Что ищет она в краю далеком?

Государственный секретарь США Кондолиза Райс посетила Москву с двухдневным визитом

В отличие от министра обороны Роберта Гейтса, побывавшего в российской столице две недели назад, она  сделала резкие заявления в духе среднего генерала, но не высшего дипломата. В этой связи российские военные считают, что госпожа Райс нанесла блицвизит исключительно с целью изучения обстановки. Действительно, прошедший визит был ориентирован только на информирование принимающей стороны о мотивах противоракетных намерений США, но не на достижение каких-либо конкретных договорных результатов.
На итоговой пресс-конференции  в американском посольстве госсекретарь прямо заявила о том, что «США не позволят кому-либо наложить вето на планы по обеспечению безопасности страны». Сказанное надо понимать так, что США любой ценой пресекут все попытки России помешать Вашингтону развернуть системные элементы ПРО в Восточной Европе. Заявлено сильно, но потребности и возможности американской стороны в данном случае явно не совпадают. Конди прилетела в Москву не в лучшем настроении. Причины тому вполне очевидны. Дело в том, что между американским конгрессом, находящимся ныне под контролем демократов, и республиканской администрацией Джорджа Буша развернулась настоящая война по вопросу о судьбе ПРО. В самый канун ее отъезда комитет конгресса по делам вооруженных сил принял решение сократить ассигнования на проект в сумме 764 миллиона долларов. Из общего секвестра наиболее принципиальное значение имеет отказ комитета выделить 160 миллионов долларов на размещение десяти ракет-перехватчиков в Польше. В итоге законодатели готовы выделить администрации под развертывание ПРО в Восточной Европе лишь 140 миллионов долларов вместо 300 запрошенных. Этих денег хватит только на радар в Чехии. Более того, парламентарии всерьез намерены уволить с работы в госдепартаменте наиболее активных лоббистов глобальной системы ПРО, а значительная часть конгрессменов полагают, что ПРО – это своего рода прикрытие для откачки бюджетных средств на малопонятные цели. Такие мнения явно не лишены оснований. Перед голосованием по бюджету в профильном комитете конгресса впрямую говорилось о  том, что политически не просчитанные планы Белого дома могут серьезно испортить отношения с Москвой и что «стоит учесть мнение возмущенной России». Действительно, какая-либо серьезная конфронтация сейчас совсем не на пользу Америке, поэтому понятно, что Кондолиза Райс  в своих заявлениях в период  визита особо упирала на то, что холодной войны  в отношениях с Россией нет. Есть лишь разное видение определенных проблем стратегического уровня.
Война в Ираке  не дает никаких оснований для оптимизма. Ситуация складывается так, что к настоящему времени США практически исчерпали ресурс наемной армии. Интенсивная ротация войск на Ближнем Востоке в итоге снижает их боеспособность. Америке явно не хватает свежих солдат. В Вашингтоне пока теоретически, но уже рассуждают о возможности введения воинской повинности. Пентагон и Белый дом не говорят народу всей правды о потерях. Информация подается населению дробно и в некоторой временной ретроспективе. Реальные цифры потерь явно превышают объявленные если не на порядки, то в разы. Согласно официальным данным  на март текущего года, американские войска в Ираке потеряли убитыми 3014 человек. 17 тысяч – тяжело ранены, а у 300 мужчин и женщин-военнослужащих ампутированы конечности. Любопытно, что потери людей в период войны во Вьетнаме в помесячной динамике были меньше, чем сегодня в Ираке. Тогда за восемь лет войны,  имея  группировку общей численностью 1 миллион 200 тысяч человек, американцы безвозвратно потеряли  58 209 солдат и офицеров. На таком фоне действия  Советской армии в Афганистане в период с января 1979 года по февраль 1989-го выглядят очень эффективно. Потери советского контингента составили 13 833 человека.
Что же касается проблематики ПРО, то, по некоторым сведениям, в администрации Буша уже сожалеют о столь недальновидном решении. Действительно, Америка сама загнала себя в политический тупик, выйти из которого самостоятельно не может. Те, кто мнит себя победителями в холодной войне, очевидно, забыли, что российско-американские, равно как и советско-американские отношения всегда, за исключением короткого периода односторонних уступок в начале 90-х годов, были сотрудничеством по интересам, не прерывавшимся даже в годы обострения холодной войны. Существует определенный перечень глобальных проблем, разрешить которые в одиночку не по силам даже Америке. Например, чтобы добиться какого-то прогресса в отношениях с Ираном,  для США крайне необходимо либо сотрудничество с Россией, либо как минимум  благожелательный нейтралитет с ее стороны. Неуклюжие действия США на Ближнем Востоке, ставшие закономерным итогом ковбойской политики бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда и вице-президента Ричарда Чейни, привели не к ослаблению, а к реальному укреплению исламского режима в Иране. В этой ситуации провоцировать Россию немотивированными решениями по противоракетной обороне по меньшей мере недальновидно.  Тем не менее сейчас и в ближайшей перспективе США не откажутся от идеи развернуть ПРО в Восточной Европе. Америке важно сохранить державное лицо. Кризис вокруг ПРО  будет разрешен, но отнюдь не односторонним нажимом США на Россию и визитами в Москву доверенных чиновников из Вашингтона, а посредством взаимных уступок после длительных и тяжелых переговоров, по сути торга  в разном формате, включая встречи президентов двух стран. Вполне  возможно, что договоренность по ПРО будет достигнута уже не с нынешней, а со следующей администрацией и президентом США. России  важно  отработать тактику и стратегию грядущих переговоров и не продешевить. Время односторонних уступок кончилось. Особого выбора у Америки тоже нет.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter