Что могут короли?

Совсем недавно Богдан Ступка, народный артист Украины и СССР, лауреат многих престижных премий театра и кино, художественный руководитель киевского Национального академического драматического театра им. Ивана Франко был в Минске.
Совсем недавно Богдан Ступка, народный артист Украины и СССР, лауреат многих престижных премий театра и кино, художественный руководитель киевского Национального академического драматического театра им. Ивана Франко был в Минске. Аплодисменты, овации, которыми встречали его наши зрители на «Лiстападзе», а также в Дни культуры Украины, проходившие в это же время в Беларуси, подтвердили: он — личность с харизмой, творческое обаяние которой безоговорочно притягивает.

Нам повезло: мы единственные пробились к артисту после спектакля «Тев’е–Тевель», на который в Киеве зрители ходят по нескольку раз. Про страсти, кипящие в Украине, не говорили и вежливо не ахали. И кого поддерживает Ступка, «оранжевых» или «голубых», не спрашивали. А пригласили его в гости на украинский борщ: поговорить «за жизнь» и про то главное, что делает нас людьми в любых обстоятельствах.

— Борщ да еще в доме землячки, у которой сын — мой тезка? — улыбнулся Богдан Сильвестрович в ответ на предложение посидеть у нас на кухне. — Приду! Но вот только перед спектаклем я никогда не пью. А какой же борщ в гостях да без чарки?

Без чарки и борща пришлось обойтись, а вот пирог с антоновскими яблоками сгодился. Как потом рассказал нам Ступка, он, угощая своих коллег этим пирогом, на ходу присочинил, что сам испек его на кухне ресторана гостиницы «Орбита», в которой актеры–франковцы и проживали.

С юмором и способностью к мистификации у него все в порядке, великий артист — он многогранен и в жизни. В чем не раз убеждались даже vip–персоны в Верховной Раде Украины, куда целых полтора года Ступка–артист ходил на заседания в качестве министра культуры. Однажды явился с волосами, выкрашенными для роли в огненно–красный цвет. Хохотали мы, представляя его и в ночном такси с большой медной ступкой между колен. Этот внушительный подарок друга, режиссера Параджанова, напугал таксиста. И когда водитель, опасаясь нападения, спросил у Ступки: «Что там у вас?» — пассажир гордо провозгласил: «Это — я!» В день нашей беседы Ступка фактически отыграл два спектакля: один — на купаловской сцене, завершая 10–дневные гастроли киевского Национального театра, второй — почти четырехчасовой — для нас, щедро раскрывая секреты своей личности.

Всенародного любимца Украины мы видели и в фестивальных фильмах «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Старинное предание: Когда солнце было Богом» Ежи Гоффмана, «Свои» Дмитрия Месхиева. В них он разный: генерал, князь, сельский староста в дни войны. Роли глубокие, потрясают психологизмом.

И роль собеседника журналистов «СБ» Богдан Ступка сыграл с блеском.

1. Откуда пошел ваш род? И где родились вы?

— Родился я в 10 километрах от Львова, в городе Куликов, возле райцентра Жовква, где, по преданию, родился Богдан Хмельницкий. И деды мои в тех местах жили, и прадеды.

В роду отца были ремесленники, а дед, Дмитрий Ступка, — кожемяка и садовник. Ступки дубили шкуры, шили верхнюю одежду — кожухи, а также шапки. Один из сыновей деда, брат отца, стал портным. Отец, Сильвестр Дмитриевич, избрал другое ремесло: пел в Львовском оперном театре, был артистом хора.

Мой родной дядя Павел Григорьевич Крупник, брат мамы, был солистом в той же опере. Учился он вокалу у великой украинской певицы Соломии Крушельницкой. Окончил Львовскую консерваторию, пел Онегина в «Евгении Онегине», Жермона в «Травиате», Елецкого в «Пиковой даме», Миколу в «Наталке–Полтавке», Валентина в «Фаусте»... А я все это слышал, так как с 7 лет каждую субботу и воскресенье ходил в оперный театр, по очереди водил туда и своих одноклассников. Меня Лемешев гладил по голове. Слушал я знаменитых оперных певцов, приезжавших к нам со всего мира. И сам страстно мечтал петь. Помню, приходил домой и пел во весь голос. Пел сопрано, колоратуру, басом, тенором и баритоном — в зависимости от того, какой певец или певица в тот день меня впечатлили. Соседи жаловались отцу: «Ваш сын воет с утра до вечера. Скажите ему, чтобы перестал». Слуха–то у меня не было.

2. Оказало ли на ваш характер влияние созвездие, под которым родились?

— Наверное, оказало: переодеваться люблю, нравится разнообразие в одежде. Родился под созвездием Девы 27 августа 1941 года в очень неплохой компании: Иван Франко, Фаина Раневская, Джек Лондон, Наталья Сац и моя мама, Мария Григорьевна. А если всерьез, то многое я взял именно от нее.

3. Ваша мама?..

— К счастью, жива. Ей 93 года, живет во Львове и никуда не хочет уезжать. Почти каждый месяц ее навещаю. Всю жизнь мама была домохозяйкой. В молодости занималась в драмкружке, играла в спектакле «Маруся Богуславка», до сих пор помнит свой монолог матери Маруси. Мама — очень мудрая женщина, мой строгий критик. После спектакля «Дядя Ваня» как–то сказала: «Ты чего это руки в карманы засовываешь? Дядя Ваня — дворянин, это же порода. Разве может такой человек расхаживать, засунув руки в брюки?»

Порой она у меня спрашивает: «Ты там никого не предал? Боже тебя упаси». Все наши с ней разговоры по телефону и сейчас заканчиваются напутствием: «Шануй людей».

4. Есть ли у вас враги?

— Естественно! И это нормально. Мне нравится, как об этом написал Киплинг. По–украински звучит так:

Ти жив, не мавши ворогiв?

Не вiрю я в подiбнi речи.

А той, хто честю дорожив,

Не мiг не знати ворожнечи.

5. Как жила ваша семья после войны и осталась ли война у вас в памяти?

— Трудно жили, ели хлеб с картошкой, но так было вкусно! Помню и корову, и как с кружкой стоял и ждал, пока дадут парного молока. Я неплохо знаю деревню, поэтому мне так легко играть сельского человека, что пригодилось на съемках фильма «Свои». «Посмотрим, Богдан Сильвестрович, как говнецо носите: берите его на вилы и переносите туда», — говорил мне Месхиев на съемках. А я знаю! Носил в детстве! Есть одна тонкость в переноске навоза: вилы надо брать поближе к зубьям, не за край древка, тогда легко носить.

6. Доводилось ли вам испытывать уколы творческой ревности? Это хорошо или плохо?

— Творческая ревность — это хорошо! Я и в молодости ее испытывал, и в зрелом возрасте ощущал. Как можно не чувствовать ревности, если видишь: блестящая работа у артиста. Сразу задаешься вопросом: смогу ли я так сыграть? Вообще, здоровая ревность — двигатель прогресса. Она дает толчок поискать причины своих неудач в себе. Данченко был прекрасным педагогом, он говорил актерам, которые приходили к нему со своими дрязгами: «Не в кабинете, а на сцене доказывайте, что вы лучше». До встречи с Данченко был у меня педагог Борис Фомич Тягно, ученик знаменитого театрального режиссера Леся Курбаса, человек высочайшей морали, очень образованный. Ставит он «Гамлета» и распределяет на роль Гамлета человека, который порочил имя своего педагога, распространял о нем в театре нехорошие слухи. Весь коллектив возмущается: как так, такого — и на Гамлета... А Борис Фомич остается при своем мнении: только этот актер способен сыграть Гамлета. «Ступочка, — говорил мне Борис Фомич, — на сцене все, как в жизни, но только на каблук выше; есть правда жизни, которая аккумулируется в художественную правду».

7. Вы общались со многими выдающимися актерами, режиссерами. Кто из них произвел на вас сильное впечатление?

— Я отношусь к тем людям, которые берут все от каждой интересной встречи. Их в моей жизни было много, продолжительных и коротких. Оглядываясь в прошлое, не могу не назвать самого первого режиссера — Юрия Ильенко, оператора Вилю Калюту, Сергея Параджанова, Михаила Ульянова, Юрия Озерова, Бориса Савченко... Не так давно мне повезло поработать у двух замечательных режиссеров — Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева.

8. Ступка — актер театра и кино и Ступка — художественный руководитель театра... Кто вам ближе?

— Мне они оба нравятся. Но опыта работы худруком у меня еще мало, руковожу всего лишь 3 года. Советовался как–то с Галиной Волчек, так вот она мне сказала: «Богдан, если собрать все, что обо мне писали как о художественном руководителе за 30 лет, то это будет один сплошной обвинительный акт». Так что на этом поприще наград не ожидаю.

9. С интригами и к вам актеры приходят?

— А как же! Или вообще не приходят. Сразу в прессу как дадут! У нас сейчас де–мо–кра–ти–я.

10. Насколько социально защищены люди театра в Украине?

— Зарплаты артистов, работающих в театре, имеющего статус национального, приличные. С 1 сентября кандидат в президенты Виктор Федорович Янукович как премьер–министр удвоил зарплату всем творческим работникам. Я не знаю, было ли это связано с предвыборной кампанией, но факт есть факт. Раньше самая низкая зарплата молодого актера, пришедшего в театр после института, равнялась 120 долларам, сейчас — 240. Государственная поддержка чувствуется.

11. На франковцев в Киеве ходят?

— Еще как! Аншлаги за аншлагами. Зал у нас вмещает 1.000 человек и, как правило, набит битком. На «Тев’е–Тевеля» (23 декабря спектаклю исполняется 15 лет) билеты распродаются заранее. А как нас в 2000–м в Америке принимали! Это надо было видеть! Кто подбегал и кричал: «Ще не вмерла Украiна!..» А в Германии! Один немец подошел и поцеловал мне руку: так был потрясен.

12. В чем, по–вашему, заключается такая огромная магическая сила вашего «Тев’е–Тевеля»?

— Конечно, не только потому, что Дни нашей культуры в вашей стране совпали с бурными теперешними событиями в Украине. Спектакль поставил талантливый режиссер, народный артист Украины Сергей Данченко. Вместе с ним в 1978 году мы приехали в Киев из Львова, вместе и работали до его кончины. К сожалению, из жизни ушел и гениальный художник–сценограф Данило Лидер, работавший над этим спектаклем. Он немец по происхождению. Вот так немец и два украинца сделали спектакль на еврейскую тему. Но цель воплощать именно еврейскую тему мы не преследовали. У каждого народа причины радости и горя схожи. И даже интонации бывают сходными. А взаимопроникновение культур, Боже мой, какое оно сильное.

13. Бывают ли у вас дни, когда вы чувствуете себя самым счастливым человеком?

— Да, но когда это случается, уже знаю: наутро обязательно жди неприятностей. Вроде как для равновесия. Бывает, забуду об этом законе, потом себя корю: как мог забыть.

14. Верите в существование другой, высшей реальности, откуда поступают сигналы?

— Да. В Бога в нашей семье верили, в того, который в душе человека. Отец говорил: «О вере человека судят по его поступкам, а Ступка — это поступки».

15. Помните ли вы свое детское прозвище?

— В детстве меня называли Бодя, Бодюля. После кинокартины «Белая птица с черной отметиной» называли Джеймс Бодя, по аналогии с Джеймсом Бондом.

16. Вы предвидели свой успех в кино и театре?

— Нет. Я никогда об этом не думал и не думаю теперь. Кстати, такого теплого приема минской публики в Купаловском театре и на «Лiстападзе» я не ожидал.

17. Над чем в кино вы работаете сейчас?

— Снимаюсь в гангстерской комедии «Взять Тарантино» (режиссер Роман Качанов, генеральный продюсер Денис Евстигнеев). После «Водителя для Веры» и «Своих», двух таких трудных фильмов, приятно поработать в комедийном жанре.

18. Какой вы чувствуете изнутри власть, когда вживаетесь в роли? Царь Эдип, генерал, князь Попель... Тяжело ли бремя власти?

— Не только в ролях, но и реально я был при власти. С 1999–го по 2001–й работал министром культуры в правительстве Ющенко. Да, власть пьянит, завораживает... Но вырос я в театре и поэтому относился к такой перемене в своей судьбе слегка иронично. В ранге министра продолжаю играть Тевье, иду в театр и приветствую, как обычно (уж не помню, кого из актеров): «Здоров!» Слышу в ответ: «Добрый день, Богдан Сильвестрович». «Что с вами?» — спрашиваю. Слышу: «Мы теперь не знаем, как к вам обращаться». «Как обычно», — отвечаю. Я–то не изменился, остался прежним Богданом Ступкой. А вот они, некоторые мои коллеги, изменились. Спрашивается, для кого оказалось тяжелым бремя власти? Помню еще, как выкрасили меня для Мазепы в огненно–красный цвет и пошел я в Верховную Раду (заседания правительства — по средам), все на меня глядят, а Ющенко говорит: «Вы посмотрите, что могут короли! Мы этого не можем себе позволить!» Случалось мне вносить разрядку и в ход достаточно серьезных заседаний. Иногда опаздывал и входил, крадучись, так, чтобы премьер–министр не увидел. Конечно же, по–актерски, чем смешил министров.

19. Наверное, вы и для своего театра что–то сделали, будучи министром?

— Как только я стал министром, издал приказ: каждый последний четверг месяца при наличии свободных мест все культурные заведения должны пропускать бесплатно пенсионеров, студентов и солдат срочной службы. К сожалению, теперь об этом администраторы забыли, не во всех театрах пропускают. Еще перевел Львовский театр имени Марии Заньковецкой, где проработал 17 лет и в студии при театре учился, в статус национального. Кстати, учился с народным артистом — купаловцем и моим другом Арнольдом Помазаном. Сделал ремонт в трех театрах: в оперном, в русской драме, а потом в своем родном. После ремонта стали меня упрекать в том, что чуть ли не венскую оперу Ступка из своего театра сотворил (кто–то постарался и понаушничал). А мы всего лишь воссоздали былой облик театра. И на ковер меня! В администрацию президента! А мы с гендиректором Захаревичем документы прихватили. А в них сказано: на каждый ремонт выделялось поровну, по полтора миллиона гривен. Много у меня было идей, но осуществить я их не успел. Непросто оказалось совмещать роль творческого чиновника, съемки в кино и игру в театре.

20. О чем вы мечтали в детстве?

— Петь. А потом стать богатым рантье, у которого есть свой «маёнтак», управляющий, на которого этот «маёнтак» можно оставить и поехать по миру путешествовать. Хотел бы сыграть роль рантье, так можно будет компенсировать свою мечту.

21. Ваш самый близкий друг — это кто?

— Жена. В прошлом она балерина, теперь дом держит, как когда–то моя мама. «Боже, яка красива жiнка!» — сказал Иван Семенович Козловский, когда я представил ему Ларису. Было ему тогда 93 года. Мы в тот день играли с сыном Остапом на Малой сцене МХАТа «Записки сумасшедшего», и моя жена ездила с нами. Кстати, по отцу Лариса — белоруска, по матери — украинка, а родом — из Баку. Там и окончила хореографическое училище, а во Львов приехала работать. Она потрясающая женщина. Что мне и ей только не говорили! И развести нас хотели наговорами. Мы даже как–то ходили разводиться: я ревнивый был по молодости. В начале 70–х возвращаюсь со съемок из Югославии, иду в театр, разодетый, как новая копейка, весь из себя «шерше ля фам». Подходит ко мне дама, плачет: «Простите, пожалуйста, но ваша жена живет с моим мужем». А я уже Отелло перерос. Хватаю даму за руку: «А ну–ка пошли в милицию, там все расскажете, напишете, кто с кем живет». Вырвалась тогда дама и деру от меня. А с женой мы уж 30 лет живем. Если бы не Лариса, я вряд ли добился бы успеха.

22. Что больше всего цените в женщине?

— Женственность и преданность.

23. Хозяйством, когда дома бываете, занимаетесь?

— Занимаюсь. Посуду мою, готовлю. Салат у меня один есть, любимый. Мамин. Режешь тонко свежие огурцы, лук репчатый, можно еще и чеснок добавить и все это кладешь в творог и заправляешь сметаной. Очень вкусно!

24. Есть ли вечная любовь?

— Есть.

25. Ваш любимый праздник?

— Рождество, Новый год, Пасха и мамин день рождения.

26. Машину водите?

— Не вожу и никогда за руль не сяду, даже если мне дадут миллион долларов. Боюсь.

27. А если бы все же этот миллион у вас оказался, что бы вы с ним сделали? Дом или дачу купили бы?

— Не купил бы. Меня вполне устраивает моя четырехкомнатная квартира напротив театра и маленькая двухкомнатная дачная квартирка на втором этаже в общем дачном доме в Конче–Заспе под Киевом, которую я оплачиваю с того времени, как был министром. Там хорошо: лес, речка Козинка, столовая есть. Но бываем на даче редко.

28. Отпуск как проводите?

— Люблю Крым и ежегодно на пару недель туда езжу.

29. В какой стране хотели бы побывать и почему?

— Я бывал в разных странах: в Австралии, Алжире, Канаде, Франции, Израиле, а вот в Англии и в Южной Америке не был. А почему туда хочу? Наверное, для новых впечатлений. Для артиста они очень важны. А вообще–то я очень люблю путешествовать. В этом году дважды летал в ЮАР на съемки фильма «Мыс Доброй Надежды» («Ленфильм» снимал что–то вроде продолжения «Убойной силы»), побывал в Йоханнесбурге и Кейптауне. В этом же году дважды летал в Америку. Был там и раньше, в 1993–м проехал на машине 10.000 километров. Один украинец из Лос–Анджелеса, учитель–пенсионер Василь Скрыга, с которым я познакомился в Киеве, задумал проект: заснять всех украинцев, живущих в Америке. Для этого он пригласил кинооператора и меня заодно, в качестве приманки. Ехали мы в «Тойоте» с комфортом: кровати, душ, продукты в холодильнике, кухонная плитка, туалет — все это было в машине. По дороге я давал концерты, чтобы заработать на бензин, ну и себе немного. Стартовали из Лос–Анджелеса и поехали на север, через Сан–Франциско, Сиэтл, пересекли границу Канады, Ванкувер, до Виннипега проехали всю Канаду, потом снова Америка: Миннеаполис, Детройт, Кливленд, Чикаго, Торонто и Нью–Йорк. Месяц я недопутешествовал, вынужден был вернуться домой: заболел отец. Но успел повидать многое. Где только не работают наши земляки!

30. Как вы понимаете интеллигентность?

— Это духовная субстанция. Интеллигентный человек никого не обидит, он способен на компромисс. Интеллигентность — это еще и искусство жить рядом с другими людьми. Был такой замечательный философ Григорий Савич Сковорода. Он учил людей сохранять себя в экстремальных ситуациях, а не разрушать. До появления Тараса Шевченко его портрет висел в каждой сельской хате. Сковорода говорил: кто познает горькое, тот познает сладкое...

31. От кого устаете больше всего?

— От глупых людей.

32. Всегда ли вы говорите то, что думаете?

— Не всегда. Жизнь научила воздерживаться от резких движений.

33. Часто ли вы хохочете от души?

— Не часто, но хохочу.

34. Как, по–вашему, будут развиваться отношения Украины с Беларусью?

— Думаю, нормально. Мы к вам приехали как дипломаты с великолепнейшей миссией. Будем дружить и уважать друг друга, как добрые соседи. Ведь хороший сосед — больше, чем родня.

35. С каким цветом ассоциируется у вас счастье?

— Счастье — это многоцветье, богатая живопись, импрессионизм.

36 Летаете ли вы во сне?

— Летаю, случается и над карпатскими полонинами пролетать.

37 Когда приключается плохое настроение, что делаете?

— Я долго не могу пребывать в плохом настроении, гоню от себя дурные мысли. И так было всю жизнь. Впрочем, плохому настроению мы поддаемся сами и его же сами усугубляем.

38. Есть ли у вас хобби?

— Мое хобби — спать, отсыпаться, когда есть свободное время. Могу проспать сутки. Частые поездки выматывают.

39. Какие книги, по–вашему, нужно прочесть всем и какие читаете вы?

— Не берусь дать такой совет, а сам люблю читать исторические.

40. Какой личностью в истории восхищаетесь и что бы вы у нее спросили, окажись она перед вами?

— Это — Мазепа. И спросил бы я у него, почему ему не удалось сделать Украину «самостийной»?

41. Приходилось ли вам пережить предательство?

— Да, и до сих пор это случается. Но переживая предательство, я становлюсь крепче и мудрее. Теперь на многие вещи смотрю по–другому.

42. Ваш сын Остап — актер, вы им довольны?

— О да! Сейчас он стал очень хорошим артистом. А как он играет Хлестакова в «Ревизоре»! Это я говорю, Богдан Ступка! Надеюсь, минская публика оценила его работу. Дома, в спектакле «Истерия», он играет Сальвадора Дали, а я — Фрейда. Сижу там в кресле и молчу, сын говорит, а я... просто восхищаюсь его работой. После спектакля ко мне приходили в гримерку и спрашивали: «Что, сын тебя переплюнул?» А я про себя подумал: «Слава тебе, Господи!» Что может быть лучше!

43. Как вы относитесь к экспериментам в театре?

— Положительно. Сам ничего не ставлю, только подбираю хороших режиссеров. Но эксперименты не всегда удаются, за что меня и бьют порой коллеги.

44. Вам приходилось в жизни драться в буквальном смысле и за что дрались?

— Дрался за справедливость в школе, защищал одного парня. И так получил, что потом уже боялся драться за справедливость. Драться не умел и не умею. Может быть, потому, что насилие мне противно, страх насилия с войны остался. Помню войну с трехлетнего возраста: я видел убитых, повешенных, а запекшаяся кровь вызывала ужас.

45. А чего вы боитесь еще?

— Высоты боюсь.

46. Будь вы главой своего государства, что сделали бы в первую очередь?

— Я никогда не буду главой государства, но если допустить такую фантастическую мысль, то сделал бы высочайшие зарплаты людям культуры: артистам, журналистам, критикам, клубным работникам... Потому что без культуры нет нации, без культуры ничего нельзя путного сделать.

47. Девушки вам цветы дарят?

— Дарят. А я их по–актерски одариваю своей благодарностью.

48. Как вы относитесь к сексуальной раскрепощенности в театре и кино?

— Если «вкусно» и художественно, то это хорошо и на сцене, и на экране. Если пошло сделана сцена, даже вне секса, то и говорить тут не о чем.

49. Как вы относитесь к конкурсам красоты?

— Спокойно.

50. Вопрос, который бы вы хотели задать себе сами и ваш ответ?

— Вопрос: «Получу ли я Оскара?» Ответ: «Должен получить. Сомневаюсь, но — должен».

Беседовали Валентина и Иван ЖДАНОВИЧИ, «СБ».

Авторы благодарят Валентину Степанову, директора кинофестиваля «Лiстапад», Наталью Пономаренко, завлита театра им. Ивана Франко, заслуженного деятеля искусств Украины и Алину Галузо, замдиректора театра им. Янки Купалы за содействие в организации встречи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter