Что можно узнать о культуре белорусов, побывав на выставке в Национальном историческом музее?

Культура глазами историков выглядит совсем не так, как культура глазами искусствоведов. В этом убеждаешься, побывав на выставке «Беларусь и белорусы. Гид по истории и культуре», которая проходит сейчас в Национальном историческом музее.

– Выставка состоит из двух частей – «История» и «Культура», – говорит куратор выставки, ведущий научный сотрудник экспозиционного отдела Татьяна Миранович.

В действительности отделить одно от другого почти невозможно. Костяной наконечник копья – это история или культура? Чашка, ложка, телевизор, глиняный горшок из древнего городища, любовно отреставрированные деревенские цимбалы, вышитая рубаха… Все это – овеществленный человеческий ум и талант, но также зеркало своей эпохи.

Все эти предметы можно увидеть, а некоторые даже и потрогать. Плюс пояснительные тексты, которые помогают многое понять и о самих вещах, и о национальной культуре в целом. Например, о музыке, которой отведено особо почетное место.

Уже среди находок, сделанных учеными Института истории Национальной академии наук в археологических комплексах Кривинских торфяников (Бешенковичский район), есть костяная дудочка – жалейка. Ее возраст – пять тысяч лет! На ней играли в эпоху неолита.

Любопытно, что стихотворный сборник Франциска Богушевича, с которого началась наша современная литература, назывался «Дудка белорусская». Его первое издание, которому нынче исполняется 130 лет, мы также видим на выставке.

В той же витрине – тоненькая книжка в бумажной обложке: «Белорусские народные мелодии. Песни сезонные, обрядовые, игровые, танцы, духовные стихи. Белорусский сборник Е. Р. Романова. Выпуск седьмой».

– О, легендарный седьмой выпуск Евдокима Романовича Романова! – восклицает этномузыколог, заведующая научно-исследовательским отделом Белорусской академии музыки, кандидат искусствоведения Лилия Баранкевич, которая тоже с любопытством разглядывает выставку. – Издан в Вильне в 1910 году. Песни для него собирал композитор Чуркин!

Фактически с этого сборника началась современная белорусская этномузыкология – когда-то одна из сильнейших в СССР и ныне сохраняющая свою позицию в мире.

В других выпусках сборника – сказки, загадки, пословицы, заговоры, описания белорусского быта. Последний, девятый выпуск – «Опыт словаря условных языков Белоруссии с параллелями великорусскими, малорусскими и польскими». Но именно сборник с нотными записями песен выше всего оценили потомки, и именно он оказался на выставке.

Что же касается музыкальных инструментов, то в основном представлены их современные и даже сувенирные версии.

Но очень интересна колесная лира, изготовленная в 1946 году в Минске мастером В. А. Крайко.

– Инструмент старенький, им явно пользовались, но он прекрасно отреставрирован, покрыт лаком, – говорит Лилия Баранкевич. – Жаль, что осталась одна струна.

Колесная лира – традиционный инструмент бродячих лирников, которые исполняли духовные стихи.

А вот бубен, созданный в 1950–1960 годах в Ивановском районе Брестской области мастером С. М. Павлюковцом. Здесь тоже традиционная технология и материалы: дерево, металл, кожа, пенька.

Скрипка, цимбалы и бубен составляли так называемую «троистую музыку», которая сопровождала традиционные белорусские танцы.

Скрипки на выставке явно не хватает, а ведь в музее она есть. О том, как она реставрировалась, красочно рассказывал заведующий реставрационным отделом Александр Хильман:

– Одна часть была отломана, вторая отломана, третья разломана пополам, а тут еще добрые люди  – предыдущие реставраторы – взяли и нитролаком маханули.

Стоило бы, наверное, дополнить и текст о музыкальной культуре. Гордостью Беларуси являются не только музыкальные произведения Огинского и Монюшки, не только «Харошкі» и «Песняры», но прежде всего наш уникальный музыкальный фольклор, созданная в XX веке национальная опера и балет.

Театральное искусство на выставке представлено репродукциями афиш труппы Игната Буйницкого.

Литература, помимо Богушевича, – первым изданием повести Винцента Дунина-Марцинкевича «Гапон». Как гласит титульный лист, это «белорусская повесть на основе подлинного происшествия, написанная языком белорусского народа. Украшена 4 гравюрами». Причем издавалась она не в Кракове и не в Вильне, а именно в Минске, в типографии минских книгоиздателей братьев Дейлинов в 1855 году.

Периодика представлена «Нашей Нивой» – настоящей, а не самозваной.

Очень большое внимание уделено белорусскому национальному костюму. С помощью иллюстративных материалов можно узнать его географическое распространение, из каких частей он состоит и чем отличается, к примеру, сурожский строй от пуховичского или мотольского.


Есть сведения и о белорусской кухне. О том, что ее гордость – вовсе не «бульба», а традиционный белорусский хлеб, который выпекается из ржаной муки без дрожжей на специальной закваске. Упоминаются, конечно же, и знаменитые блюда из картошки. Отмечается, насколько тесно переплелись в нашей кухне «славянские, балтийские, еврейские и отчасти немецкие влияния».

Общее же впечатление – насколько богата и разнообразна наша культура, сколько всего удалось и не удалось вместить. И все это еще предстоит осмысливать, изучать, систематизировать, в то время как живая наша культура продолжает жить и развиваться в самых разных направлениях: в песнях и симфониях, в архитектуре метро и сельскохозяйственных комплексов, в живописи, в различных предметах быта, в языке, литературе, в том, как в метро мы придерживаем дверь и уставляем подоконники в подъездах цветочными горшками.

И это все мы, белорусы, к какому бы этносу и региону мы ни принадлежали.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter