Что можно, чего нельзя

Интернет–конференция с заместителем председателя ГТК Сергеем Борисюком наглядно дала понять, что вопросов в таможенном регулировании пока больше, чем ответов...

С 1 июля Беларусь, Россия и Казахстан должны начать работать в Едином таможенном пространстве. Однако до сих пор будущий Таможенный союз вызывает много споров. Прошедшая на днях на сайте «СБ» www.sb.by интернет–конференция с заместителем председателя Государственного таможенного комитета Сергеем Борисюком также наглядно дала понять, что вопросов в таможенном регулировании пока больше, чем ответов.


Читатель: Что выигрывает наша страна от участия в Таможенном союзе (ТС), если потери госбюджета, как уверяют эксперты, только на автомобильных пошлинах могут составить 200 миллионов долларов (нашел такие цифры в интернете)?


С.Б.: Участие Беларуси в ТС оценивалось неоднократно различными ведомствами. С точки зрения таможенных органов нам, безусловно, будет легче администрировать потоки грузов, следующих через нашу страну. Ежегодно это более 100 млн. тонн товаров, подлежащих таможенному контролю. Понятно, что задача значительно упрощается, если контролировать их только один раз при пересечении внешней границы Таможенного союза. Также единый порядок таможенного контроля, единые перечни товаров, подлежащих такому контролю, минимизируют недобросовестную конкуренцию на всей территории ТС, а отсутствие контроля на внутренних границах создаст благоприятные условия для бизнеса.


MGMT: Означает ли участие Беларуси в Таможенном союзе, что теперь у наших предприятий не будет проблем с санитарными службами России?


С.Б.: Предполагается взаимное признание документов, выданных санитарными службами участникам ТС. Сейчас компетентными органами Беларуси, России и Казахстана согласуются единые требования к товарам. Также разрабатывается единый перечень аккредитованных лабораторий, аттестованных на проведение соответствующих исследований, результаты которых, как планируется, будут признаваться во всех трех странах.


Ольга И.: По сути, Таможенный союз уже работает. Можно ли говорить о каких–то результатах?


С.Б.: Если сравнить суммы поступлений доходов в республиканский бюджет за I квартал в этом и прошлом году, они выросли на 20 процентов. Частично это связано с увеличением ставки НДС с 18 до 20 процентов. Сумма таможенных пошлин по ввозимым товарам несколько сократилась — примерно на 8 процентов. При этом хочу отметить, что с введением единого таможенного тарифа нулевые ставки ввозных таможенных пошлин установлены на 1.585 позиций, что значительно больше, чем было в таможенном тарифе Республики Беларусь до 1 января 2010 года.


Владимир: А есть ли Таможенный союз, если внутри него вводятся пошлины?


С.Б.: ТС предполагает свободное перемещение товаров во взаимной торговле без применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера. Вместе с тем сегодня нельзя говорить о завершении создания ТС — ряд мероприятий, направленных на его формирование, еще не выполнен.


Егор: Правда ли, что в Таможенном союзе будет единая валюта?


С.Б.: В рамках формирования ТС вопросы введения единой валюты не рассматриваются.


Берегись автомобиля


Аверьянов В.Г.: Насколько вырастут пошлины на ввоз машин с 1 июля? Скажите, наконец, чего нам ждать?


С.Б.: Вопрос находится на стадии обсуждения.


Михайлов: В Центризбирком переданы документы на регистрацию инициативной группы по проведению референдума против увеличения таможенных пошлин на автомобили. Ваше отношение к этому?


С.Б.: Абсолютно искренне считаю, что значимость этого вопроса сильно преувеличена. Маловероятно, что тот, кто привык ездить на личном автомобиле, после 1 июля будет пользоваться общественным транспортом. Тем более переговорный процесс по вопросам размера ставок пошлин не завершен.


Валерий: В интернете появилась информация, что транспортные средства, принадлежащие гражданам Беларуси, которые сняты с регистрационного учета и ввозятся в Россию для продажи, необходимо растаможивать в РФ. Так ли это?


С.Б.: Да, сегодня действительно транспортные средства, снятые с регистрационного учета в Беларуси и ввозимые в Россию для продажи, необходимо предъявлять к таможенному оформлению в российской таможне.


Алексей Михайлович, Гомель: Я хочу продать иномарку родственнику в Россию. Нужна ли будет растаможка в РФ после 1 июля?


С.Б.: Этот вопрос относится к определению единого порядка ввоза транспортных средств на территории ТС и, как я уже говорил, находится в стадии проработки. Позиция России по данному вопросу достаточно жесткая. Если белорусы хотят продавать свои машины в РФ, то должны и ввозить эти машины по единым ставкам, действующим в Таможенном союзе.


Александр Чуриков, Сморгонь: У меня есть предложение. Нужно разрешить растаможку для физлиц по упрощенной схеме с условием «без права отчуждения». При этом все будут довольны, и мы, и россияне. Возможно ли это?


С.Б.: В целях сохранения действующих ставок таможенных пошлин в отношении ввозимых автомобилей белорусской стороной был предложен для обсуждения подобный альтернативный вариант ввоза транспортных средств на территорию Беларуси в условиях Таможенного союза. Учитывая, что переговорный процесс не завершен, говорить о его реализации преждевременно.


Антон: Хотелось бы услышать ваше мнение о новых правилах растаможки автомобилей, ввозимых физлицами. Объясните, пожалуйста, что значит — «начальники таможен или лица, их замещающие, наделены правом определять предназначение указанной категории транспортных средств»? На основании каких критериев?


С.Б.: Новых правил никто не создавал. Мы работаем уже более 2 недель в режиме усиления контроля за предназначением грузовых микроавтобусов, ввозимых физлицами. Встречаются уникальные случаи. Например, гражданин ввозит грузовой микроавтобус, оборудованный термофургоном, морозильной установкой. На вопрос таможенника, как он все это будет использовать, молчание либо заявления, что транспортное средство нужно ему для перевозки стройматериалов на планируемое строительство загородного дома. А ведь стоимость дополнительного оборудования весьма значительна, чтобы задействовать ее таким образом. Для меня такая ситуация очевидна — микроавтобус будет использоваться в коммерческих целях. Или, например, ввозится грузовой микроавтобус человеком, который одновременно является ИП с видом деятельности — оказание услуг по грузоперевозке... Хочу обратить внимание, что упрощенный порядок ввоза личного имущества относится именно к личному имуществу, а не к товарам, предназначенным для коммерческого использования.


Более подробный комментарий об определении предназначения грузовых микроавтобусов, ввозимых физлицами, размещен на сайте ГТК (gtk.gov.by).


Евгений: Я пенсионер, имею дачу. Могу ли я ввезти автомобиль до 5 тонн (фургон) или возникнут проблемы при растаможке?


С.Б.: Решение о предназначении ввозимого вами грузового микроавтобуса общей массой до 5 тонн будет приниматься при представлении его в таможне по месту вашего жительства.


Сергей: По–моему, введенная проверка предназначения ввозимых автомобилей — это рассадник для коррупции в таможне. Хочу решу, что для личных целей, хочу — нет.


С.Б.: Категорически с вами не согласен. Порядок определения предназначения ввозимых грузовых микроавтобусов един во всех таможнях Беларуси. Эта мера является как раз таки антикоррупционной. Обращаю внимание, что если кто–то не согласен с решением таможни, то вправе обратиться в ГТК. Подобные заявления будут рассмотрены в кратчайшие сроки.


Лориан: Сколько таможенников привлечены к ответственности за коррупцию?


С.Б.: В 2009 году количество возбужденных уголовных дел за совершение коррупционных преступлений сократилось в 2 раза, за нарушение служебной дисциплины было уволено 17 сотрудников, из них 11 — за совершение проступков, несовместимых с нахождением на государственной службе.


Сергей: Будет ли учитываться при ввозе автомобиля в Беларусь месяц, в котором он был произведен? Я хочу ввезти автомобиль, выпущенный в августе 2000 года. Будет ли при этом таможенная пошлина, как для автомобиля до десяти лет?


С.Б.: Да, будет. А если известен только год выпуска, то за дату выпуска принимается 1 июля.


Николай Ермоленко: Собираюсь купить машину в Литве. Можно ли растаможить ее не на литовской границе, а в Беларуси?


С.Б.: Таможенное оформление транспортного средства можно произвести как на границе, так и в таможне по месту жительства.


Данута: Моя знакомая купила машину в Германии. На белорусской таможне машину взяли на проверку — возникли какие–то сомнения — и вернули только через месяц! Считается ли это нарушением таможенных правил?


С.Б.: В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь срок проведения операции таможенного контроля не может превышать дня, следующего за днем его начала. Этот срок вправе продлить на 10 дней начальник таможни и на 30 дней — ГТК. Точно ответить, является ли нарушением проведение проверки в течение месяца, можно после вашего письменного обращения с предоставлением документов, характеризующих ситуацию, в таможенный комитет.


Деловой вопрос


Андрей: Когда планируется внедрение электронного декларирования импортной статистики?


С.Б.: Проект соответствующего нормативного акта подготовлен ГТК и внесен в Совет Министров для рассмотрения.


— Планируется ли с 1 июля отмена таможенного оформления товаров третьих стран, ввозимых из России в Беларусь?


С.Б.: Да. И ввозимых не только с территории России, но и из Казахстана.


Катерина: В связи с введением Единого таможенного тарифа с пошлиной все понятно. А что с 1 июля будет с НДС? В России — 18%, а у нас — 20%. Его уравняют? Когда появится разъясняющий документ?


С.Б.: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов в Таможенном союзе уже принято. Выравнивание ставок не предусматривается. НДС относится к налогу, который взимается по принципу страны назначения. При вывозе товара с территории одного государства налог, уплаченный в этом государстве, подлежит возмещению из бюджета. И соответственно взимание налога будет осуществляться налоговыми органами той страны, куда ввозится товар, и по ставкам, установленным законодательством той страны.


— На этот товар необходимо будет оформлять статистическую декларацию? Расскажите, когда планируется появление документа, регламентирующего порядок заполнения ГТД в соответствии с новым кодексом?


С.Б.: Предполагаем, что статистическое декларирование сохранится. Порядок заполнения ГТД в рамках ТС будет регламентирован соответствующим решением комиссии Таможенного союза.


Александр Баровский: Будут ли таможенники требовать сопровождение грузов с превышением финансовой гарантии по Карнету ТИР (60.000 евро) по территории Таможенного союза с 1 июля? Например, если груз следует из Польши в Москву?


С.Б.: Перевозчику будут предложены альтернативные варианты осуществления процедуры таможенного транзита.


Юрий Матвеюк: Сегодня существует несколько правил оформления временного перемещения грузовых транспортных средств через территорию стран союза в зависимости от процедуры перемещения товара. В каждой стране порядок оформления свой, что создает трудности перевозчикам. Планируется ли опубликовать документы, регламентирующие этот порядок? Или после 1 июля будут приняты единые правила и тогда опубликованы?


С.Б.: Сегодня существует единообразная практика оформления таможенных документов. Безусловно, все нововведения будут своевременно доводиться до перевозчиков и Белорусской ассоциации международных перевозчиков. В рамках Таможенного союза порядок оформления будет унифицирован.


Игорь К.: В связи со вступлением Беларуси в Таможенный союз ужесточатся ли правила ввоза ГМО–продуктов? В России от них прилавки ломятся, а у нас, слава Богу, пока с этим построже.


С.Б.: В рамках Таможенного союза предусмотрена унификация мер как тарифного, так и нетарифного регулирования, под которое попадает и перемещение ГМО–продуктов.


Таможенный агент Республики Беларусь: Обязательное с 1 июля обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме не ниже 1 млн. евро (а ведь в действующем Таможенном кодексе Беларуси нет такой статьи) приведет к устранению многочисленных таможенных агентов страны за исключением РУП «Белтаможсервис». Остается только дождаться российских таможенных брокеров, съевших собаку в области «серого» декларирования. Интересно, какую позицию занимает в этом вопросе ГТК?


С.Б.: Мы занимаем ту позицию, которая нашла отражение в Таможенном кодексе ТС. Обязанность представления обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме не ниже 1 млн. евро является гарантией возмещения возможных потерь бюджета после введения солидарной ответственности таможенного представителя и декларанта в результате нарушений таможенного законодательства.


— Почему в таком случае гарантия возмещения возможных потерь бюджета не применяется в настоящее время? И о какой солидарной ответственности можно говорить? Есть владелец товара и есть агент, помогающий изготовить необходимые для таможенного оформления документы. За что же отвечать агенту, если владелец товара будет действовать с нарушением законодательства?


С.Б.: В настоящее время законодательством Беларуси не предусмотрена солидарная ответственность таможенного агента и декларанта по уплате таможенных платежей. Лицом, обязанным уплатить таможенные платежи, как правило, признается декларант. В этой связи такое требование, как предоставление обеспечения, к таможенным агентам не предъявляется. Таможенным кодексом Таможенного союза устанавливается наряду с декларантом ответственность таможенного представителя уплатить таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры предусматривает их уплату. И это разумно, т.к. зачастую именно от недостаточной квалификации таможенного агента (представителя) неверно заявляется таможенная стоимость товара, определяется его код в соответствии с ТН ВЭД, а следовательно, рассчитывается подлежащая уплате сумма таможенных платежей. Однако таможенный представитель не должен нести ответственности, например, за целевое использование условно–выпущенного товара.


Полезные советы


Ximer: Собираюсь в Европу. Какую сумму средств нужно декларировать при пересечении границы?


С.Б.: При вывозе необходимо декларировать наличную валюту, превышающую в эквиваленте сумму 3 тысячи долларов. В случае вывоза свыше 10 тысяч долларов дополнительно требуется разрешительный документ банка.


Алексей: Как регулируется порядок вывоза валюты гражданами Беларуси, если деньги вывозятся через Россию по разрешительным документам белорусских банков?


С.Б.: В законодательстве РФ не содержится норм, позволяющих осуществлять вывоз белорусскими гражданами валюты в сумме, превышающей 10 тысяч долларов, по разрешительным документам белорусских банков.


&Нина: Планирую из отпуска в Германии привезти фотоаппарат стоимостью около 800 — 1.000 у.е. для личного пользования. Потребуется ли его растаможивать?


С.Б.: На сегодняшний день при ввозе товаров для личного пользования общей стоимостью до 1.000 евро уплата таможенных платежей не требуется. Если эта сумма будет превышена, то понадобится уплатить таможенные пошлины по ставке 30 процентов от стоимости товара, но не менее 2 евро за 1 кг веса, в части превышения 1.000 евро или превышения 35 кг. Плюс сборы за таможенное оформление — 5 евро.


— Нужно ли при этом декларировать фотоаппарат, который будет у меня при выезде за границу?


С.Б.: Если вывозимый фотоаппарат будет ввозиться обратно, то рекомендуем вам его задекларировать при вывозе и сохранить эту декларацию. Тогда его стоимость не будет входить в 1.000 евро при обратном ввозе.


Анжела: Сколько спиртного можно ввозить в Беларусь? 1 литр крепкого и 1 литр слабого на взрослого человека? Какие пошлины нужно платить за превышение нормы ввоза?


С.Б.: В нашу страну можно ввозить 2 литра алкогольных напитков крепостью выше 7 градусов на одного человека старше 18 лет. Разделение на крепкие и слабые напитки у нас отсутствует (такая норма есть в Евросоюзе и некоторых других странах). Также в эту норму не входит пиво, но только крепостью до 7 градусов. При ввозе свыше 2 литров алкогольных напитков необходимо заплатить 20 евро за каждый дополнительный литр (10 евро за пол–литра). Плюс сборы за таможенное оформление — 5 евро. После принятия соглашения о порядке ввоза физлицами товаров в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана будут установлены единые нормы ввоза товаров. Предположительно, в отношении ввоза алкоголя для белорусов они останутся прежними.


Manager777: Правда ли, что с 1 июля этого года на наших границах начнут работать магазины duty free?


С.Б.: В рамках Таможенного кодекса ТС, вступающего в силу с 1 июля 2010 года, предусмотрена возможность функционирования магазинов беспошлинной торговли. Соответствующие нормативно–правовые акты Беларуси находятся в стадии подготовки. В настоящее время такие магазины работают в аэропортах, открытых для международного сообщения.


Просто парень: Как идет борьба с «серыми» мобильниками?


С.Б.: В результате принимаемых мер по противодействию незаконному ввозу мобильных телефонов в 2009 году на 60 процентов (1,9 млрд. рублей) увеличилось количество изъятых из «серого» оборота мобильных телефонов. В качестве профилактических мер на сайте ГТК имеется база данных IMEI–кодов телефонов, к которой может обратиться любой человек и проверить законность ввоза мобильного телефона в Беларусь.


I.M.: Хотели бы пригласить на майские праздники военно–исторических реконструкторов из Польши. У тамошних ребят хороший опыт в проведении подобных мероприятий, к тому же — достойная коллекция униформы и снаряжения. Можно ли перевозить макеты оружия через границу?


С.Б.: Вопрос ввоза в Беларусь оружия, его частей и патронов к нему определен принятым в рамках ТС положением, которое действует с 1 января и распространяется в том числе и на физлиц. Ознакомиться с ним можно на сайте комиссии Таможенного союза (tsouz.ru). Если коротко, то условием ввоза, вывоза, транзита оружия является наличие лицензии либо заключения (разрешительного документа), выдаваемого соответствующим органом. Данный порядок распространяется и на макеты, в том числе массово–габаритные, сертифицированные в установленном порядке. Предлагаем обратиться в МВД за соответствующим разрешением.


Кстати


За I квартал 2010 года гражданами ввезено 43,6 тысячи легковых автомобилей.


В прошлом году таможенные органы перечислили в республиканский бюджет 12,4 триллиона бел. руб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter