Что на пути магистральном?

В статье «Левые» подъездные пути, или Как антикорчагинцы «железку» строили»...

В статье «Левые» подъездные пути, или Как антикорчагинцы «железку» строили» («ЮГ», № 6) мы рассказали о вопиющем случае, произошедшем на Лунинецкой дистанции пути. Начальник участка Сергей Герасимович и дорожный мастер Леонид Киндрук сбывали шпалы из пятого околотка у деревни Бостынь Лунинецкого района частному предприятию, которое строило подъездные пути пинскому комбинату. Естественно, не безвозмездно, за что и поплатились.

Недавно Белорусская транспортная прокуратура пошла дальше. Она проверила, как исполняется законодательство государственной дисциплины, директивные требования Президента во всем путевом хозяйстве Белорусской железной дороги. Хозяйство это, к слову, не малое: в нем трудятся 13 405 человек. Результаты проверки наводят на определенные размышления. Остановимся на некоторых болевых точках, которые обнаружились в ходе проверки.

Монтер пути – профессия опасная

На коллегии Белорусской транспортной прокуратуры особенно много вопросов возникло по поводу разного рода происшествий и инцидентов, связанных с монтерами пути. Ряд вопросов железнодорожным руководителям адресовали Белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин, а также выступивший с докладом начальник отдела БТП Александр Такун. Отвечая на один из них, начальник РУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» Игорь Шилов заявил, что средняя зарплата монтера пути по отделению составляет 1,2 миллиона рублей. Как следует из слов начальника службы пути управления Белорусской железной дороги Валерия Рогачева, она колеблется от одного до полутора миллионов рублей на предприятиях магистрали. Вроде, вполне сносная зарплата, а монтеров пути на дистанциях остро не хватает. Поэтому от нарушителей дисциплины избавляться не спешат. А они этим сполна пользуются.

Установлены факты, когда администрацией предприятий путевого хозяйства фактически скрываются грубые нарушения трудовой дисциплины подчиненными. Так, работниками ОВДТ во время рейда, проводимого на станции Новосады совместно с заместителем начальника Борисовской дистанции пути по идеологической работе, социальным вопросам и кадрам, было установлено, что трое монтеров пути 6-го околотка в рабочее время находились в состоянии алкогольного опьянения. Состояние рабочих определялось не на глазок: они освидетельствованы с помощью алкотестера. Факт, как говорится, железный. А какая реакция на него последовала?

Комиссией дистанции по борьбе с пьянством данный случай не рассматривался. Как следует из объяснений, которые дали монтеры пути, они в 16 часов 20 минут самовольно покинули рабочие места. Приказом начальника дистанции за самовольный уход с работы они лишены премии. А вот оценка факту нахождения монтеров пути в рабочее время в состоянии опьянения администрацией предприятия не дана. Возникает вопрос: не вместе ли со своими руководителями они искали уловку в виде самоволки? Ведь в противном случае за нахождение на работе в пьяном виде их следовало увольнять…

Серьезные вопросы возникают, когда анализируешь состояние дел с травматизмом. Надо сказать, что в целом на Белорусской железной дороге в последнее время наметилась тенденция к снижению количества случаев производственного травматизма. А вот травматизм в путевом хозяйстве остается на высоком уровне. В 2008 году производственные травмы получили 12 человек, в минувшем – 7. Смерть пострадавших за два года наступила в трех случаях. И наиболее травмоопасной в минувшем году стала профессия монтера пути: травмы получены 5 работниками.

В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должностные лица службы пути принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, произошедших в организациях хозяйства пути. По результатам расследований проведены оперативные совещания в организациях и у руководства ГО «Белорусская железная дорога». То есть меры и санкции предусмотрены жесткие. Как же они осуществляются?

Как правило, объявляются замечания, иногда выговоры тем руководителям, которые допускают вопиющие факты травматизма. Но настораживает вот что: должного эффекта это почему-то не дает. Смертельно травмированный и получивший тяжелую травму в минувшем году работники предприятий путевого хозяйства находились в состоянии алкогольного опьянения. Так, 28 октября на стрелочном переводе № 10 станции Борисов при производстве работ по очистке пути оступился, упал и получил травму грудной клетки помощник машиниста УП «Опытный завод путевых машин станции Пинск». На момент получения травмы, согласно медицинскому заключению, пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения (2,2 промилле).

При выполнении работ по очистке от снега стрелочного перевода № 2 на станции Ясельда 19 декабря поездом смертельно травмирован монтер Жабинковской дистанции пути. В крови пострадавшего обнаружен алкоголь в концентрации 1,1 промилле.

Эти и другие факты свидетельствуют, что руководством службы пути недостаточно организована и проводится на местах профилактическая работа по недопущению грубых нарушений трудовой дисциплины. Вполне закономерно Белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин при рассмотрении этого вопроса на заседании коллегии потребовал, чтобы руководители службы пути и Белорусской железной дороги в целом уделили самое пристальное внимание негативным фактам и тенденциям, прижившимся в далеко не всегда путевом хозяйстве.

Какие принимаются меры?

Согласно официальным сведениям, состояние дисциплины на предприятиях путевого хозяйства Белорусской железной дороги в 2009 году незначительно ухудшилось.

Согласно статистическим данным, работниками дистанций пути и предприятий дорожного подчинения (ПМС, ОЗПМ и др.) допущено 275 (267 в 2008 г.) нарушений. Возросло количество лиц, допустивших прогулы в дистанциях, — с 28 до 32. В прошлом году появились на работе в состоянии алкогольного опьянения 23 человека (20 – в 2008 году). Особую обеспокоенность у руководителей Белорусской транспортной прокуратуры вызывает тот факт, что 16 (почти вдвое больше, чем год назад) из них были связаны с обеспечением безопасности движения поездов.

Например, на Кричевской дистанции пути нарушители технологической дисциплины в редких случаях привлекаются к дисциплинарной ответственности. Это не способствует обеспечению надлежащей дисциплины среди работников. Лояльность руководства по отношению к нарушителям создает предпосылки для совершения ими проступков и в дальнейшем порождает чувство безнаказанности. Так, в течение 2009 года за неудовлетворительное содержание пути по 6 раз депремировались дорожный мастер и бригадир пути. Всего более трех раз лишались премиальной доплаты 17 работников дистанции. В ряде случаев подобная мера не соответствовала тяжести совершенного проступка. Так, дорожному мастеру 13-го околотка снижен размер премии за ноябрь лишь на 10 % за повторяемость отступлений 4-й степени на 172 км ПК-5 в течение трех месяцев.

На Воропаевской дистанции пути допускается большое количество нарушений трудовой дисциплины. В то же время со стороны руководства дистанции не принимаются в полном объеме меры, предусмотренные законом. Так, в 2008 году за нарушения трудовой дисциплины 28 работников дистанции два и более раза лишены премий полностью или частично, а в 2009 году — уже 34. Отдельные работники неоднократно в течение года лишались премии за нарушения трудовой дисциплины. Однако меры дисциплинарного характера к проштрафившимся работникам со стороны руководства дистанции пути приняты не были. Отчеты о проделанной работе руководителей подразделений дистанции, у которых допущен рост нарушений трудовой дисциплины, на заседаниях совета профилактики правонарушений не заслушивались. Может, потому и укрепления дисциплины на предприятии не наблюдается.

Почему стал спутником брак?

Несмотря на принимаемые меры, за два последних года не удалось добиться снижения количества браков в работе предприятий службы пути. В минувшем году в хозяйстве пути допущено 10 случаев нарушения безопасности движения против 11 в 2008 году. Количество браков возросло на предприятиях Могилевского отделения дороги. Ухудшено состояние безопасности на Кричевской, Бобруйской и Полоцкой дистанциях пути, в путевых машинных станциях № 118 и № 289. В 2008 году на этих предприятиях случаев брака не зафиксировано.

Как и в 2008 году, в минувшем допущено 3 особых случая брака в работе — проезд подвижного состава на запрещающее показание сигналов. Основная причина данных нарушений безопасности движения поездов – неудовлетворительное содержание рельсовых цепей на станциях.

По всем случаям брака проведены оперативные разборы начальниками дистанций пути и отделений дороги, приняты меры дисциплинарного характера в отношении виновных. Так, за допущенные нарушения требований нормативных технических актов, регулирующих вопросы эксплуатации железнодорожных путей, в прошлом году выговоры объявлены 10 работникам предприятий хозяйства пути и 8 — замечания, освобождены от занимаемых должностей 7 человек.

В 2009 году по службе пути количество отказов устройств средств централизованной блокировки увеличилось до 182 (год назад — 134). Значительный рост отмечен на предприятиях путевого хозяйства транспортного РУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» — с 87 до 114, на Гомельском — с 4 до 14, Могилевском — с 10 до 20 и Витебском — с 5 до 9.

В минувшем году количество ограничений скорости движения поездов, выданных по заявкам вагонов-путеизмерителей, по сравнению с 2008 годом увеличилось с 345 до 351 случая. Низкое качество проверок бригадирами пути и дорожными мастерами дистанций стрелочных переводов, непринятие своевременных мер по усилению переводных кривых привели к сходам подвижного состава на подъездных путях, примыкающих к станциям Дегтяревка и Шабаны. По причине неудовлетворительного выполнения работ Могилевской дистанцией пути на подъездном пути № 10 станции Быхов допущен сход четвертой колесной пары локомотива…

Прошлой осенью в ходе текущего ремонта пути (очистка балласта машиной РМ-80) на перегоне Кричев-1 — Климовичи при осаживании хоппер-дозаторной вертушки для последующего объединения хозяйственных поездов и выезда с перегона одним хозпоездом произошло столкновение с не завершившей работу машиной ВПР-1200. Проведены оперативные совещания по результатам расследования данного нарушения безопасности движения. Материальный ущерб от ЧП составил 4 769 306 руб. Данная сумма взыскивается с виновных лиц Кричевской дистанции пути. Уже возмещено около 2 миллионов.

А квартиры пустуют…

В РУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» в декабре 2008 года поступило обращение Ф. Федоровой о регистрации по месту ее жительства в г. Минске (ул. Р. Люксембург, 146/2 (это общежитие) ее несовершеннолетнего девятилетнего сына. Заместитель начальника отделения дал ответ, что Федорова не является работником железной дороги, поэтому отделение возражает против регистрации ее сына в общежитии. При этом в указанном ответе порядок обжалования отклоненной жалобы, как это предусмотрено требованиями ст. 15 Закона «Об обращениях граждан», заявителю не разъяснялся.

С аналогичной жалобой в июне прошлого года Ф. Федорова вновь обращается в отделение дороги. И на сей раз за подписью заместителя начальника отделения получает ответ, что ее законное требование удовлетворено и дано разрешение на регистрацию ребенка по месту ее жительства в общежитии. Для этого понадобилось повторное обращение и полгода времени.

Необходимо отметить, что не менее пяти жалоб и обращений граждан о регистрации их несовершеннолетних детей по месту жительства (в общежитии) отделением дороги в последнее время удовлетворялось. В то же время необоснованно отклонена жалоба Ж. Пискуновой о прописке все в том же общежитии ее несовершеннолетнего сына.

Год назад в отделение дороги поступила жалоба А. Черкас, проживающей в блоке № 250 общежития по ул. Брестской, д. 77 в г. Минске с двумя несовершеннолетними детьми. Она ходатайствовала о регистрации по месту ее жительства престарелой матери в связи с тем, что та в силу преклонного возраста не может за собой ухаживать. К жалобе приложено ходатайство ГУ «Центр социального обслуживания населения». Данная жалоба отклонена один раз, затем и повторно. В дальнейшем еще и управлением дороги, Министерством транспорта и коммуникаций. А между тем случаи ограничения регистрации граждан не распространяются на регистрацию по месту жительства в г. Минске в отношении родителей по месту жительства их детей. Таким образом, жалоба Черкас являлась обоснованной и изначально подлежала удовлетворению.

Необоснованно отклонена жалоба Л. Нероденко, проживающей в г. Минске по ул. 2-я Щорса, д. 8, кв. 13, о регистрации по месту ее жительства (служебная квартира) несовершеннолетней дочери Е. Шуляк. Заместитель начальника отделения отклонил жалобу якобы в целях сохранения служебного жилого фонда. Аналогичные по сути жалобы в одних случаях удовлетворяются, а в других – отклоняются, нет единого подхода в исполнении законодательства, регулирующего жилищные отношения. Правда, руководители отделения дороги заверили, что ни о какой коррупции тут не может быть и речи.

Много вопросов возникло у транспортных прокуроров к руководству Белорусской железной дороги в связи с принадлежащим ей пустующим жильем. Ситуация, прямо скажем, ненормальная: в стране дает о себе знать острая нехватка жилья, а в железнодорожном ведомстве дома не заселяются годами.

Белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин попросил заместителя начальника Белорусской железной дороги Валерия Стромука дать соответствующие объяснения.

Валерий Владимирович, отвечающий в управлении дороги за путевое хозяйство и строительство, привел ряд причин, объясняющих такое состояние дел с жилищным фондом. Сетовал на сложности с распределением служебного жилья молодым специалистам. Считает, что в этой связи надо выходить с законодательной инициативой.

Никто не спорит: может, нужна и такая законодательная инициатива. Но еще больше железнодорожным руководителям нужны обычная инициатива и рачительность. И вот почему. По имеющимся сведениям, более 130 жилых помещений ведомственного жилого фонда отделения дороги на день проверки не распределены и длительное время остаются пустующими. Так, квартира в доме по ул. Серафимовича в г. Минске в установленном порядке не распределена с 9 июня 2006 года, жилье по ул. Декабристов, 29 в г. Минске — с 18 февраля 2007-го, жилое помещение по ул. Парковой в г. Молодечно — с 4 ноября 2004-го , квартира по пер. Червенскому, 6 в г. Орше – с 2002 года…

Какие тут могут быть комментарии?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter