Как соцсети и новые медиа формируют общественные настроения? Каким образом в них могут манипулировать мнением пользователей? Что можно сказать об ответственности за нарушения закона в этой сфере? Эти и другие вопросы обсуждались вчера за круглым столом в Доме прессы.
— И не всегда эти цели и интересы общества совпадают. В социальных сетях формируются и взгляды, и политические предпочтения. Сегодня соцсети и новые медиа — активные участники электоральной кампании. Хочу озвучить позицию Белорусского союза женщин. Наши дети не должны стать инструментами в руках конкретных политических сил. Беларусь в рейтинге человеческого развития занимает 50-е место из почти 190 стран. Для того чтобы оказаться здесь, была проделана большая работа. И у страны все задачи будут решаться успешно тогда, когда будет главное — спокойствие и мир в нашем доме, четкие ориентиры.
Декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин, в свою очередь, также отметил, что соцсети — это вовсе не зло:
— Это средство. И то, что им сделают, безусловно, зависит от человека. На днях провели исследование о доверии к тем или иным средствам массовой коммуникации и информации. Впервые телевидение практически сравнялось с интернетом. Примерно на одном уровне доверие к газетам и телеграм-каналам. Отдельно выделяются социальные сети. Они пока опережают Telegram. В то же время традиционные СМИ порой мы читаем и в соцсетях. Они переходят в другой формат. В этом году мы хотим закончить большое исследование на предмет того, что контент новых медиа во многом делается традиционными СМИ. А затем он ретранслируется в соцсетях. К этому контенту, сделанному профессионалами, людьми, которые чувствуют ответственность, добавляется деструктивный. Он привлекает аудиторию, особенно молодежь, открытостью, отсутствием модерации, иллюзиями свободы и анонимности.
Говоря о деструктивном контенте, Вадим Гигин вспомнил игру в соцсетях «Синий кит», которая склоняла детей к самоубийству:
— Одно время мы думали, что это дело рук неких маньяков. Оказалось, здесь целая система бизнес-продвижения, при которой отрабатываются социальные технологии управления детьми и молодежью. И она работала. Следовательно, технология эффективна. А потом в эту технологию вписывается совершенно другой контент. Безусловно, это элемент и политического управления.
Начальник управления информации и общественных связей МВД Ольга Чемоданова напомнила, что за оскорбления в сети предусмотрена ответственность:
— Сегодня в МВД достаточно ресурсов и средств к тому, чтобы выявлять администраторов и пользователей мессенджеров, в публичных аккаунтах позволяющих себе оскорблять граждан, которые в последующем обращаются с заявлениями в милицию. Ряд таких заявлений находится на рассмотрении. Установлены лица, которые привлечены к административной ответственности. Возбуждены и уголовные дела.