Что мешает смешивать?

Правительство утвердило госпрограмму по производству нового продукта — дизельного биотоплива...
Правительство утвердило госпрограмму по производству нового продукта — дизельного биотоплива. Цель: обеспечить транспорт конкурентоспособным горючим из рапсового масла. К 2010 году планируется на предприятиях «ГродноАзот» и «Могилевхимволокно» организовать промышленное производство метиловых эфиров жирных кислот, говорится в официальных сообщениях. За этим малопонятным для рядового читателя термином стоит целая история с лихо закрученным сюжетом.

Но для начала небольшое пояснение. Когда говорят о биотопливе, то подразумевают топливо смесевое. То есть рапсовое масло и продукты его переработки смешиваются с обычным дизелем. Так достигается определенный процент экономии углеводородного сырья. Заливать в бак чистое масло тоже можно. В Беларуси это делает председатель СПК «Новоселки–Лучай» Поставского района Олег Володько («СБ» писала об этом опыте). Но трактор Володько, приобретенный за границей, имеет двигатель специальной конструкции. Стандартную «дизельную» технику стопроцентным маслом не зальешь...

О двух технологиях получения смесевого топлива рассказывалось в статье «Не личное дело» («СБ» от 23 мая 2007 г.). Директор НИИ физико–химических проблем БГУ О.Ивашкевич предлагает добавлять в нефтяное горючее 5 процентов метилэфира — химического вещества, полученного из рапсового масла. Подобная добавка апробирована и применяется в Западной Европе. Директор ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» А.Скиба выступает с предложением, которое претендует на оригинальность. Он самостоятельно смешивает дизель не с продуктами переработки, а как бы напрямую с очищенным рапсовым маслом (добавляет 10 процентов). При этом топливо новоельнянского изобретателя уже попробовали в деле транспортные организации Гродненщины (ОАО «Гродноагроспецавтотранс», слонимский автобусный парк № 3, автопарк № 14 в Вороново и др.). И рекламаций пока не поступало. Отклики, пришедшие в редакцию, сплошь положительные...

Казалось бы, здорово. Соревнование идей и подходов послужит на пользу потребителям и экономике. Но газета уже упоминала о том, что между О.Ивашкевичем и А.Скибой вспыхнула ожесточенная полемика. Потом она переместилась в административные сферы. Пошли «разоблачительные письма». По ним в Новоельню выезжала не одна проверка. Но каких–либо нарушений или фальсификаций в работе Скибы проверяющие не выявили. По крайней мере, газете об этом ничего не известно. Но не пострадало ли дело?

С просьбой расставить акценты в споре и развернуть его в полезное для экономики русло редакция обратилась в Совет Министров. К сожалению, отклики, поступившие из концерна «Белнефтехим», Госкомитета по науке и технологиям и Госстандарта, были, выражаясь деликатно, довольно противоречивыми.

Но вот Совмин утвердил госпрограмму по производству дизельного биотоплива. Точки над «i» расставлены?

Вроде бы да. Но кое–что осталось неясным. Если перевести словосочетание «метиловые эфиры жирных кислот» на простой и понятный язык, то получится: на «конвейер» будет поставлена технология доктора химических наук О.Ивашкевича. А что же новация Скибы? Она признана неконкурентной? Оказывается, нет. Вот фрагмент из письма за подписью первого зампреда Госкомитета по стандартизации В.Назаренко: «Для решения вопроса о расширении области применения топлива производства ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» необходимо завершить весь комплекс приемочных испытаний, в том числе провести достоверную оценку результатов эксплуатации техники под наблюдением».

Что ж, вполне логично. Любой новый продукт, прежде чем выйти на рынок, должен быть всесторонне испытан. Это мировая практика. Вот только странно, что с мая 2007 года межрайагроснаб не может проводить какие–либо испытания, поскольку отпуск дизеля ему прекращен. Можно, но нельзя? «Почему так?» — интересуюсь в «Белнефтехиме». Получаю обтекаемый ответ: «Скиба не представил нам все документы в соответствии с законодательством». Однако сам Скиба недоумевает: «Я отправил в концерн все необходимое».

Так почему же процесс застопорился?

По последним сведениям, которые мне удалось выяснить, отпуск дизеля в Новоельню должен возобновиться. Инновационная разработка Скибы (так же, как и технология Ивашкевича) поддержана руководством Совмина. Теперь у провинциального изобретателя все пойдет как по маслу? Или же вновь придется принимать одну проверку за другой, преодолевать «сопротивление» чиновников и ломиться сквозь стену ведомственных интересов?

Не пытаясь выступать ничьим «адвокатом», замечу «в целом». Иногда складывается впечатление, что новаторские подходы не вызывают никакого энтузиазма в «инстанциях», которые, по идее, обязаны расчищать инновации путь в промышленную жизнь.

Так и хочется закончить этот материал вопросом, который последние 80 лет никак не сходит с газетных страниц. Уж извините, уважаемые читатели, за штамп. Но не нахожу других слов:

— Доколе?!.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter