Что говорят эксперты об итогах завершившегося саммита ЕАЭС

Будущее Евразийского экономического союза остается на этой неделе темой номер один. Итоги состоявшегося во вторник в режиме видеоконференции саммита ЕАЭС продолжают обсуждать многие эксперты. Неурегулированным, напомним, остался газовый вопрос. Президент России Владимир Путин выдвинул дополнительные условия по поставкам голубого топлива вразрез с ранее подписанными документами. Профессор Белорусского государственного университета Михаил Ковалев тем временем напоминает: когда наша страна вступала в союз, то приняла одно невыгодное для себя условие. Речь о таможенных пошлинах.

Фото: архив БЕЛТА

— Лишились работы тысячи перегонщиков автомобилей из Евросоюза. Но взамен нам были обещаны вывозные пошлины на нефть. На тот момент времени это составляло около двух миллиардов долларов, — комментирует он. — Ясно, что на такой размен мы согласились, хотя на пошлинах мы, наверное, потеряли больше. Но не прошло и года, как Россия передумала и объявила о вводе налогового маневра. В результате вывозные пошлины, которые должны были доставаться Беларуси, в этом году устремились буквально к нулю. И это первый минус ЕАЭС для нашей страны. Второе. Вступая в союз, мы договорились о том, что и цены на газ постепенно станут одинаковыми. Однако этого не произошло. Более того, в этом году они стали выше среднеевропейских где-то на треть, а то и больше. Понятно, что Беларусь это не устраивает. Она хотела бы пересмотра цен, но Россия решила разговаривать по нефтегазовому вопросу со своими партнерами жестко.

В результате за пять лет существования ЕАЭС, подчеркивает Михаил Ковалев, отрицательное торговое сальдо с Россией у всех остальных партнеров по союзу составило около шестидесяти миллиардов долларов:

— У каждой из стран! Экономисты знают: если сальдо отрицательное, то оно вычитается из валового внутреннего продукта. Нетрудно сосчитать, что за пять лет существования ЕАЭС все эти шаги добавили к российскому ВВП пару процентов. А у каждого из ее партнеров ежегодно вычитало у кого полпроцента, у кого примерно процент. Принципиальный вопрос Евразийского экономического союза — выравнивание торгового баланса. Он произойдет автоматически, если Россия перестанет повышать цены на нефть и на газ. В том числе и с помощью налогового маневра. Как ни удивительно, мы обсуждаем в ЕАЭС мелкие барьеры, которые недостойны обсуждения на высшем уровне, но не говорим о выравнивании торгового сальдо у стран членов союза с Россией. Пока этого не произойдет, говорить о прогрессе не приходится.

По мнению же армянского политолога Вардуи Арутюнян, дискурс в любом случае всегда хорошо:

— Это свидетельствует о том, что в ЕАЭС нормальная рабочая обстановка. Что стороны выдвигают свои позиции и защищают интересы своих стран. Государства могут иметь различные подходы и аргументацию по многим вопросам, а уж тем более по вопросам энергоресурсов, учитывая, что Россия и Казахстан — это экспортеры, а Армения, Беларусь и Кыргызстан — импортеры.

Газовый вопрос, акцентирует внимание Вардуи Арутюнян, актуален всегда. Однако сейчас в связи с пандемией коронавируса, когда экономическая ситуация во всем мире нестабильна, а также в связи с резким снижением цен на энергоносители на мировом рынке эта проблема стоит гораздо более остро:

— Делается попытка перенести этот вопрос с двусторонней повестки на уровень союза. Но все это рассматривается в долгосрочной перспективе. Нынешняя задача — согласовать системный подход в транспортировке газа, его ценообразовании. Мы знаем, что в 2025 году должен быть образован общий рынок энергоносителей, но об этом пока говорить рано. Обсуждения в двусторонних форматах пока все же первостепенны. Поэтому возможно, что до будущего саммита ЕАЭС двусторонние переговоры будут вестись более активно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter