Что мешает протопить «по-белому»

Мировой рост цен на продовольствие может поставить под угрозу программу развития производства биотоплива

Мировой рост цен на продовольствие может поставить под угрозу программу развития производства биотоплива. Во-первых, альтернативное горючее, произведенное из подорожавшего пищевого сырья, становится практически неконкурентоспособным, несмотря на свои более высокие экологические достоинства. А во-вторых, использование дефицитных плодородных земель под новые цели неизбежно породит рост напряженности между благополучными государствами и теми, которые балансируют на грани голода, а также внутри каждой из этих стран. 

Заявления о замораживании планов строительства заводов по производству биотоплива в мире уже прозвучали. Скорее всего, эта тенденция не обойдет стороной и Беларусь. Во всяком случае, планы компании «Гринфилд», которая в 2007 году подписала меморандум о сотрудничестве с концерном «Белбиофарм» и намерена была строить два крупных завода по производству биоэтанола на площадках предприятия «Этанол» в Мозыре и Бобруйского гидролизного завода, сегодня вызывают все больше вопросов. Тем более что технико-экономическое обоснование проекта, как признают специалисты, хромало изначально. 

Но означают ли наметившиеся проблемы, что производство биотоплива и планы по его развитию действительно будут свернуты повсюду? Вовсе нет. Ведь сомнения в целесообразности развития этого направления появились лишь относительно этанола, то есть спирта, который служит добавкой к бензину и изготавливается из пшеницы, ржи, тритикале, кукурузы, картофеля, сахарной свеклы и некоторых других продовольственных культур. Биотопливо же – это не только этанол. Есть еще и производимые из технического рапсового масла метиловые эфиры жирных кислот – добавка к солярке. Есть различные виды топлива из растительной биомассы, в том числе топливные гранулы и пеллеты. К биотопливу относится и биогаз, то есть биометан и биоводород, которые утилизируются на животноводческих комплексах. Доступность всех этих и некоторых других энергоносителей практически не зависит от цен на продовольствие. 

Что касается биодизельного топлива или биодизеля, то Беларусь лидирует среди стран СНГ как по уровню научных исследований в этой области, так и по практическому использованию разработок. Технологии, предложенные учеными НИИ физико-химических проблем Белгосуниверситета, осенью 2007 года уже реализованы в ОАО «ГродноАзот», где введена в строй первая промышленная установка для производства дизельного биотоплива. Разработаны и введены в действие национальные стандарты, полностью соответствующие европейским нормам. Проведены испытания новинки на Минском моторном заводе, которые показали высокую эффективность и экологическую безопасность отечественного биодизеля. 

В соответствии с Государственной программой по обеспечению производства смесевых дизельных топлив на основе рапсового масла в Гродно и Могилеве будут введены цеха по производству биотоплива мощностью до 60 тысяч тонн в год. Установки меньшей мощности появятся в некоторых районных центрах. Все эти цеха должны полностью обеспечиваться рапсовым маслом, производство которого в соответствии с программой развития масложировой отрасли планируется увеличить. Таким образом, в 2010 году можно будет заменить биодизелем 5 процентов потребляемой в стране солярки. 

Как считают специалисты, у биодизеля в белорусских условиях есть еще одна привлекательная сторона. Рапсовое масло, полученное даже на самых загрязненных радиацией землях, абсолютно не содержит радионуклидов. Извлеченные растением из почвы, они все остаются в стеблях. Но проблема эта решаемая, причем с выгодой. Используя специальные котлы для сжигания радиоактивных отходов, которые производятся, например, в России, можно дополнительно получать электроэнергию или тепло, а золу прессовать и утилизировать. Таким образом, выращивая эту культуру в пострадавших районах, можно не только с пользой эксплуатировать сельскохозяйственные угодья, но и очищать их от радиации. 

Рост цен на продовольствие, поставивший под вопрос судьбу биоэтанола, видимо, не затронет все же планы развития производства родственного ему химического соединения – биобутанола. Он содержит вдвое больше атомов углерода, стало быть, по физико-химическим свойствам находится ближе к бензину. Технология его получения, над совершенствованием которой последние пять лет активно работают ученые ведущих компаний мира, предусматривает еще и выделение попутного биоводорода. Но самое главное — сырьем для производства биобутанола может служить любая растительная масса. Российские микробиологи, имеющие глубокие наработки в этой области и заинтересованные в сотрудничестве с белорусскими коллегами, уже предложили программу совместных исследований. Она должна увенчаться созданием промышленных технологий. 

К области микробиологии относятся и технологии производства биогаза, которые начали активно использовать прежде всего в странах Евросоюза. Здесь получены высокоэффективные штаммы микроорганизмов, работают тысячи установок самой разной мощности. В Беларуси пока действуют всего две биогазовые установки – в Заславле и в Брестском районе. Хотя, казалось бы, развернуться здесь ничто не мешает. Тем более что в стране находятся самые крупные в Европе откормочные комплексы крупного рогатого скота, мощные птицефабрики и свиноводческие фермы. Ученые Национальной академии наук Беларуси уже работают над отечественной биогазовой установкой, однако ее появления следует ожидать лишь через несколько лет. Поскольку время не терпит и цены на энергоносители растут стремительно, было бы разумно потратиться на импортное оборудование и технологию, благо окупается все это быстро, и частично решить проблему уже сейчас. Интересы отечественных разработчиков при этом нисколько не пострадают, так как поле деятельности для них необъятное. 

Еще один ресурс, который используется у нас пока по минимуму, — это топливные гранулы и пеллеты из отходов деревообработки и соломы. Вернее, производители – государственные предприятия и частные – сориентировались вовремя и начали их производить в промышленных масштабах. Но столкнулись с тем, что на внутреннем рынке спрос на этот товар невысок: нет специальных котлов для сжигания такого топлива в автоматическом режиме. Более того, на него нет даже соответствующего стандарта. В Западной Европе новое топливо – востребованный товар, а потому туда оно сегодня и поставляется. 

Конечно, все альтернативные энергоресурсы, вместе взятые, включая энергию солнца, ветра, воды и других источников, не смогут пока заменить постоянно растущие в цене нефть и газ. Но свести долю углеводородов в топливном балансе к разумному минимуму вполне реально. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter