Что делать, чтобы сделать

Корреспонденты «СБ» продолжают исследовать опыт модернизации наших предприятий...

Корреспонденты «СБ» продолжают исследовать опыт модернизации наших предприятий. Он разный как по подходам, так и по результатам. Но есть у этой работы большой обобщающий смысл. Он в вопросе: какую пользу она приносит людям? Необходимость обновления можно мотивировать разными словами. Да, техническое перевооружение повысит конкурентоспособность продукции. Да, сделает эффективнее всю экономику страны. Но что такое эффективная экономика? Очевидно, та, которая позволяет государству развивать свои социальные программы, достойно оплачивать добросовестный труд граждан. Наше исследование дает возможность сделать простой и логичный вывод: там, где модернизация прошла успешно, люди уже сегодня зарабатывают прилично. Иной раз даже побольше обозначенного на конец года среднего по стране ориентира — 500 долларов. Там же, где обновление прошло ни шатко ни валко или не проводилось вовсе, — работники в унынии, заработки мизерны. Вот в чем вся суть. Модернизация — не вещь в себе. Это инструмент решения важнейшей государственной задачи — повышения уровня жизни и благосостояния граждан.


Строить и хорошо жить


Урожай в закромах. Поля засеяны озимыми. Поднята зябь. Но в сельскохозяйственном предприятии «Агрокомбинат «Ждановичи» вовсю кипит работа. До конца года здесь планируется ввести в строй 3 солидных объекта — первый пусковой первой очереди комплекс по откорму 24 тысяч свиней в год, реконструированную по передовой технологии молочнотоварную ферму «Фрунзе», а также теплицу по выращиванию роз в деревне Богатырево. И это лишь часть масштабной программы модернизации производства агрокомбината, рассчитанной до 2015 года.

Во время экскурсии по стройкам предприятия наш «гид» — начальник планово–экономической службы предприятия Тамара Ильина — неоднократно подчеркивала: деньги в новые проекты вкладываются для выпуска конкуренто-способной продукции и увеличения доходов предприятия. Сель-скохозяйственное производство — отрасль специфическая. Основную выручку крестьяне получают в теплый сезон, когда на полях вызревает урожай. Зима — время не слишком хлебное. Деньги на счет предприятия идут в основном за счет молока и мяса. А зарплату надо платить 12 месяцев в году. И такую, чтобы работники не смотрели в сторону Минска, до которого от «Ждановичей» рукой подать. Будут деньги — будет расти зарплата, которая уже сейчас здесь превышает эквивалент 500 долларов. Свинокомплекс — производство круглогодичное. А мясо — товар всегда востребованный, в том числе и на внешнем рынке.


Комплекс строится по датской технологии. Отдельные боксы для животных, комфортный микроклимат, компьютеризированная система управления — все в соответствии с самыми современными требованиями. В этом месяце сюда завезут первых животных, а к концу будущего года комплекс выйдет на проектную мощность. Кстати, уже сейчас ведутся подготовительные работы по строительству точно такого же комплекса. В целом они вместят около 50 тысяч животных и дадут в год 8 тысяч тонн высококачественной свинины.


Еще одна «новинка» местных животноводов — молочнотоварная ферма «Фрунзе». После реконструкции коров здесь будут доить... роботы. Сейчас тут монтируют три установки импортного производства. Доение, кормление, уход за животными — все процессы здесь будут автоматизированы. Оборудование — недешевое, но оно позволит решить кадровую проблему и обеспечить высокое качество молока. А это опять же — дополнительные деньги. Ведь на каждом килограмме молока сорта «экстра» крестьяне выигрывают почти 500 рублей.


Когда мы приехали в деревню Богатырево, я вспомнила свою поездку сюда пять лет назад. Тогда агрокомбинат построил здесь первые 7 гектаров теплиц. Сегодня овощи выращивают уже на 14 гектарах. А скоро прибавится еще 5, на которых хозяйство собирается выращивать цветы. Такой солидный объем работ Тамара Ильина считает закономерным:


— Строительство в агрокомбинате, модернизация производства, покупка новой техники ведется каждый год. Это позволяет увеличивать рентабельность производства, зарабатывать деньги, в том числе на повышение зарплаты. Наши специалисты постоянно знакомятся с новинками мирового аграрного производства, выезжают за передовым опытом в другие страны. Если видим, что проект выгодный, внедряем у себя. Так в агрокомбинате появилась лаборатория по выращиванию шмелей, повышающих урожайность томатов. В перспективе — строительство консервного и убойного цехов.


В этом году в модернизацию производства агрокомбинат «Ждановичи» вложил солидные деньги: около 3 миллионов евро собственных средств и 50 миллионов евро кредитов. Поддержку передовому хозяйству оказывает Минский облисполком. И это окупается сторицей — не только увеличением объемов производства и прибыли, но и ростом благосостояния работников. Достойная зарплата, строительство жилья, возмещение 80 процентов стоимости обедов, покупка овощей по льготным ценам — таким социальным пакетом может сегодня похвастаться работник далеко не каждого сельскохозяйственного предприятия.


Кстати


Агрокомбинат «Ждановичи» занимает 9–ю строчку в рейтинге 100 лучших сельхозпред-приятий страны.


Лилия ХЛЫСТУН, «СБ».

Минская область.


Каков подход, таков приход


Легкая промышленность — та отрасль, которая, по идее, быстрее всех должна откликаться на требования времени. Она, как никакая другая сфера, подвержена капризам моды. То, что еще вчера шло на ура, сегодня лежит на складах. Но не все предприятия быстро ориентируются на рынке. Подтверждение тому — два противоположных примера: ОАО «Витебские ковры» и ОАО «КИМ». Оба витебских открытых акционерных общества имеют солидную историю. Оба являлись гигантами индустрии еще при СССР. И там и там работают более 1.000 человек. Только на первом, где выпускают ковры, активно идет процесс технического перевооружения. А вот КИМ, специализирующийся на чулочно–носочных изделиях и трикотаже, отстал...

Инвестиционный проект технического переоснащения ОАО «Витебские ковры» включен в программу инновационного развития. Сейчас там идет установка новой печатной линии, аналогов которой нет в стране. Оборудование, призванное заменить устаревшие 30–летние агрегаты, позволит использовать 12–цветную печать, а также увеличить производственные мощности, улучшить качество продукции и ассортимент. В начале года на предприятии был установлен новый ткацкий станок. За 9 месяцев в основной капитал здесь инвестировано более 39 миллиардов рублей. Практически все деньги вложены в новое оборудование.


На КИМе этот показатель гораздо меньше — всего 161 миллион рублей. Экономические показатели тоже разнятся. На складах КИМа, к примеру, скопились полуторамесячные запасы готовой продукции. В «Витебских коврах» их в 2 раза меньше. У КИМа экспорт по сравнению с прошлым годом упал вдвое. У «Витебских ковров», напротив, — 15–процентный рост. Сегодня изделия этого ОАО продаются в России, Украине, Казахстане, Молдове, Узбекистане, Армении и Таджикистане. Средняя зарплата за сентябрь на ОАО перевалила за 4 миллиона 300 тысяч рублей. На КИМе не дотянула и до 3 миллионов...


Одна из самых серьезных проблем КИМа — долги. Только энергетикам предприятие задолжало более 20 миллиардов рублей. Однако, по словам генерального директора Виктора Аксенова, работающего в должности всего полгода, даже в условиях дефицита оборотных средств коллектив не забывает о техперевооружении:


— Еще до конца года мы вложим 3 миллиарда рублей в реконструкцию паротрассы. Проект позволит на 7 процентов снизить потребление тепла. Это колоссальная экономия! Но необходимо, чтобы началась реализация программы техперевооружения на 2012 — 2015 годы. Ее стоимость — 5 миллионов евро. Деньги предназначены для закупки современного компьютеризированного оборудования, станков, автоматов, позволяющих расширить ассортимент, выпускать конкурентоспособную продукцию. В том числе — современную спортивную одежду. Так как собственных средств нет, рассчитываем на господдержку.


Детальный бизнес–план с названными выше цифрами уже прошел экспертизу в Совмине. Специалисты полагают, что оздоровление финансовой обстановки на КИМе и его техперевооружение откроют перед предприятием новые перспективы.


Комментарий по теме


Святослав Заровский, председатель комитета экономики Витебского облисполкома:


— «Витебские ковры» выпускают востребованную продукцию и работают с прибылью. КИМ убыточен. Коэффициент износа его оборудования превышает критический. Причин, по которым предприятие оказалось в столь плачевном положении, несколько. Здесь и кадровые упущения, связанные с назначением откровенно слабых директоров. И огромные долги за сырье, электроэнергию, требующие реструктуризации. Если «Витебские ковры» уже могут сами зарабатывать деньги и вкладывать их в дальнейшую модернизацию, у КИМа без господдержки такой возможности нет.


Сергей ГОЛЕСНИК, «СБ».

Витебск.


Деловой портрет в мебельном интерьере


Когда–то в Гродно долго и успешно работали две мебельные фабрики. Но рынок внес коррективы. Продукция, которую мебельщики выпускали годами, перестала пользоваться спросом. Требовались передовые технологии, современное оборудование. Однако на модернизацию производства не нашлось денег. Несколько лет назад одну фабрику закрыли. Другое предприятие — ОАО «Гродномебель» сейчас еле сводит концы с концами... Но Гродно не растерял славу «мебельного» города. В поисках качественных изделий для домашнего интерьера, соответствующих веяниям моды, сюда приезжают из всех уголков Беларуси.

Чтобы увидеть, как их производят, я отправился в цехи совместного общества с ограниченной ответственностью «ЗОВ–ЛенЕвромебель», которое входит в состав многопрофильного объединения «ЗОВ». Это частное предприятие в начале 90–х годов начало выпускать кухонную мебель фактически с нуля — в пустовавшем помещении. Теперь на том месте много станков и людей. Впрочем, производства здесь скоро не будет — оно переместится в новый цех.


Генеральный директор объединения «ЗОВ» Владимир Зуховицкий рассказал, что модернизация на предприятии началась в 2008 году. Показал новый цех по выпуску кухонь из ДСП. На старой площадке точно такая же технологическая линия состояла из 5 станков, их одновременно обслуживали 20 человек. Теперь установлен всего один полуавтоматический агрегат. На нем в каждую из трех смен заняты лишь два человека. Освободившихся работников перевели на другие участки.


Чтобы расширить производственные площади цеха до 1.000 квадратных метров, ликвидировали... склад. Трудоемкий и небезопасный процесс заменил всего один робот. Он не только справляется с отгрузкой продукции, но даже разбирается в ее цвете.


И в экономике СООО «ЗОВ–Лен-Евромебель» масштабная реконструкция производства сыграла немалую роль. За три года экспорт мебели вырос почти вдвое, а его география расширилась от Москвы до Владивостока. Гродненские кухни также покупают в США, Израиле, странах Средней Азии, Прибалтики. Существенно повысилась и средняя зарплата в коллективе: если в начале этого года она составляла 2 миллиона 800 тысяч рублей, то теперь — 4 миллиона 900 тысяч.


Модернизация продолжается. Строится еще один цех по выпуску кухонь и столов из дерева. Туда будет вложено более 9 миллионов евро собственных средств. Только установка новейшей системы вентиляции обойдется в миллион евро.


А что ждет ОАО «Гродномебель», которое сегодня на грани закрытия? Начальник производства предприятия Анна Сысен имеет в своем распоряжении всего 40 работников. Несколько сотен бывших тружеников уволились. За рабочие места здесь не держатся: средняя зарплата всего около 2 миллионов рублей в месяц. Да и на чем можно заработать, если в основном выпускается мебель мелкими партиями под заказ — тумбочки, кровати, комоды. О расширении ассортимента продукции на давно устаревшем и изношенном оборудовании даже речи не идет. Одна надежда у небольшого коллектива, что в пустующих цехах ОАО откроется научно–технологический парк. Инициатором его создания стал Гродненский облисполком.


Комментарий


Заместитель председателя Гродненского горисполкома Елена Агей:


— Если в январе 2012 года средняя зарплата на промышленных предприятиях Гродно составляла в среднем 3 миллиона 600 тысяч рублей, то теперь — уже 4 миллиона 974 тысячи. И эти деньги заработаны! Во многом благодаря активной модернизации производств в нее сегодня вкладываются большие средства. Один из примеров — СООО «ЗОВ–ЛенЕвромебель». Имея нынешнюю базу, оно еще долго могло бы оставаться конкурентоспособным. Однако стремительно двигается дальше, чтобы завоевать новых потребителей. Так, кстати, поступают и другие предприятия города.


Иосиф ПОПКО, «СБ».

Гродно.


Эволюция без вариантов


Сегодня агрегаты гомельского частного предприятия «Хорда–Гидравлика» работают по всему миру. Ими комплектуются комбайны «Гомсельмаша», минские погрузчики, могилевские автокраны, другая техника отечественного и зарубежного производства. Фирма, которая начинала в частном гараже, за 20 лет превратилась в ведущего национального производителя гидравлического оборудования. Убедился: понятие «модернизация» здесь толкуют широко, распространяя этот процесс и на технику, и на мозги, и на окружающий пейзаж...


Сегодня «Хорда–Гидравлика» — высокотехнологичное предприятие, напичканное современным оборудованием. При этом контрастным фоном для увешанных мониторами японских станков служат и несколько еще крепких отечественных образцов. Нахожу на бирке год выпуска — 1996... Нестарый еще станок! Исправен, ухожен... Но в ближайшее время ему придется отправиться на покой, уступив место новому поколению.


— Но это же дорого...


— Неверно, что модернизация дорого стоит, — для директора фирмы Евгения Борисова это прописные истины. — Дороже во всех смыслах обходится эксплуатация старой техники. Все давно и не раз просчитано: нам дешевле установить самое современное, что есть в отрасли, чем продолжать пользоваться работоспособным, но менее экономичным и производительным оборудованием.

 

Кстати, когда речь впервые зашла об обновлении оборудования, рассматривали и дешевые варианты из Юго–Восточной Азии. Пришли к выводу, что так сэкономить не получится. У директора фирмы Евгения Борисова личный подход к старой истине про «хорошее» и «дешевое»:


— Тот, кто однажды посидел за рулем дорогой машины, не согласится пересесть на авто попроще. Так и с оборудованием. Как бы ни было трудно, мы приобретаем все только самое передовое — и эта тактика окупается.


Впрочем, и в нынешних рамках фирме уже тесно. Назревает очередная перезагрузка — за счет собственных средств, денег инвестора, кредитов. Под окном директорского кабинета утюжит площадку экскаватор.


— Хотим немножко модернизировать местность, — Евгений Борисов отодвигает жалюзи. — Вот на эту территорию будет открываться совсем другой вид — современный и красивый.


Борисов убежден: мрачные интерьеры советских цехов следует «забыть как страшный сон». Судя по компьютерным планам в 3D, скучная промзона должна через год обзавестись сверкающими модернистскими постройками и зелеными лужайками. Пейзаж изменится радикально. И все же главная ценность всего этого — начинка. На предприятии считают принципиальным, чтобы она была самой современной из того, что есть в отрасли.


Сегодня продукция фирмы «Хорда–Гидравлика» на 100 процентов белорусская — от литого корпуса до ультраточной начинки из композитных материалов. Импортозамещение в чистом виде. Репутация заработана, спрос есть. Более того, Борисов всерьез намерен подвинуть иностранных конкурентов — исключительно за счет интеллектуальных ресурсов, передовых технологий и общей культуры производства.


Означает ли столь активная модернизация, что снизится потребность в рабочей силе? Директор категоричен:


— Ничего подобного. Мы расширяемся, нам нужны люди. Причем грамотные, способные обучаться и желающие зарабатывать.


На предприятии работает филиал профильной кафедры Гомельского государственного технического университета. Специально оборудовали учебную аудиторию. Студенты и практиканты в цехе — обязательное явление. Лучшие — останутся. Остальные увидят, как должно выглядеть современное динамичное предприятие. А потом, возможно, применят этот опыт на практике.

Гомель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter