Мы опять не вскочили в ушедший поезд мировой экономики?

Что имеем — сохраним

Не первый раз слышу в разговорах сентенции о судьбе страны, что–де мы опять не вскочили в ушедший поезд мировой экономики. Вчера слышал, год назад, пять лет... А недавно меня упрекнули, что не замечаю и даже оправдываю «потерянные десятилетия». На вопрос, что именно было потеряно и где искать, ответа не дождался. Тогда стал сам размышлять, что ж такое мы упустили. Для начала хорошо бы охлопать себя по карманам и определить, что — не потеряли.

Не потеряли мы санатории, куда соседи постоянно ездят лечиться, потому что своих уже нет. Не потеряли и всю систему здравоохранения. В стране развивается медицинский туризм — это ведь говорит об уровне и востребованности нашей медицины?

Не потеряли мы и определенную (а вскоре будет — и полную) энергонезависимость. Не так, как другие соседи, которые, закрывая атомную станцию, ею пожертвовали, чтобы сесть в тот вагон европейского объединения. Вскочили. Место им отвели с краю. А ведь то же самое можно сказать и про любое наше отраслеформирующее предприятие: БелАЗ, МАЗ, МТЗ, МЗКТ, еще полно названий — это только машиностроение! Еще «Беларуськалий», «Белшина», БМЗ, «Гродно Азот», «Гомсельмаш»... просто отдать их в руки «эффективных менеджеров», как это сделали соседи, — значит погубить.

Почему так? Давайте на примере. Не так давно в газете прошло обсуждение: отдавать наши озера в аренду или нет, или как? По–моему, все просто: отдавать частнику общественный ресурс можно, но только под жестким контролем и обременительными условиями. Ведь какова главная задача капиталиста, о чем говорит первый пункт устава любого ООО? Извлечение прибыли. А не сохранение озера! Поэтому общество должно себя страховать от напрашивающегося сценария: выжать доступную прибыль и унести ее, чтобы снова вложить в более привлекательное место. При этом сам капиталист может быть дважды патриотом, но — человек слаб. И даже если он поднимается над толпой и действительно создает нечто, его дети или внуки могут пустить все по ветру. В истории несть числа примерам.

Мы не потеряли свою промышленность, сельское хозяйство, банковскую систему, и информационную, и пенсионную, и систему образования... Что ж мы тогда потеряли–то? Все ли эти системы, заводы, предприятия идеально работают? — нет. Часто даже в убыток, что плохо. Но они наши — и значит, в наших силах все это доводить до ума. А не создавать заново, не строить на пустом или даже захламленном месте, когда от неподъемности задачи могут и руки опуститься. Соседям нашим — тем придется хуже, если смотреть хотя бы на десятилетия вперед: ведь у них «итоги приватизации пересмотру не подлежат».

И минский простор, и зелень столицы мы — пока еще! — не потеряли. Кстати, на примере точечных застроек и вырубки скверов под бизнес–центры можно увидеть, как общественные интересы — наши с вами — могут не совпадать с интересами бизнеса — малой группы предпринимателей. Думаете, они не хотят, чтобы дворы были уютными, парки и скверы — просторными, а Минск — зеленым и привольным? Спроси у каждого — хотят. Но и прибыль они тоже хотят. А прибыль часто диктует так, что... впрочем, классики марксизма об этом все сказали.

Для наглядности: 17 мая 1938 года валлиец Джон Кричтон–Стюарт, 5-й маркиз Бьют, продал половину города Кардиффа, будущей столицы Уэльса, за 20 миллионов фунтов: порядка 20 тысяч домов, тысячу магазинов, 250 салонов и мелочовку. Продал, а раньше все это было его. Теперь спрошу у настойчивых сторонников теории, что нужно отдать как можно больше всего в руки «эффективных менеджеров» и «рачительных хозяев»: хотите жить в поместье, скажем, Баумгертнера? У озера? Не в фигуральном, а в самом буквальном смысле: жить в его доме, работать в его карьере, ходить в его лавку и его же рюмочную... Так я вас уверяю, пару раз вы возьмете пива себе и конфет детям в кредит — и вот уже вы крепостной Баумгертнера. И будет еще хорошо, что только вы сами, а не вся семья.

Бизнесмены — малые группы людей внутри общества, большой группы. Поскольку их интересы — в общем случае — могут быть с интересами общества разнонаправлены, постольку государство должно эти векторы «сводить» в нужном направлении. Не торопясь (отсюда, кстати, бюрократия). Прилагая силу (отсюда проверки и предписания). Создавая условия и всячески заботясь, чтобы бизнес развивался — потому что это тоже в интересах общества. Нетривиальная задача, правда? Называется «государственное регулирование экономики». Которое, кстати, как выясняется, есть везде...

mukovoz@sb.by

Советская Белоруссия № 117 (24999). Среда, 22 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter