Что ген грядущий нам готовит?

Корреспондент «СБ» присутствовал на операции по созданию первой в СНГ трансгенной козы
Корреспондент «СБ» присутствовал на операции по созданию первой в СНГ трансгенной козы

Обычным ноябрьским днем на ферме около Жодино небольшая группа белорусских и российских ученых произвела настоящую сенсацию. Впервые козе вживили... человеческий ген! Есть два шанса из ста, что у нее родятся трансгенные козлята, от которых впоследствии получат молоко с лекарственными белками человека. Корреспондент «СБ» присутствовал во время уникальной операции с первой до последней минуты.

...В свете лампы — напряженные лица ученых из Института животноводства Национальной академии наук Беларуси и Института биологии гена Российской академии наук. На операционном столе — под наркозом «пациентка» Карина. В каком–то смысле она — уже знаменитость. Именно ей сейчас вживляют человеческую ДНК. Обстановка в операционной очень напоминает кадры из американского сериала «Скорая помощь».

— Физраствор. Шприц. Иглу, — чеканит каждое слово руководитель проекта с российской стороны, заведующий лабораторией трансгенеза Института биологии гена РАН Игорь Гольдман. — Ну вот и последний шов. Кажется, все. Будем ждать через пять месяцев приплода...

Таким же образом в этом и следующем году специалисты планируют прооперировать еще около сотни парнокопытных. Некоторые из них, по задумке ученых, и родят чудо–козочек. По сути, весь проект затеяли ради одного белка — лактоферрина женского молока, который теперь будет содержаться и в молоке трансгенного животного. Этот белок защищает новорожденного от всевозможных вирусных и бактериальных инфекций. Правда, стоит... 2.400 долларов за грамм! Чем полезен лактоферрин? Из него можно сделать дефицитные лекарства, повышающие иммунитет человека, капли для глаз. Спрашиваете, почему для эксперимента выбрали именно коз? Все просто. Их молоко

(в отличие от коровьего) не вызывает аллергии и лактоферрин выделить значительно легче. К тому же козы устойчивы ко многим болезням.

У российских ученых такие операции хорошо отрепетированы. Они уже вживили человеческий ген не одной сотне мышей (сотрудник Института биологии гена РАН Сергей Кадулин сумел вырастить 82 трансгенных грызуна). Но совсем другое дело оперировать «рогатую–бородатую». Кажется, пустяк: извлечь из организма козы–донора яйцеклетку, в которую введут человеческую ДНК. Затем полученную генную конструкцию поместить в тело другого животного — козы–реципиента. Если ген приживется, она и станет матерью трансгенной козы. Однако...

— Увы, из сотни родившихся козлят от силы всего 1 — 2 станут трансгенными, — говорит Игорь Львович. — Конечно, рано или поздно чудо–коз обязательно получим. Гораздо важнее сейчас выйти на промышленный уровень. Мы планируем создать трансгенное стадо и начать производство высокоэффективных и биологически безопасных лекарств.

Осложняется все тем, что ни в России, ни в Беларуси коз в промышленных масштабах не разводят. Беспородных Ромашек да Забияк пока покупают у деревенских жителей. И фактически технологию выведения уникальной козы приходится начинать с нуля.

А все разговоры о животных–мутантах, которых якобы создают под Жодино, у ученых вызывают лишь недоумение. «Родятся обычные козы, просто их молоко будет с лактоферрином, — пожимает плечами заведующий лабораторией воспроизводства и генной инженерии сельскохозяйственных животных Института животноводства НАН Александр Будевич. — К слову, таким же образом мы сможем получить и другие белки. Например, проурокиназу. Она вмиг рассасывает тромбы в сосудах и поможет людям избежать инфаркта».

— Да, мы совершили прорыв в области генного конструирования, — продолжает Игорь Гольдман. — Интерес во всем мире к лактоферрину необычайный! За трансгенную козу за границей готовы заплатить полтора миллиона долларов. Но кто же будет продавать курочку, несущую золотые яйца?..

По подсчетам ученых, ожидаемый эффект может составить 6 миллиардов долларов в год: это и лекарства четвертого поколения, и целебные мази, и косметика. Американцы даже предлагают обрабатывать лактоферрином мясо. В этом случае микроорганизмы в говядине или телятине не будут размножаться и она не испортится без глубокой заморозки в течение месяца.

Кстати, Игорю Гольдману не раз предлагали заманчивые зарубежные контракты по созданию трансгенных животных, но... профессор отказался. «Этот проект начался благодаря одному человеку — Александру Лукашенко, — рассказывает Игорь Львович. — Через три дня после моего письма Президенту с предложением создать трансгенную козу я был приглашен в Национальную академию наук Беларуси. И дело завертелось! У меня есть долг перед страной, откуда пошел весь мой род. И я намерен вместе с белорусскими друзьями довести эксперимент до конца».

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter