Мы всегда справлялись с бедой всем миром

«Что могу…»

Я много раз видел пожары. Самые разные: лес горел, торфяники, квартиры, выселенные дома, подвалы, чердаки, заводские цехи… Расскажу про один — деревенский. 

Давно все это было, лет пятьдесят назад. Вся деревня в поле, на сенокосе. Кто-то увидел над кустами, над лесом тяжелый столб дыма, медленно поднимающегося в синее июньское небо. Все побросали работу и стали смотреть, прикидывая, где горит, а потом — решать, а что это может так полыхать. Старик, повернувшись к мужчинам с косами и женщинам с граблями, прошептал: «Гэта ж наша вёска гарыць!»

Все, кто был на лугу, побежали, поехали на тракторе, на машине, на телегах… Горело почти в середине деревни. Полыхали хлев и сараи, трескался и стрелял шифер, на деревьях скручивались и чернели листья, скулили собаки, мычали коровы… 

Телефонов тогда не было, а потому послали мальчишку на велосипеде на колхозную ферму, чтобы позвонил пожарным. Все люди как-то на удивление быстро пришли в себя и занялись делом. Мужчины ломали заборы и оттягивали бревна, чтобы огонь не перекинулся на хату. Таскали из колодца воду и передавали ведра по цепочке, лили в огонь. Самые отчаянные и смелые вытаскивали, высадив в доме рамы, какие-то пожитки и то, что можно было рассмотреть в дыму и нащупать. Помню, даже икону и охотничье ружье выбросили через окно из уже горящего дома. 

Хозяйка и ее дочка голосили, а остальные женщины работали. Всем нашлось занятие. Помню старушку, которая молилась, глядя в небо, чтобы только не начался ветер, чтобы огонь не перекинулся на соседние хаты… А еще час назад на лугу, пахнущем скошенной травой, все мечтали о сухом ветре, превращающем траву в сено, а самое главное — никто не хотел дождя. Теперь же спасительного дождя хотели все. 

Когда приехала красная пожарная машина, подворье нашего соседа догорало… Перепачканные и уставшие люди сидели и лежали на земле, жадно пили воду и обсуждали несчастье, пытаясь понять причины… 

Пожилая пара погорельцев стояла у вороха пожитков, безучастно взирая на все вокруг происходящее. Пожарные уехали, полив из шланга дымящиеся бревна. 

И тут кто-то, не помню кто, принес погорельцам еду. Потом деревенские понесли посуду: сковороды, чугунки, кувшины, миски и ложки… Подушки, одеяла, полотенца… Все это складывали у бани, стоящей в конце огорода, а потому и уцелевшей.

К зиме уже были построены новый дом и хлев. Строили всей деревней. Помню хозяина, сидящего на крыше и прибивающего конек, и хозяйку, кормящую во дворе кур…

Тот далекий пожар и то, как все деревенские его тушили, я вспомнил, думая о делах сегодняшних, о пандемии. О том, что в наших людях еще живы настоящее участие и желание помочь. 

Фермеры и рестораторы кормят медиков, художники проводят в интернете аукционы, продают свои картины и скульптуры, а деньги перечисляют на благотворительные счета. Малые предприятия, а некоторые умельцы дома десятками тысяч шьют необходимые повязки и развозят их по больницам. Кто-то делает пластиковые щитки и очки, защитные костюмы… Все перечислить не получится.

Это важно, но никто не требует благодарности. Делают что надо в подобной ситуации. 

«Что могу…» — вздохнув, сказал мне фермер без всякого пафоса, поправил повязку, сел в автомобиль и повез горячие обеды врачам инфекционной больницы.

ladzimir@tut.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter