Кто превращает страновые резолюции в инструмент политической игры

Что иногда прячется за тезисом “права человека”

Страновые резолюции — это важнейший политический инструмент
Дружить против кого-то — сомнительное поведение некоторых формальных и неформальных общественных вожаков. Тридцать три года назад всю его пагубность в межличностных взаимоотношениях блестяще показал Ролан Быков в нашумевшем фильме “Чучело”. Образ Железной Кнопки — принципиальной и бесчувственной шестиклассницы, объявляющей бойкоты направо и налево, — стал почти нарицательным. Увы, сегодня такое поведение демонстрируют порой не только люди, но и целые государства. Зачастую — все так же во вред себе.


Фото Рейтер

На этой неделе стало известно, что некоторые депутаты Верховной рады Украины вознамерились ни много ни мало, а инициировать перенос места встреч контактной группы по Украине из Беларуси в другую. Причиной была названа попытка заблокировать нашей страной обсуждение резолюции по положению с правами человека в Крыму и городе Севастополе в Третьем комитете Генассамблеи ООН 15 ноября. Тогда делегаты резолюцию все-таки одобрили. Но очень шатко, всего 73 голосами за — при 76 воздержавшихся и 23 голосах против.

— Если мы говорим, что Минск является нейтральной платформой, куда съезжаются все для переговоров, то после такого голосования мы не можем на подобное рассчитывать, — пояснила председатель комитета по иностранным делам Верховной рады Украины Анна Гопко.

Она напомнила, что в декабре будет итоговое принятие резолюции. И если Минск подтвердит свою позицию, в Киеве будут принимать соответствующие меры:

— Минск может потерять статус переговорной площадки.

Следует сказать, что наш МИД еще до парламентских заявлений прокомментировал публикации в СМИ о том, что Беларусь попыталась заблокировать обсуждение резолюции по правам человека в Крыму и городе Севастополе. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства нашей страны Дмитрий Мирончик был вполне однозначен:

— Позиция Республики Беларусь по Украине не поменялась ни на йоту. Вопрос о процедуре рассмотрения тематики прав человека в ООН лежит совершенно в другой плоскости и, по нашему твердому убеждению, не имеет никакого отношения к теме территориальной целостности Украины. Мы всегда открыто голосуем против страновых резолюций, где бы они ни рассматривались — в Женеве или Нью-Йорке. Это не свидетельство поддержки стран, становящихся объектами резолюций, а свидетельство нашего последовательного неприятия лицемерных подходов к теме прав человека, которые навязываются ООН отдельными государствами по принципу “я лучше знаю, что вам надо делать”. Мы продолжим придерживаться этой принципиальной линии и впредь, голосуя и против рассмотрения страновых резолюций в целом, и против каждой из них в отдельности.

Пани Гопко должно быть понятно — акцент на “правах человека” почти всегда политизирован и является скрытой формой политического давления. Минск в этом не раз убеждался на собственном опыте. Потому и не поддерживает попыток перевести “стрелки” с прав человека на такие вопросы, как политическое устройство суверенных стран, территориальную целостность, нерушимость границ и т. д. Неужели кому-то в Киеве это стало “новостью”?

Пять лет назад наш постоянный представитель при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Михаил Хвостов говорил, что еще ни одна страновая резолюция не способствовала углублению диалога с правительствами заинтересованных стран:

— Побуждение государств к сотрудничеству на основе приоритетов, установленных третьими сторонами в политизированных резолюциях, неправомерно и противоречит целям и принципам деятельности Организации Объединенных Наций.

С другой стороны, политолог и директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает подобные резолюции обычным элементом большой политики. Они не раз принимались ранее, будут приниматься и впредь:

— И в Евросоюзе, и в нашем Евразийском экономическом союзе входящие в него государства стремятся выстроить единую внешнюю политику. Или хотя бы добиться высокой степени ее координации.  Для этого в ЕС существует целое ведомство наподобие министерства иностранных дел — представительство Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, которое возглавляет Федерика Могерини. Поэтому абсолютно естественно, что по каким-либо проблемным вопросам в ЕС будут приниматься страновые резолюции. Конечно, на острые резолюции, касающиеся нашей страны, надо реагировать. По нам наносят дипломатические удары не из желания досадить именно Беларуси. А потому, что наша страна находится в контексте отношений России и Запада.  И выдерживать это давление надо, опираясь на традиционного союзника.

Раздающиеся же из Верховной рады заявления о возможности отобрать у Минска “миротворческий статус” Юрий Шевцов склонен считать как минимум несостоятельными:

— Украина, конечно, может отказаться ездить в Беларусь для переговоров со своими оппонентами. Это ее суверенное право. Другое дело, что наша переговорная площадка возникла не только в силу желаний официальных Минска или Киева. Были и иные предложения — проводить переговоры в Швейцарии, других странах. Выбор в пользу Минска был сделан вследствие не каких-либо эмоций, а трезвого расчета. Скажем, если переговоры перенести из Минска в Евросоюз, тот должен будет открыть двери для представителей непризнанных республик — ДНР и ЛНР.

А сделать это очень непросто. Но в любом случае именно переговоры на базе минского процесса сделали возможной приостановку активных боевых действий на юго-востоке Украины.

Кстати, министр иностранных дел Украины господин Климкин, находясь в Минске, дал ясно понять, что не разделяет эмоций и позицию коллеги Гопко.

На днях руководитель представительства Евросоюза в нашей стране Андреа Викторин поведала, что за последние два года ЕС отмечает большой прогресс во взаимоотношениях с Беларусью. Более того, Андреа Викторин сообщила, что страны Евросоюза готовы обсудить инициативу Президента Беларуси о запуске миротворческого минского процесса для урегулирования отношений между Востоком и Западом по аналогии с Хельсинкским процессом. Эта идея вполне осуществима исходя из положительного эффекта мероприятий “нормандского формата”, проводимых в Минске.

В физике есть закон: сила действия равна силе противодействия. Это в равной степени применимо и к политике. Страновыми санкциями еще никогда и никто ничего не достиг. Зато переговоры рано или поздно заканчиваются примирением и нахождением точек соприкосновения. И в этом смысле минская площадка является сегодня незаменимой. О чем и заявляет Евросоюз.

Из выступления постоянного представителя Беларуси при ООН Андрея Дапкюнаса, озвученного 15 ноября в Нью-Йорке:

— Специфический способ, в соответствии с которым страновые резолюции задумываются, пишутся и реализуются, делает их не чем иным, как произвольным инструментом принуждения и подавления. Многие из вас могут не согласиться с такой интерпретацией, но я точно знаю, что именно так эти документы воспринимаются правительствами государств, подвергаемых такому методу воздействия. Ни одно уважающее себя государство не склонится перед надменным голосом менторства и запугивания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter