Можно ли спокойно оставлять вещи в камерах хранения супермаркетов и как быть, если обнаружили пропажу

Что имеем — не храним

ДАНО. Творческая личность с эпичной фамилией Чайковская. Вечер 26 ноября Наталья Вячеславовна планировала провести в театре, но жизнь внесла коррективы, и ей пришлось стать участницей реалити-шоу под названием «Вызовите милицию!». Все начиналось банально. За несколько часов до спектакля Наталья зашла в магазин за продуктами. Оставив рюкзак в камере хранения, она прошла в торговый зал.


Через 20 минут, расплатившись за товар, едва не упала в обморок: дверца камеры хранения № 20 была открыта, а вещей не было. Вместе с рюкзаком пропали паспорт, кошелек с деньгами, два мобильных телефона и ключи от квартиры.

Ее богатое воображение тут же нарисовало картину, как в это время злоумышленники уже вскрыли ее жилье и прячут по карманам найденные ценности. Прибывший администратор магазина лишь развел руками: «Мы не несем ответственности за оставленные в камере хранения вещи!» Вызвали милицию. За несколько минут до приезда правоохранителей кто-то предположил, что, возможно, вещи Наталья оставила в другом ящике. И точно! Ее рюкзак спокойно лежал в ячейке № 26. Казус ситуации заключался в том, что под воздействием времени и рук покупателей цифра 26 на номерке стерлась и стала похожа на 20. Прибывший наряд милиции выслушал обе стороны и пригласил Наталью проехать в отделение, чтобы написать объяснительную, мол, такой порядок. Домой она добралась поздно и поняла простую суть: весь мир — это театр, а люди в нем — актеры. Жаль только, что слишком часто возникают проблемы со сценарием. Вот такая проза жизни.

АНАЛИЗ. Точной даты, когда впервые в торговых заведениях появились камеры хранения, нет, но надо полагать, что в один день с открытием магазинов самообслуживания. Ведь до той поры действовала схема: деньги — продавцу, товар — покупателю. То есть сперва надо было оплатить товар и только затем его получить. В советских магазинах можно было встретить и иную модель — «карусель». Принцип ее следующий: покупатель встает в очередь, например, за колбасой и дожидается, пока ее взвесит продавец, а затем даст бумажку с указанием суммы, которую надо оплатить. С этой бумажкой он шел в кассу, отстаивал очередь и оплачивал стоимость товара. Замыкал цепочку продавец, который взамен чека выдавал колбасу. Все это, конечно, вызывало недовольство и было крайне неудобным. Поэтому, когда в 1970 году в Ленинграде открылся первый в Советском Союзе универсам самообслуживания «Фрунзенский», возник ажиотаж. Эффект оказался столь ошеломительным, что позже этот магазин получил государственную награду — орден Дружбы народов. Имелся лишь один нюанс. В магазины самообслуживания уже нельзя было спокойно зайти со своими вещами. Так возникли камеры хранения, изначально — обычные стеллажи с открытыми ячейками. Покупатель отдавал сотруднице сумки, та взамен вручала номерок. Вероятность кражи вещей была крайне низкой. Чего не скажешь о современных камерах хранения.

АКСИОМА ВЫБОРА. Прежде всего заметим, что в соответствии с законодательством продавец не вправе препятствовать входу покупателей в торговый зал со своими вещами. Расхожее мнение о том, что магазин не несет ответственности за оставленные в камере хранения вещи, абсолютно неправомерно. Вот как это объясняет юрист ОО «Правозащита» Юрий Перевозков: «Наличие в магазинах камер хранения означает, что магазин готов заключить с покупателем безвозмездный договор хранения вещей. В соответствии со ст.  777 Гражданского кодекса Республики Беларусь после закрытия вещей в камере хранения на ключ и получения жетона с номером ячейки договор безвозмездного хранения между торговым объектом и покупателем считается заключенным. И в соответствии с п. 1 ст. 776 Гражданского кодекса хранитель обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности». Это в идеале. Но на практике администрация часто заявляет, что ответственности за вещи в камерах она не несет. Как тогда следует себя вести пострадавшему? Наталья Чайковская, с которой начиналась эта история, в принципе, все сделала правильно. Вызвала милицию, оставила запись в книге замечаний и предложений. Кроме того, юристы советуют постараться оставить у себя ключ с номером ячейки. В суде он будет доказательством того, что вы заключили договор хранения с магазином. Не получается оставить ключ? Фиксируйте на камеру телефона сам ключ, ячейку, возьмите контакты свидетелей. К слову, в суде придется устанавливать, какие именно пропали вещи и какова их стоимость. Это будет непросто, но возможно.

ПРИНЦИП РАЗУМНОСТИ. Если совершить небольшую экскурсию по белорусским универсамам и гипермаркетам, чтобы взглянуть на камеры хранения, то становится грустно и печально.

Надежность запорных устройств ячеек, в которых люди нередко оставляют деньги, документы, ценности, сродни надежности почтовых ящиков. Конечно, глупо оставлять дорогие вещи в камерах хранения, но и люди-то все разные. Были реальные примеры, когда в камерах хранения оставляли попугаев, собак и даже детей.

Умнее всех, на мой взгляд, поступили китайцы, открывшие в ТЦ Global Harbour камеры хранения для мужей. В них женщины могут оставить своих спутников на время, пока ходят по магазинам. Любопытно, что за два года существования сервиса не было ни одной кражи чужого мужа. Может, потому, что ключ к мужскому сердцу подобрать сложно? В отличие от сердцевин замков отечественных камер хранения, открыть которые можно даже ногтем. Мы уже молчим о том, что любой злоумышленник может вынести ключ за пределы магазина и за три минуты сделать дубликат. Останется лишь ждать солидного улова от доверчивого покупателя.

РАБОТА НАД ОШИБ­КАМИ. Многие ли из тех, кто стал жертвой кражи в гипермаркетах, довели дело до суда? Обычно люди винят свое головотяпство и клянут преступников. На этом, как правило, все и заканчивается. Мы привычно вносим потери в свой пассив. Удивительно другое. Вкладывая огромные средства в строительство и оборудование гипермаркетов, их хозяева экономят на камерах хранения. Максимум, на что пошли торговцы в наших условиях, — это в очень редких случаях оснащение ключа чипом (чтобы не вынесли за пределы магазина) или запаивание вещей покупателей в целлофановые пакеты. А ведь торговый мир шагнул далеко вперед. Например, в Санкт-Петербурге уже давно функционируют электронные камеры хранения, где дверца открывается по уникальному штрихкоду. Положил вещи в такую камеру — она тебе выдает талон. По завершению покупок прикладываешь этот талон к сканеру — и ящик открывается. Есть примеры, когда в каждой ячейке устанавливается электронный кодовый замок с огромным количеством комбинаций. Но это для нас, судя по действительности, пока из области фантастики. Можно ли изменить ситуацию? Конечно, но всем, что называется, миром. Например, почему бы пострадавшим не написать заявления не только в милицию, но и в МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли), прокуратуру. И потребовать привлечения должностных лиц к ответственности за недобросовестное сохранение сданного на хранение имущества. Только обязав магазины создавать эффективные условия для сохранности нашего имущества, мы избавимся от головной боли из-за краж. Но, судя по всему, скорее наступит время, когда нам вообще не придется не только оставлять вещи в камерах хранения, но и останавливаться на выходе из торговых центров, поскольку кассовая система автоматически по электронным сигналам выбранных нами товаров спишет нужную сумму с наших счетов. И где-то это уже работает.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter