Не чрезмерно ли мы «анестезируем» свои чувства и эмоции

Что это вы мне сморозили!

Недавно лечила зуб. Маленькая пломба, работы на полчаса. Но с анестезией — это обязательно. Я, в общем-то, всегда вместо «здравствуйте» в стоматологической клинике говорю «мне с уколом». Не зная даже, буду ли я вообще что-то лечить. В общем, полчаса в кресле врача и еще три часа с онемевшим лицом: закутаться в шарф и не забывать, что в метро улыбаться никому не стоит. И понимаю, что есть случаи, когда и без укола можно лечить, но даже близко к креслу тогда не подойду. Психологическая травма, видимо.

pixabay.com

Первое воспоминание о зубных врачах: мне лет восемь, я сижу в кресле, а суровый бородатый дядька пытается вырвать зуб. Боль, слезы, крики. После этого стоматологов боюсь как огня. Хотя тот дядька (отец моего одноклассника, как выяснилось потом) оказался веселым и добрым человеком. Нынешний мой врач — хрупкая Ирина — только хохочет, когда видит ужас в моих глазах.

Так о чем это я? Да, анестезия. Летом моя любовь к ней сыграла со мной злую шутку. Лечила сразу два зуба, попросила ударную дозу лекарства. Экзекуция закончилась, прошло четыре часа, а оно не отпускает! Нижние губу и челюсть не чувствовала от слова совсем. А есть хочется — умереть можно! Решила рискнуть, итог предсказуем: жевала, не чувствуя ни еды, ни губы. А потом половину отпуска лечила прокушенную ранку на этой самой губе. В общем, иногда анестезии можно все-таки просить поменьше. 

Кстати, этот принцип действует не только в отношении стоматологических кабинетов. Все пять лет учебы в университете экзамены я сдавала по одной схеме. Учила, зубрила, действительно готовилась (синдром отличницы ведь никто не отменял), но утром перед кабинетом звучала обязательная мантра: «Я не сдам, ничего не выучила, ничего не помню». Как будто заранее хотелось впрыснуть немного обезболивающего, подстраховаться на случай неудачи — мол, я же говорила. Обычно все заканчивалось одинаково: я выходила со своей восьмеркой или девяткой и ловила недобрые взгляды одногруппников. Мол, что за история?! К курсу третьему мой предэкзаменационный «плач Ярославны» уже никто не воспринимал всерьез. И здесь вроде ничего смертельного, но чувство действительно заслуженной оценки я себе этими стенаниями серьезно сбивала. Сама ведь себя настраивала подсознательно, что это случайная удача, а не результат труда. 

Еще пример: есть у меня подруга, которая в начале каждых отношений начинает морально готовиться к их разрыву. Так, на всякий случай, чтобы больно не было. Неудивительно, что все они (эти самые отношения) проходят по одному и тому же сценарию. И сидим мы потом на кухне, обсуждаем идентичные истории, разве что имена у кавалеров меняются. Самое интересное, что она и сама понимает, в чем загвоздка, а сделать с собой ничего не может. Тоже психологическая травма. И ей комфортнее заранее себя подготовить к худшему, с анестезией оно ведь надежнее как-то. 

Примеров таких можно найти уйму: кто-то заранее готовится, что книга будет скучной, кто-то — что в путешествии не все будет гладко, кто-то всегда ждет плохой погоды. Мол, лучше очароваться, чем разочароваться. Кто-то идет на собеседование и, хоть действительно хочет получить работу, думает: «Не возьмут ведь, не настолько я хорош (хороша)». А кто-то даже на саму встречу с потенциальным работодателем решиться не может: лучше уж ничего не менять, чтобы больно не было. 

Я не хочу сказать, что надо совсем отказаться от анестезии, пусть будет там, где должна — в операционных, например. В материях более тонких, душевных этого можно и поменьше. Ведь со временем можно так свыкнуться с постоянной заморозкой, что пропадут вообще любые эмоции. А это уже грустно.

Через две недели мне опять к стоматологу. Сижу вот, думаю…

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter