на родине. Они сегодня направляются на отечественные объекты агроэкотуризма. Многие из них уже были приятно удивлены качеством и разнообразием сервисов. Думаю, в будущем часть этих людей у нас останется, соответственно, аудитория увеличится.

Положительно на развитии белорусского агроэкотуризма также скажется и то, что многие операторы, которые занимаются переориентацией на внутренний туризм, начинают разрабатывать интересные маршруты и программы.

— Полагаю, в этом направлении они продвинутся дальше. Текущая ситуация позволит обкатать эти программы и в будущем сделать их более привлекательными для зарубежных туристов, — отметила Валерия Клицунова.

Традиционные виды ремесленничества также являются притягательной чертой белорусской культуры.

Новый продукт для новых условий 

Пандемия принесла серьезный ущерб туротрасли. Однако любой кризис — это также момент для переосмысления своих возможностей и поиска выхода из сложившейся ситуации. Сегодня важно предлагать новые продукты, которые были бы более безопасными, масштабными, широко использовали цифровые возможности. Именно поэтому во время заседания межведомственного экспертно-координационного совета по туризму большое внимание уделили обсуждению проектов, которые сделают отдых в регионах более привлекательным.

Каждый регион представил пилотный проект в туристической сфере, актуальный не только для области, но и в целом в масштабах страны. На Гродненщине предложили создать туристические информационные кластеры. В свою очередь, в Брестской области хотят выстроить туристический регион «Припятское Полесье» с единой системой маршрутов и информационной инфраструктурой на базе инициатив местных жителей по использованию природного и историко-культурного потенциала. Проект позволит перезагрузить туристическое направление без больших денежных затрат и реализовать предложения, в которых заинтересовано население области. Потенциал Витебской области планируют раскрыть за счет проекта «Васильковый край», в котором будут задействованы возможности мобильного приложения. Пилотный продукт «Патриотический импульс» направит туристов на памятные места Гомельской области. Туристический кластер «Чигиринка» с объединением агроэкоусадеб, баз отдыха, туркомпаний, спортивных и культурных мероприятий предполагают запустить в Могилеве. 

По результатам экспертной оценки по критерию «актуальность» выделен пилотный проект Брестской области. По критерию «социокультурная эффективность» отмечены презентации Гомельской и Гродненской областей. Наиболее экономически эффективными названы предложения Могилевской и Минской областей. По показателю «инновационность» лидером стала Витебская область. Наивысший общий балл экспертной комиссии выставлен Минской области.

Туристическая отрасль стала на паузу, но агроэкотуризм продолжает работу.

Вектор на «Пристоличье»

Минская область предложила пилотный проект по разработке модели туристического кластера «Пристоличье». Инициатором проекта выступили Минский райисполком и главное управление спорта и туризма Минского облисполкома. Идея его создания появилась еще в 2019 году при подготовке к II Европейским играм. Как рассказала начальник отдела спорта и туризма Минского райисполкома Лариса Киреева, особенностью проекта является создание конкурентоспособного туристического комплекса, включающего функционирование объектов всех форм собственности путем эффективного использования богатых туристических ресурсов «Пристоличья». Минский район располагает развитой сетью объектов туриндустрии различной ценовой категории и может предложить интересный туристических продукт для всего населения. В основу создаваемого кластера входят материальная база УП «Республиканский спортивно-технический комплекс 

ДОСААФ», включающая уникальный развлекательный спорткомплекс мирового уровня с гоночными трассами для авто- и мотоспорта, а также сеть объектов туриндустрии: средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, объекты общественного питания и придорожного сервиса, досуговые и спортивные центры, агроэкоусадьбы и субъекты туристической деятельности, центры культуры и ремесел, расположенные на территории Новодворского, Луговослободского сельских советов и сопредельных территорий «Пристоличья».

Определенная роль в развитии кластера отведена промышленным и малым предприятиям Минского района, которые смогут реализовывать производимые товары с логотипом кластера, а также применять наружную рекламу для продвижения продукции.

— Период реализации проекта рассчитан на 2021—2022 годы. В 2021-м планируются разработка концепции, нормативно-правовой базы, интерактивной туристической карты и продвижение имеющегося туристического продукта кластера. На второй год уже предусмотрена основная работа — разработка технико-экономического обоснования, в том числе механизмов и инструментария взаимодействия предприятий всех форм собственности, входящих в кластер, — поделилась Лариса Киреева.

Целевая аудитория проекта — наши жители, а также население стран СНГ и дальнего зарубежья, отметила начальник отдела спорта и туризма Минского райисполкома: 

— Реализация данного проекта позволит создать устойчивую модель туристического кластера для малых городов и сельских поселений Беларуси.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter