Что еще рифмуется с любовью?

Заметки после премьеры
Заметки после премьеры

Несмотря на довольно анемичный процесс развития нашего кинематографа, режиссер Александр Ефремов из года в год пытается снимать на «Беларусьфильме» новые ленты. Пусть малобюджетные, снятые в одном павильоне, пусть «кино без претензий», как называет их сам автор, но съемочный процесс идет и премьеры к назначенному сроку Ефремов выдает.

Как и было обещано, в марте состоялась премьера очередной картины режиссера — «Рифмуется с любовью». О фильме много писали задолго до его выхода: в главной роли — российская актриса Анна Ковальчук (звезда сериалов «Тайны следствия» и «Мастер и Маргарита»), злободневный сюжет — 15–летняя девочка заболевает лейкозом, фильм основан на реальных событиях. Премьера состоялась в праздничные дни на Первом канале, и картина «Рифмуется с любовью» встала на те же полки, где стоят предыдущие фильмы Ефремова «Поводырь» и «Дунечка». Иногда, очевидно, их будут транслировать на белорусских телеканалах. Так, в нравственно–терапевтических целях: если у вас много денег и вы не знаете, куда их отнести — в казино или в ресторан, отнесите лучше в больницу. Помогите детям, нуждающимся в лечении. Жизненная драматургия ленты — это самая сильная ее сторона. Здесь, вероятно, стоит отметить сценарий журналистки и писательницы Юлии Лешко. А можно и не отмечать: у г–жи Лешко и без наших оценок удачно складывается творческая жизнь, ее киносценарии востребованы в Беларуси и России.

О современных проблемах — детская онкология — режиссер Ефремов рассказывает нам без особых изысков и кинематографических приемов. «Рифмуется с любовью» — это скорее фильм–спектакль, был такой популярный жанр на советском телевидении. Здесь диалоги героев картины сочетаются с телезарисовками города. В данном случае — вечернего Минска. Ефремов по–детски любуется новой библиотекой столицы, широким и прямым проспектом, нарядными лампочками... Но за этим не следует ничего: просто зарисовка как документальная вставка. В основном действие происходит в детском онкологическом центре, где в VIP–палате одна–одинешенька лежит главная героиня фильма — 15–летняя Марина (актриса Маша Возба) с диагнозом лейкоз. «Не дай Бог в таком «випе» оказаться», — бормочет про себя врач–онколог Ольга Николаевна (Анна Ковальчук) и идет осматривать Марину. Кстати, парик на Анне Ковальчук в новой белорусской ленте сидит так неловко...

Дело, конечно, не в парике... Белорусского врача–онколога Анна Ковальчук играет так же бодро, как и следователя Швецову. Питерская актриса отыгрывает каждую сцену в мелодраме неподробно, на привычных для себя сериальных штампах. По сюжету героиня Ковальчук должна убедить родителей Марины в том, что лечение лейкоза в Германии — не панацея, спасти дочку можно и в Беларуси. При этом отец Марины (Сергей Дьяченко) и врач Ольга Николаевна обмениваются такими продолжительными взглядами — и недвусмысленными. В итоге, конечно, никакой любовной линии между героями Ковальчук — Дьяченко нет и быть не может и зрителей ожидает скороспелый хеппи–энд: Марина благополучно переносит все сложнейшие операции и возвращается к нормальной жизни... Но поверить в эту экранную историю очень сложно не только из–за претензий к актерской игре или творческому потенциалу режиссера. Нет. Просто сегодня мы пребываем в таком потоке информации, когда, очевидно, недостаточно пригласить в фильм российскую звезду любого масштаба и считать, что полдела сделано. Мне трудно представить кинозрителя, который будет смотреть картину «Рифмуется с любовью» только потому, что она снималась на «Беларусьфильме», или потому, что актриса Маша Возба, по мнению режиссера Ефремова, — талантливая девочка. Да, Маша в возрасте набоковской «Лолиты» была чудной и непосредственной, но сейчас, когда она стала подростком, этих качеств у сыгранной ею героини, Марины, явно не хватает...

И вот что еще: захвалили мы друг друга. В таких комплиментарных условиях трудно развиваться и расти. Особенно кинематографу, самому затратному из искусств. Талант, достигший сегодня профессионального успеха, напоминает мне баклажан, проросший сквозь асфальт: столь же прекрасно, сколь и невероятно. Возможно, кинорежиссер Александр Ефремов когда–нибудь и окажется в том самом месте, где асфальт лопнет, и снимет наконец убедительную картину, чтобы искусство его попало сразу в сердце, а взгляд не блуждал по картине рассеянно в поисках очередных режиссерских нестыковок. А иначе к чему весь предыдущий опыт?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter