Что изменяет мир?

Беларусь на пути к равноправному международному партнерству
Времена, когда высокие посольские должности были благодатной синекурой для “отслуживших” ответственных работников, безвозвратно ушли. Сегодня внешнеполитический курс — это прежде всего курс на продвижение экономических интересов страны за границей. И здесь многое зависит от работы дипломатов.
Богатство высоких технологий
В нынешнем мире границы стираются, как карандашные линии в тетради. Суверенитет в эпоху существования крепостей-княжеств и суверенитет сегодня — это абсолютно разные понятия. Это как патефон и аудиоплейер. Причем процессы глобализации имеют своей целью создание обществ, где будут действовать единые правила и законы: ВТО, Евросоюз, региональные зоны свободной торговли. Ни одно государство сейчас не может развиваться, отгородившись “железным занавесом”.
Благосостояние Беларуси во многом зависит от экспорта. Причем речь идет не столько о сырье, сколько о высоких технологиях. Только они способны гарантировать стране процветание на долгие годы вперед.
На прошедшей традиционной встрече с главами белорусских дипмиссий за рубежом Александр Лукашенко заявил, что “наша перспектива — это инновационный путь развития”. То есть мы продаем свои ноу-хау, а взамен получаем деньги. Именно такой принцип позволил Западу стать богатым. Наука и производство товаров, наука и продвижение товаров, наука и использование прибыли — все это показатель преимуществ научного восприятия мира. Нефтяные и газовые континенты-резервуары не имеют и сотой доли того, что перепадает группе “золотого миллиарда”. Даже Россия, которая еще недавно примеряла на себя парадную одежду мировой топливной державы, теперь к топливной накидке непременно пытается пристегнуть инновационный бриллиант. Беларусь этот сверкающий и необходимый для независимости элемент государственности стала использовать во внешнеэкономической политике значительно раньше. Однако фора во времени дает лишь шанс на успех, но его не гарантирует.
Беларуси есть что предложить миру. И это результат выбранной более десяти лет назад национальной стратегии. После распада СССР страна не пошла по пути социальных экспериментов, а продолжила движение в привычном режиме, правда, внеся в государственную конструкцию необходимые коррективы. Появилась частная собственность, но крупнейшие предприятия были оставлены в госуправлении. И государство сумело проявить себя как высококлассный менеджер. МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, “Горизонт” продолжают завоевывать все новые рынки. Но слабое место Беларуси, как отмечалось на совещании Президента с руководителями загранучреждений, в том, что основной доход от продажи нашей продукции за рубеж “дают лишь 20 позиций”. Это хорошо на данном этапе, однако завтра этого уже, не исключено, окажется мало. Поэтому, по словам премьер-министра Сергея Сидорского, сейчас идет осуществление многоуровневой национальной стратегии экспорта. Она включает в себя программы предприятий, отраслей и загранмиссий. Главная проблема в настоящий момент заключается не только в производстве востребованных товаров, но и в умении их реализовать. Президент, в частности, поставил задачу до конца 2007 года создать на перспективных иностранных рынках полноценные товаропроводящие сети всех крупных предприятий-экспортеров.
Это веление времени. Если наши производители не сумеют закрепиться на уже “отвоеванных территориях”, то туда придут другие. По мнению Полномочного представителя Президента Беларуси — вице-премьера Василия Долголева, восприятие России как некоего гигантского пылесоса, способного “поглотить все, что ни дашь”, сейчас так же далеко от реальности, как представления древних теологов о местонахождении рая. В Россию идут зарубежные инвесторы. Известные корпорации стремятся там зацепиться любой ценой. Открываются представительства, филиалы, участки. Беларусь же, имея гораздо более выгодные стартовые условия, их использует не на полную мощность. Александр Лукашенко даже в связи с этим задал “недипломатический” вопрос Василию Долголеву: “Зачем мы теряем этот рынок?”
Россия является нашим стратегическим партнером. Почему этот фактор политики не стал достойным фактором экономики? И в то же время как расценивать феномен с Евросоюзом, куда наш экспорт возрос значительно?
Имидж — все
В Россию в прошлом году мы поставили товаров более чем на
5 миллиардов долларов, в Нидерланды — почти на 2,5 миллиарда, в Англию — более чем на 1 миллиард, и далее по убывающей — Украина, Польша, Германия.
Генеральный директор МТЗ Александр Пуховой привел такой пример: в Германии вполне успешно продаются минские тракторы. Но на том рынке удержаться крайне трудно, и не потому, что власти как-то по-особенному относятся к нашей стране. Причина гораздо прозаичнее. Если в течение двух часов после обращения фермера в сервисный центр техника не будет починена, то рассчитывать на приток новых покупателей вряд ли возможно. В связи с этим Александр Лукашенко заметил, что подобные требования должны быть распространены не только в отношении западных потребителей. В целом же, подчеркнул Президент, пытаться завоевывать иностранные рынки без предоставления всех сервисных услуг — значит “наносить удар по имиджу”.
Впрочем, создание представительств за рубежом — дело довольно трудное. Работать в условиях жесткой конкуренции многим нашим производителям еще только предстоит научиться. Даже в России, где со многими губернаторами у Беларуси тесные отношения, и то не все так просто. Наши торговые дома, заявил Сергей Сидорский, выступая перед дипломатами, есть от Москвы до Сибири, но “наше участие в них зачастую чисто символическое”, потому что созданы они, как правило, на российские деньги, а значит, от нас там не многое зависит. Поэтому чему удивляться, когда под вывеской белорусского торгового дома продается украинская водка? Президент обоснованно спросил: когда эта практика закончится? Если в ближайшее время не удастся исправить ситуацию, то при очередном нашем предложении о сотрудничестве ответ может быть шокирующим: “Все уже занято до вас”. Любой рынок имеет предел насыщения. Легко уйти, труднее вернуться. И слова Василия Долголева о том, что “здесь нельзя форсировать события”, конечно, правильные (наспех срубленный дом обязательно рухнет), но и благоприятный экспортный сезон тоже ведь не вечен. Поэтому производственникам и дипломатам времени на раскачку практически не осталось.
Куда идет бизнес?
За последние пять лет более чем в два раза вырос товарооборот между Беларусью и США. Бизнес идет туда, где для него созданы комфортные условия, а не туда, где революции. Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Королевстве Бельгия Владимир Сенько убежден, что изолировать стабильно развивающееся государство невозможно. По его мнению, этот тезис подтверждает рост внешней торговли с ЕС, а также увеличение Евросоюзом квот для белорусского текстиля.
На совещании главы государства с руководителями загранучреждений было заявлено, что вся внешнеэкономическая деятельность страны будет направлена на увеличение экспорта. По мнению Александра Лукашенко, мы готовы на диалог с Соединенными Штатами, с Евросоюзом. Тем более что поле для сотрудничества огромно: это и борьба с терроризмом, торговлей людьми, наркотрафиком, незаконной миграцией, трансграничной преступностью. “Но главная наша задача на новом этапе — по-настоящему, всерьез и надолго закрепиться на таких стратегических рынках, как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, арабские государства, Латинская Америка, не ослабляя, естественно, позиции в России и Европе”. И еще цитата: “Мы должны максимально конкретно рассчитать на всех возможных направлениях — российском, европейском, среднеазиатском — предполагаемые объемы, цены, формы, маршруты энергопоставок. Нас в этих расчетах не должно пугать то, что сегодня это невыгодно. Сегодня невыгодно, а завтра будет выгодно. Послезавтра — очень выгодно”. По мнению Александра Лукашенко, необходимо приступать к созданию совместных предприятий по добыче, транспортировке и переработке энергоносителей везде, где это отвечает нашим целям. “В такие проекты за рубежом надо быть готовыми инвестировать, может быть, ограничивая себя в чем-то другом. Особый интерес для Беларуси могут представлять такие новые партнеры, как Венесуэла, Судан и другие”.
Таланты и логика
В выступлениях дипломатов наиболее часто звучали выражения “агрессивная внешнеторговая политика”, “логистические цепочки”. Слово “агрессия” в данном контексте использовалось как синоним наступательности, то есть не ждать, когда в нашу дверь постучатся покупатели, а самим идти к фермерам, домохозяйкам, водителям. А логистика — это наука о том, как произвести и продать то, что нужно фермерам, домохозяйкам, водителям. И в связи с этим неоднократно вспоминалась фраза “кадры решают все”. Александр Лукашенко сказал, что “все талантливые люди должны быть востребованы МИДом для работы за границей”.
Цели на ближайшее пятилетие перед Беларусью стоят огромные. И одна из них — не только поставлять за кордон отечественные товары, но и открывать там сборочные участки. Это касается МАЗа, МТЗ, БелАЗа, “Амкодора” и других. “Если этого не сделаем, то не преодолеем тарифные барьеры, не закрепимся на рынке, уступим конкурентам, проиграем даже по своим “фирменным” статьям экспорта”, — убежден Александр Лукашенко.
Взаимовлияние
В прошлом году Беларусь продала продукции за рубеж на рекордную сумму — 16 миллиардов долларов. Экспорт — понятие многогранное. Это и большая политика, и маленькие успехи инженеров, рабочих, директоров.
Каким был-есть торговый путь — точнейшая характеристика любой эпохи. Расчистка завалов на этом пути — суть глобальных процессов. Таможни, пограничные посты, тарифы, ограничения — это препятствия, которые в ходе всей истории превращались из большой, почти непреодолимой горы в едва ощутимый бугорок. Сегодня скоростные товаропроводящие трассы создаются в рамках всевозможных союзов.
Времена СССР можно было бы назвать идеалом для торговли между республиками, входившими в “единый и могучий”.
Сегодня же постсоветское пространство далеко не едино. Здесь действуют и центробежные и центростремительные силы. Между тем, по логике, тут должно идти движение в одном направлении.
Политика Беларуси направлена на интеграцию, на объединение. Однако политика, не нашедшая выражения в экономике — ничто.
Создание равных условий в союзном пространстве Беларуси и России — это та основа, на которой только и может строиться дальнейшая интеграция. Это неоднократно звучало в ходе совещания Президента с дипломатами.
В рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП продолжается формирование единой экономической зоны. Однако каждая из стран декларирует многовекторность своей политики. И по железной дороге, по автомагистралям, по воздуху и воде мчатся грузы из Минска на восток и на запад, на юг и на север. Идет обмен и не только товарами.
Так что же является определяющим: экономика или политика? И что ведет к изменению мира?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter