Что для нас пень, для немца — топливо

Есть ли перспективы у древесных пеллет на внутреннем рынке?

Может ли стать производство предприятиями Минлесхоза экологически чистого топлива «золотой жилой» и альтернативой природному газу?

Ряд лет ГЛХУ «Толочинский лесхоз» возглавляет один из опытных специалистов отрасли Михаил Галик. По мнению самого Михаила Николаевича, даже в небольшом районе «лесная» экономика будет стремиться к плюсу, если на смену традиционным топору и бензопиле придут современные технологии заготовки и переработки древесины. Тем более что в целом по отрасли налицо тенденция сокращения рабочих в лесном хозяйстве, а также острая необходимость развития экспорта готовой продукции.

Чтобы сохранить конкурентоспособность на внутреннем рынке, найти свою экспортную нишу, в Толочинском лесхозе активно внедряют механизированную заготовку древесины, в частности, несколько финских машин — харвестеров ныне заготавливают ее более половины плана. За восьмичасовую смену надежная, производительная техника «сжинает» не менее 250 кубических метров древесины. Также возросли экономические показатели: себестоимость лесозаготовок с применением механизмов — около 30 тысяч рублей за метр кубический, в то время как заготовки бензопилой определенно дороже — 85 тысяч рублей.

В структуре Минлесхоза данный показатель также подтверждает эффективность машинозаготовок — там, где применяют харвестеры, себестоимость одного куба не превышает 50 тысяч рублей, там, где работают лесорубы с бензопилой, — от 70 до 100 тысяч рублей.

Современная техника позволяет коллективу Толочинского лесхоза стать надежным партнером Шкловского завода газетной бумаги и его филиала «Домостроение», который производит современные каркасно-панельные, а также дома из клееного бруса. Производителям отечественной газетной бумаги ежемесячно доставляют из Толочина около тысячи кубов стройматериалов и балансовой древесины.

— Специально для этого предприятия мы заготавливаем хвойные породы — пиловочную древесину и балансовую ель, посадки которой занимают в районе почти половину лесосеки, — говорит директор Толочинского лесхоза Михаил Галик. — Уже в январе—феврале 2013 года через биржу у нас закупили сырье витебское лесопильное предприятие и шкловский филиал «Домостроение». Хотя они рассчитываются с небольшим опозданием, но задолженности не накапливаются, работаем практически в рамках графика.

Год назад в Толочинском лесхозе наладили также выпуск экспортной продукции — пеллет, которые делают из древесины, заготавливаемой на дрова, а также из отходов деревообработки и лесозаготовок. Такая технология в Западной Европе и Скандинавии широко применяется: сначала древесина измельчается в щепу, из которой затем изготавливают гранулы.

У пеллет низкий выброс серы, влажность не превышает 8—10 процентов, благодаря высокой калорийности теплоотдача у них в несколько раз выше, чем у традиционных дров.

Однако, чтобы отапливать ими жилища, необходимы специальные котлы, выпуск которых уже освоен в Прибалтике. Из-за дороговизны природный газ здесь покупают в ограниченных объемах, поэтому использование пеллет — более экономичный вариант. Частный сектор Германии, Дании, Англии, ряда других стран также активно переходит на потребление пеллетного топлива.

Через прибалтийские морские порты пеллеты из Толочина поставляются туда по цене 100 евро за тонну. По словам Михаила Галика, лесхоз намерен повышать рентабельность производства древесных гранул с ежемесячным выпуском их не менее 300 тонн. Ныне на линии заняты в две смены 16 операторов и 3 мастера.

Пока ежемесячные доходы от экспорта толочинских пеллет — 30 тысяч долларов, тем не менее пример небольшого лесхоза подтверждает слова главы государства: лесная отрасль и деревопереработка при грамотном ведении хозяйства способны стать одними из важных источников поступления в страну валюты.

Как рассказала корреспонденту «Р» пресс-секретарь Министерства лесного хозяйства Беларуси Ружена Новицкая, новые виды экспортного топлива производят 5 лесхозов — Бегомльский, Богушевский, Житковичский, Столбцовский опытный, а также Толочинский. Если в 2012 году они вместе произвели более 10 тыс. тонн, то к 2015 году нарастят ежегодный выпуск гранул до 13,5 тыс. тонн.

Есть ли перспективы у данного вида топлива внутри страны?

— Перед тем как открыть новое производство, — рассказывает Михаил Галик, — мы съездили в Германию и отметили очевидный факт: западноевропейский частный сектор уходит от отапливания жилья природным газом и согревается древесными пеллетами или же брикетами того же состава. К примеру, чтобы в течение сезона отапливать дом площадью 150 квадратных метров, немцу достаточно около 5 тонн древесных гранул. Конечно, для отечественного потребителя цена пеллет будет ниже, нежели для зарубежного, пусть около 80 евро, но за сезон придется выложить около 500 евро. Если эту сумму сопоставить с нынешними ценами на газ, то для белорусов такое топливо пока что дорогое удовольствие. Если же смотреть на перспективу: цены на импортируемый природный газ могут вырасти до уровня мировых, тогда пеллеты станут не только подспорьем, но и достойной ему альтернативой.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter