В России подростки‑велосипедисты должны сами возмещать ущерб

Что еще можно доверить подростку?

Президиум Верховного Суда России объяснил, что подростки‑велосипедисты должны сами оплачивать причиненный вред, если имеют самостоятельные источники дохода. Мы расспросили наших читателей: «А что бы вы еще доверили подростку, кроме велосипеда?»

Сначала надо сделать дороги безопасными, а уж потом снижать порог ответственности.

Владимир Габров, руководитель военно‑патриотического Центра специальной подготовки для допризывной молодежи «Скиф»:

— Подросток должен все уметь и всему учиться. А как иначе его подготовить к взрослой жизни? Вот вы говорите: велосипед. А мы учим ребят обращаться даже с оружием. Но прежде нужно объяснить, для чего оно существует, для каких целей и что бывает с теми, кто преступает закон, используя оружие. Задача в том, чтобы научить подростка вести себя ответственно. Сделать так, чтобы он не допускал никаких правонарушений.

Никита Рачиловский, студент 4‑го курса истфака БГПУ им. М. Танка:

— Доверил бы реализацию полезных инициатив. Вспоминаю себя на первом курсе. Начинал участвовать в разных акциях как волонтер. Потом мне доверили на факультете роль координатора Green Office BSPU — важной инициативы, которая занимается популяризацией экологического образа жизни, целей устойчивого развития. А в прошлом году я стал молодежным послом Целей устойчивого развития № 4 «Качественное образование».

Елена Мадеева, адвокат и многодетная мама, Новосибирск:

— Я считаю, что подросткам с 14—15 лет можно доверить полноценный присмотр за младшими членами семьи, то есть с юридической точки зрения они должны самостоятельно отвечать за их безопасность. И в этом случае малыши не будут считаться оставленными без присмотра. Убеждена, что 14—15‑летние способны принимать осознанные решения, касающиеся младших. Моя практика также показывает, что уже в 15 лет девушки готовы к полноценной семейной жизни, они могут быть мамами и воспитывать собственных детей. Вообще, я доверила бы подростку больше самостоятельности в принятии решений — вот эти школьные электронные дневники, которые дают родителям возможность полного контроля (даже урок не прогуляешь, узнают), приводят к тому, что мы воспитываем инфантилов.

Ирина Авдонина, школьный учитель, Самара:

— Я как педагог и мама двоих сыновей вообще против того, чтобы подростки выезжали на дорогу, прыгали с парашютом, ходили на катерах по рекам. Исключение — соревнования под руководством инструкторов. Дело в том, что большинство дорог в наших крупных городах не имеет выделенных полос для велосипедов и электросамокатов, а количество автомобилей зашкаливает. Подросток без прав изначально проигрывает борьбу за место на дороге и создает опасные ситуации для всех участников движения. То же самое касается и водоемов. Давайте сначала создавать условия для безопасности, а уж потом снижать порог ответственности.

Виктор Чайчиц, председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов:

— Что бы ни доверили, подросток должен понимать свою ответственность. А в случае причинения ущерба отвечать за свои деяния самостоятельно. Это предусмотрено и белорусским законодательством. В частности, согласно статье 943 Гражданского кодекса, подросток в возрасте от 14 лет несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Родители, усыновители или попечители должны полностью или частично возместить ущерб за него только в случае, когда у самого подростка нет достаточных для этого доходов или иного имущества.

Людмила Кузнецова, многодетная мать, активистка, обладательница городской премии «Герой нашего времени», Уфа:

— Мои дети очень любят драйв, адреналин и экстрим. Поэтому доверила бы им скутер или электрический самокат. Пусть наслаждаются невероятными эмоциями! Главное — соблюдать правила дорожного движения и заботиться о безопасности. Причем не только о своей, но и окружающих. При таком подходе я за то, чтобы они ездили и получали удовольствие.

Валентин Михайлов, 38 лет, предприниматель, Нижний Новгород:

— У нас государство подростку доверяет многое. Официально работать можно с 14 лет, права на управление мопедом дают, кажется, с 16 лет, на легковой автомобиль — с 18. С 18 уже позволяют власть выбирать. Я знаю несколько семей, где дети зарабатывают на свои расходы лет с 12 — пишут программы для компьютеров. С другой стороны, многие родители считают, что их ребенок и в 20 лет еще маленький. Так что здесь все индивидуально, зависит от отношений в семье, от того, как ребенка воспитывали. Если честно, то решать, из чьих денег оплачивать штрафы или причиненный вред, должна семья, а не суд. Конечно, если это нормальная семья.

Подготовили Н. Декола, И. Чечурина, А. Чугунов, Н. Рузанова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter