Противоречия на севере Сирии принимают неразрешимый характер

Что делают русские военные в Африне и Манбидже

 

Фото Gettyimages
Северные земли Сирийской арабской республики сейчас все чаще называют Западный Курдистан (на языке курдов - Рожава). Этому новому квазигосударственному образованию в настоящее время приходится преодолевать немало проблем, в основном связанных с тем фактом, что Рожава в силу сложившихся обстоятельств оказалась в сфере действий сразу нескольких сил - как между молотом и наковальней. Основными игроками здесь являются Россия, США, Сирия, Турция, Иран, Иракский Курдистан и собственно сам Сирийский Курдистан.

Несмотря на то, что на территории Рожава присутствуют одновременно американские и российские войска, не прекращаются военные действия между народными силами самообороны (НСС) Западного Курдистана и протурецкими отрядами так называемой умеренной оппозиции, которым турецкие войска оказывает всестороннюю поддержку на поле боя, вплоть до участия турецких солдат в вооруженных столкновениях с курдами. В настоящее время идут бои в районах населенных пунктов Джераблус и Аазаз. 

Американцы в Рожаве присутствуют уже довольно продолжительный срок, а в последнее время Пентагон перебросил сюда дополнительные силы. Российские военные появились в регионе недавно и присутствуют только в двух местах: это города Манбидж и Африн. Причем в Манбидже также находятся и американские войска, зоной ответственности которых является северная часть города. Российские военные, соответственно, курируют его север. Такое присутствие стало необходимо из-за нежелания Дамаска выполнять договоренности с властями Рожавы, что вылилось в вооруженные столкновения между частями сирийской арабской армии (САА) и отрядами НСС. 

По информации полученной от курдского источника, - совершенно точно есть соглашение между Москвой и Вашингтоном о регулировании ситуации в Западном Курдистане. Причем курдское правительство на данный момент отказывается контактировать с Дамаском без посредничества и гарантий Москвы. Те, кто заявлял о том, что появление русских в Африне означает конец турецкой операции «Щит Евфрата» - явно поторопились. Анкара не собирается просто так отступать, она не идет на уступки даже своему старшему союзнику по блоку НАТО. В вооруженное противостояние с НСС втянуты не только турецкие войска и курируемые ими умеренные исламисты, но и отряды пешмерга. То есть на стороне Анкары против своих соплеменников воюет правительство Иракского Курдистана. 

Есть еще одна заинтересованная сторона, о которой все почему-то молчат. Но рано или поздно она должна проявиться в проблематике решения курдского вопроса. Речь идет о Тегеране, который пока не влезает в затянувшийся наглухо узел, в котором уже находятся четыре непримиримые стороны. Бесспорно Иран, преследующий свои интересы, не обойдет своим участием создание, или не создание курдской автономии на севере Сирии. 

На фоне вышеизложенного несколько блекнет зловещий облик «Исламского государства» (ИГ террористическая организация, запрещена в России). Его потуги продлить свое существование в нынешнем виде, похоже, не приносят необходимый эффект. Эр-Ракка, которую исламисты некогда провозгласили своей столицей, на сегодняшний день практически блокирована. По информации поступающей из Рожавы, отряды сирийских демократических сил (СДС) совместно с американскими морпехами высадились в районе плотины водохранилища Эль-Ассад, рядом с населенным пунктом Табаках. Если рассматривать всю линию курдских боевых порядков, которые с севера нависают над Эр-Раккой, видно, что в Табаках НСС своим правым флангом вышли на берег Евфрата, дуга линии фронта проходит севернее Эр-Ракки и другим флангом упирается в русло Евфрата в 33 км восточнее этого города в районе селения Джедидит Мехиет, которое только что было отбито у исламистов. В распоряжении ИГ до недавнего времени оставались всего два моста через Евфрат, расположенных южнее Эр-Ракки, но сейчас они уничтожены авиацией американской коалиции. 

Разведка НСС сообщает, что в Эр-Ракке введено осадное положение. Формирования ИГ проводят интенсивную подготовку города к обороне. В первую очередь возводятся инженерные, минно-взрывные заграждения и фортификационные сооружения. Создаются полевые склады вооружения и боеприпасов, хранилища продуктов питания, медицинские пункты. Местный гарнизон был пополнен многотысячным контингентом, отступившим из провинции Алеппо и других мест. Возглавляет оборону города высокопоставленный полевой командир Абу Айат аль-Джауфи и его соратник Абу аль-Харис аш-Шами. 

Представитель сирийской курдской партии «Демократический союз» Абд Салам Али заявил: «Боевики прекрасно понимают, им придется оставить Ракку. Они сейчас готовятся оказать сопротивление, но мы уже долгое время воюем с ними, знаем их тактику и все приемы, которые они применяют на поле боя. К тому же город полностью блокирован. Штурм должен начаться в течение нескольких недель». 

Судя по всему штурм города ляжет на плечи сирийских демократических сил, то есть ополчения, в котором кроме курдов воюют ассирийцы, арабы и представители других этносов и конфессий. Пока видится, что поддержку с воздуха и прочее содействие НСС будет осуществлять коалиция во главе с США. Кстати возможно, что и иракская авиация также поучаствует в этом деле. Россия и Дамаск, похоже, будут просто наблюдать за событиями. Хотя, предвидеть всего нельзя, как будут развиваться события на самом деле - покажет время. 

Пока что в преддверии штурма руководство СДС пытается организовать выход мирного населения из Эр-Ракки. Но если судить по имеющейся информации, гуманитарной катастрофы все равно не избежать. В любом случае сам факт падения последней твердыни ИГ еще не означает, что война в регионе прекратится. Клубок завязавшихся здесь противоречий разрешить просто так вряд ли получится. К тому же до сих пор будущее Сирии видится туманно, весьма вероятно, что за ее послевоенный вид участникам ныне текущих событий еще предстоит немало повоевать. 

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
Источник: ng.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter