Конференц-зал «СБ»: народная дипломатия как способ восстановления добрососедства между Литвой и Беларусью

Что может народная дипломатия

Литовская общественность стремится вернуть добрососедство и дружбу с Беларусью. Минск услышал ее. Услышит ли Вильнюс?

Летом прошлого года белорусские партии, профсоюзы и общественные объединения направили обращение народам Литвы и Латвии с предложением прислушаться к голосу разума и истинным устремлениям наших народов. И нашли, похоже, отклик. Восстановить мосты добрососедства — такую цель поставили представители литовского гражданского общества, четыре дня гостившие в нашей стране. За это время они встретились с министром иностранных дел Владимиром Макеем, парламентариями, общественными деятелями Беларуси и рядовыми гражданами.

Из-за санкций Китая Клайпедский порт рискует потерять в 2022 году 30—40 процентов грузооборота. Не пора ли делать выводы?
Фото port.lt

Что хотели они донести до белорусской общественности, какой увидели Беларусь и какими видят перспективы белорусско‑литовских отношений? Для того чтобы услышать ответы на эти и другие вопросы из первых уст, редакция «СБ. Беларусь сегодня» пригласила гостей к доверительному разговору. За круглым столом собрались общественный деятель Литвы и поэтесса Эрика Швянчёнене, юрист и блогер Йонас Ковальскис, режиссер и директор организации «Литовский авангард русской культуры» Агнюс Рушис, предприниматель и офицер в отставке Робертас Страгис, публицист и телеведущий Казимерас Юрайтис, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, а также публицист и кинооператор Вайда Юозапайтите.

Цель — наладить мосты дружбы и добрососедства

Э. Швянчёнене: Поездка в Беларусь была долгожданной и очень желанной, и мы рады, что наконец решились приехать. Это было нелегко, поскольку между Литвой и Беларусью сейчас напряженные политические взаимоотношения. Часть нашего общества после поездки сюда воспринимает нас как врагов народа. Но это неправильно, ведь мы приехали не для того, чтобы навредить кому-то. Наша цель — наладить между Литвой и Беларусью добрососедские, культурные, дружественные мосты.

Эрика Швянчёнене.


   За все время нашего пребывания здесь и на встречах, которые получились продуктивными, мы услышали главный посыл: Беларусь открыта к диалогу с Литвой. Мы видим, что ваша страна готова к сотрудничеству.
Теперь необходимо, чтобы и наши руководители государств сделали первые шаги и сказали, что готовы и хотят дружить с соседями. Пока же мы первая ласточка в этом направлении. Надеюсь, что этот путь продолжится и дружба наших народов возобновится.

Й. Ковальскис: В первую очередь от имени делегации хочу поблагодарить за такой теплый и дружеский прием, за желание работать конструктивно, в духе взаимопомощи. Мы готовились к этой встрече. Нам хотелось сделать что-то позитивное между нашими странами и народами, поскольку на уровне правительства со стороны Литвы виден сплошной негатив. Наше руководство не предпринимает никаких шагов к сближению с Беларусью, несмотря на то что принятые действия довольно сильно бьют по нашей экономике и национальным интересам и не приносят никакого удовлетворения.

Йонас Ковальскис.
Нас приятно удивило единство мнений в белорусском обществе. Отрадно, что мнение правительства вашей страны совпадает с мнением народа. Беларусь в данной ситуации преследует главную и единственно правильную цель: сохранить государство и самостоятельность, тем самым сохранив свое будущее.
К сожалению, в Литве сейчас абсолютно противоположная картина: внутреннее состояние напоминает осажденную крепость.
Литовское правительство не хочет понять, что пришла пора принимать позитивное для народа решение,
а не слушать и потакать прихотям заокеанских хозяев, обрубая на корню возможность определять собственные силы и принимать решения для будущего.


Антибелорусские санкции: удар по населению Литвы и ее экономике

Р. Страгис: Последствия введения санкций и экономических ограничений в отношении Беларуси отразились и на нас. Удар пришелся как на частный бизнес, так и на бюджет страны. Мы видим, что власти Литвы работают не на благо народа. Люди очень возмущены и недовольны происходящим. Они видят, что творится, и поэтому выходят на улицу, устраивают митинги, протестуют. Власти, в свою очередь, не обращают на это внимания, занимаясь политикой в своем направлении, мнение народа для них неважно. От этого страдают все слои населения и экономика страны в целом.

Робертас Страгис.

Й. Ковальскис: В Литве боятся подсчитать, какие убытки последуют после объявления санкционной политики в отношении Беларуси, в результате разорванных связей с Россией и Китаем. Некоторые предположили, что эта сумма может колебаться в районе 1 миллиарда евро. А это военный бюджет нашей страны. В Клайпедском порту и так было не очень много грузов, а потери от транзита белорусских калийных удобрений попросту убьют наши две основные транспортные системы.



Ю. Шевцов: Два самых крупных инвестиционных проекта Литвы, которые пытались реализовать в последние годы, связаны с Беларусью. Это строительство второго порта в Клайпеде, вынесенного в море. Он должен был стать морскими воротами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Второй проект — Каунасская свободная экономическая зона. Ее руководитель, энтузиаст своего дела, сумел заключить соглашение с тем же «Великим камнем» о высокой степени координации. То есть Каунасская СЭЗ могла развиваться как партнер Китайско-Белорусского парка. Сейчас все это в связи с известными событиями закрылось.

Юрий Шевцов.

Беларусь и Литва: близкие и разные

Ю. Шевцов: В девяностые годы я семь лет жил и работал в Литве, впоследствии вернулся в Беларусь. Могу сказать, что у меня остались самые приятные впечатления от того периода моей жизни. Мне нравится Литва внутренней твердостью. То негативное, что произошло у вас в девяностые, — это не вина литовского народа. Это просто последствия очень сложного времени.
Стоит Литве начать работать на себя, как ей ответят добром многие другие страны. И в этой связи хочется призвать литовцев как можно ближе познакомиться с Беларусью.
Кстати, если у Литвы найдется какая-то форма возвращения к позитивным оценкам советского периода, это откроет для страны возможность построить хорошие взаимоотношения не только с Беларусью, но и Китаем.

Э. Швянчёнене: Беларусь для нас не чужая страна. Мы в Литве гордимся тем, что вы сохранили свое государство, культуру, историю. Сохраняя свою историю, вы сохраняете и нашу. Наш визит в вашу страну в эти праздничные дни — большой символ хорошего начала и взаимоотношений. Уверена, по возвращении домой и обсуждении собранной информации у нас получится много общих проектов. Приглашение к участию в совместном форуме предпринимателей для Литвы не что иное, как благая весть. И мы надеемся, что этот форум пройдет в ближайшее время и будет иметь успех.

У нас сейчас набирает силу новое движение «Заря справедливости», его руководитель Альгирдас Палецкис передает вам большой привет. Это при его хлопотах организована наша поездка, и это была его мечта — чтобы наши народы дружили. Дружба народов — главная линия нашего нового движения. И очень важно, чтобы этот его привет услышали все белорусы.

Я много раз бывала в Гродно, это очень красивый город. Ездили туда за отличной обувью, вашими вкусными продуктами, хорошим трикотажем. Это же нормально, по-женски — и очень жаль, что сейчас мы не имеем такой возможности.

К. Юрайтис: Я как раз и собирался на следующей неделе приехать в Беларусь через Гродно, потом посетить ­­БЕЛАЗ и производство калийных удобрений. Это все то, о чем в Литве умалчивают. И известно почему. Потому что неудобные истории выходят, если начинаешь сравнивать. Если же говорить про Альгирдаса Палецкиса, он сейчас ожидает тюремного заключения как самый знаменитый шпион в истории независимой Литвы…

Казимерас Юрайтис.

Й. Ковальскис: Что же касается защиты исторического прошлого, мы пытаемся это делать, насколько это возможно. Но очень осторожно: у нас в уголовном кодексе есть статья 170/2, по которой любое упоминание о Советском Союзе и советском прошлом карается законом — до двух лет можно запросто схлопотать. Формулировка — за отрицание советской и нацистской оккупации. Так вот за отрицание нацистской оккупации не осужден никто с момента появления этого закона в 2010 году: консерваторы хотят, чтобы никто не рылся в их прошлом, нередко коллаборационистском. Но за отрицание советской оккупации люди осуждались — и те, кто предлагал разобраться в послевоенных событиях, и те, кто — в событиях 1991-го у Вильнюсской телебашни. Такие люди тут же получают приглашение к прокурору «открыть душу». И если затем все кончится лишь штрафом, это будет удача.

Синергия мирного атома

Ю. Шевцов: Это как раз еще один из примеров того, что произойдет с Литвой, если она будет последовательно литовской. Минимально — сразу получит дешевую электроэнергию, причем в большом количестве. Построенная Белорусская АЭС дает Беларуси со всей ее крупной промышленностью 40 процентов электроэнергии. Можно без малейших проблем заметную часть этой энергии поставить в Литву. Это сразу же создаст условия для реиндустриализации Литвы. Кстати, Островецкая площадка вообще-то рассчитана минимум на четыре энергоблока. Глава «Росатома» как-то публично заявил, что еще два блока здесь они смогут сделать немедленно и очень дешево. Дешевле 3 миллиардов долларов за один. Энергия реально может стать еще более дешевой.



Й. Ковальскис: Консерваторы сегодня разрывают единое энергетическое пространство, обрубают существующие связки и привязывают нашу страну к Польше и Швеции. Нельзя понять такое.

Э. Швянчёнене: Мы понимаем, что все зависит от того, как договорятся Америка с Россией. И знаем, что должны быть готовы, если в Литве случится переворот, к тому, чтобы именно литовцы стали руководителями своей власти и хозяевами в Литве. Это наше желание, это желание нашего лидера Альгирдаса Палецкиса, который очень болеет за свой народ. И страдает сегодня лишь за несколько слов: за то, что он сказал, что в Литве тоже была «цветная революция». И за это его сейчас собираются судить.

К. Юрайтис: Мы два года назад с редактором и экспертом Аудрюсом Накасом (в прошлом депутатом Сейма Литвы. — Прим. ред.) побывали на Белорусской АЭС. Мы видели происходящее на АЭС своими глазами и владели информацией, которую от литовского народа старательно прячут. Зато всевозможные эксперты несли откровенную чушь: что Белорусская АЭС нас заразит через реку Вилию. Но мы-то видели, что к реке станция отношения не имеет, ее воды для охлаждения остаются в закрытых резервуарах. И мы говорим об этом эксперту, мол, неправду вы рассказываете. Он удивляется — вроде как не знал. Но потом смотрим: в другой передаче он опять ту же чушь несет!..

Самое печальное, что ведь ложь — это страшное преступление, когда она приносит с собой колоссальные убытки для страны. По сути, это оружие. И если такую информационную политику Литвы криминализировать — а такое время обязательно придет, когда рухнет вся эта стена лжи, — тогда надо будет показать, кто лгал и подобное вообще придумал.



Ю. Шевцов: В случае смены курса страны на более дружеские, добрососедские отношения с соседями они сразу дадут Литве больше, чем дает Запад. И это будет заработанное литовцами своим трудом на своей земле. Заработанное своими руками создает реального хозяина страны.

Вайда Юозапайтите.

Заберите Хуаниту обратно!

Э. Швянчёнене: Когда мы собирались в Беларусь, люди отправляли нам сообщения и говорили: «Попросите, пусть заберут обратно эту гражданку (беглую «лидера оппозиции». — Прим. ред.). Очень дорого обходится нам ее содержание».

Й. Ковальскис: Наше общество в подавляющем большинстве, примерно на 90 процентов, прекрасно понимает, что произошло в Беларуси в 2020 году и какие технологии сыграли роль в этом деле. Как только участница выборов сбежала в Литву, там прозвали ее Хуанитой Гуайдовской.
Наши граждане восприняли все происходящее как «цветную революцию», которые происходили почти во всех бывших советских республиках. Прекрасно, что власть в этом вопросе оказалась сильнее — мы это оценили.
Каждый из нас понимает, что так называемых борцунов (сбежавших из Беларуси в Литву. — Прим. ред.) содержит Америка, а Литва лишь послушно выполняет все указания амбассадоров. Подумать только: чужая страна выдала какую-то справку некой гражданке о том, что она президент другого государства! Подобные действия выставляют Литву в дурном свете.
Уверен, Беларусь беглым и оппозиции не нужна. Они отработали свой сценарий, для них это был временный выгодный проект, причем «товарищи» опозорились по полной. Взять хотя бы их призывы к игнорированию референдума и еще большим санкциям в отношении Беларуси. Как можно призывать к санкциям против своей страны?
Хочу выразить свое восхищение правительством и гражданским обществом Беларуси, которые показали, как надо противостоять и отстаивать свою страну. Особенно показательным был полет Президента Беларуси Александра ­Лукашенко над Минском и его демонстративный выход с оружием. Он не испугался и встал на защиту своей страны и своего народа.

Либеральная суть предпринимателей от политики

Й. Ковальскис: Все зиждется на русофобском и антисоветском уклоне современной литовской политики. На приравнивании чуть ли не к лику святых всех, кто был сослан в Сибирь, всех борцов с советской властью — они считаются борцами за свободу. Но ведь в эти категории попадали разные люди. Вот уже 30 лет у нас существует Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы — и он до сих пор не может представить точных данных, сколько было выслано, сколько при этом — по политическим статьям. Они даже не знают, сколько среди высланных было военных преступников, а ведь были в военное время те, кто убивал мирных людей просто семьями. Известно, что самому младшему из убитых этими «патриотами» было два месяца, самому старшему — 84 года. Это настоящие военные преступления! Но такие этот центр не изучает.

Другая часть социальной базы нынешней нашей власти — те, которые преуспели. Разворовали советское наследие, заводы и считают, что пришло их время, что они выше и умнее всех. Есть и некоторая часть интеллигенции, профессуры, которая хорошо зарабатывает в современных условиях, развивается, нередко ведет бизнес (чаще всего не производственный, а в сфере услуг) и является зажиточной прослойкой. Но 24 процента людей у нас — нищие, уровень их доходов ниже уровня бедности. Еще 34—36 процентов, говорят, едва сводят концы с концами. И все-таки действующие политические элиты тем не менее то и дело подтверждают свой мандат на власть. Хотя, не побоюсь это сказать, фальсификаций результатов во время избирательных кампаний немало.
Сейчас у нас правят либералы, а они вообще не имеют никаких берегов.
Их цель — взять власть, чтобы делать бизнес. Они меняют цвета, названия, партии — все, лишь бы добраться до власти. Даже когда погорел на взятке один из главных их вождей Элигиюс Масюлис (бывший лидер Союза либералов, замешанный в крупнейшем коррупционном скандале Литвы — деле концерна MG Baltic. — Прим. ред.), причем деньги ему передали мечеными купюрами, но осудить его не удается до сих пор. Он утверждает, что ему просто вернули долг, и суды с 2016 года ничего не могут поделать, настолько коррумпированная у нас система. Вот такие ловкачи у нас при власти. Если среди консерваторов еще можно найти людей, которые связаны некими патриотическими чувствами, то среди либералов одни лишь предприниматели в политике. Они получают где-то 12 процентов голосов, но это хорошо организованная и мобилизованная группа, понимающая, что от результатов выборов она получит явную прибыль…


Культурой и разумом — по железному занавесу

А. Рушис: У меня есть конкретное предложение, касающееся отрасли культуры. Три года назад мы с друзьями на стихи Сергея Есенина создали фильм, который на фестивале в России получил звание лауреата и был отмечен дипломом. Позже такие картины были сняты по произведениям Лермонтова, Блока и других великих поэтов. Мне бы очень хотелось сделать тур и проехать как режиссеру с этими фильмами по Беларуси, встречаться, общаться со зрителями. Здорово было бы организовать концерты для молодежи и напомнить им историю великих русских классиков.

Агнюс Рушис.

К. Юрайтис: Нужно искать точки соприкосновения в культурной отрасли, потому что это один из способов проломить имеющийся между Литвой и Беларусью железный занавес. Верю в то, что Беларусь сможет стать центром сохранения культурного наследия.

Беларусь — уникальная страна, потому что, с одной стороны, вы сохраняете социальную направленность по отношению к человеку, а с другой — строитесь, развиваетесь и двигаетесь дальше. Мы видели и общались с истинными патриотами, которые горят патриотизмом во имя сохранения своей страны, несмотря на трудности.
Хочется обратиться ко всем белорусам и призвать не поддаваться на дешевые западные конфетки и побрякушки. А сохранить все то доброе, что вы имеете, все самые ценные качества — любовь, братство и дружбу.
Если говорить о планах, конечно, мечтаю когда-нибудь сделать фильм про Президента Беларуси Александра ­Лукашенко. Александр Григорьевич — уникальная личность, чья биография напрямую связана с историей суверенной и независимой Беларуси.

Наблюдая за событиями, которые происходили в Беларуси в августе 2020 года, нельзя не отметить сильную власть в государстве. Вы не пошли путем Майдана! И нам важно искать общие точки соприкосновения. Литовцы, которые проживают в Минске и с которыми нам довелось пообщаться на днях, отметили дружелюбность со стороны белорусов. Наши земляки не скрывают: здесь они зарабатывают так, как в Вильнюсе, но им гораздо легче и лучше. Именно поэтому важно прорывать имеющуюся информационную блокаду и рассказывать людям на своем опыте и примере, как здесь живут.

Ю. Шевцов: Несмотря на имеющееся обострение, холодная война рано или поздно закончится. У литовцев, которые не уехали из страны, есть шанс построить литовскую Литву, которая обязательно будет дружественная Беларуси. Ведь если посмотреть, белорусов и литовцев особо ничего не разделяет. Два народа не имеют между собой вражды. Это уникальная ситуация, когда в исторической памяти соседних народов нет вражды.

osipov@sb.by

celyuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter