Что будете заказывать?

За что россияне и украинцы выбирают белорусскую колбасу

Каких новинок стоит ждать любителям сыров и за что выбирают белорусскую колбасу россияне и украинцы

На прошлой неделе правительством вручены награды за достижения в области качества. Это 14-й по счету конкурс. Среди лауреатов и дипломантов немало предприятий пищевой отрасли — их около трети от всех награжденных. И этот факт вряд ли выглядит удивительным, поскольку их позиции традиционно сильны и на внутреннем рынке, и за рубежом. Свой успех представители отрасли, как ни банально это звучит, склонны объяснять высоким качеством продукции. Что они вкладывают в это понятие и чем собираются удивлять своих потребителей в дальнейшем? Об этом мы спросили у лауреатов и дипломантов конкурса.

Заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» Ольга ЯНКОВСКАЯ:

— Как удается конкурировать? Только качеством. Например, в России спрос на наши сыры настолько высок, что мы не можем выполнить все заявки. Поставляем восточным соседям 600—620 тонн сыров, а могли бы в 2 раза больше, но не хватает сырья. Сейчас у нас уже составлен график поставок на апрель. Из новинок, которые высоко оценил потребитель, — твердый сыр «Пармский». Он делается по особой технологии и созревает более полугода. Белорусские предприятия выпуск твердых сыров еще не освоили, а мы не только производим, но и реализуем. Причем по довольно высоким ценам. Судите сами: для России индикативная цена на полутвердые сыры — RUB 150, мы свои полутвердые продаем по RUB 174—176, а твердый сыр «Пармский» — по RUB 260—280. Реализуем новинку и на белорусском рынке, но пока только в своих фирменных магазинах. Цена на него высокая, но любители сыров, конечно, покупают.

Я бы сказала, что главная составляющая качества — это люди. Есть даже поговорка, что сыр — как малое дитя, за ним постоянный уход нужен. Поэтому мы своих специалистов ценим и постоянно обучаем. А еще наш директор отовсюду, куда бы он ни ездил, всегда везет сумку сыров. И белорусских предприятий, и зарубежных. Раз в неделю мы проводим дегустации: пробуем чужие сыры, потом свои. Конечно, качество сыра определяется на запах и вкус. И мы очень предвзяты в оценке сыров, особенно своих.

Главный экономист ОАО «Лидахлебопродукт» Тамара НИКОЛЬСКАЯ:

— Потребители хорошо знают марку «Лидская мука». Это наше настоящее. А будущее мы видим в освоении макаронных изделий. Перспективы связываем с внедрением системы менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандарта ИСО 22000. Это позволит значительно расширить границы рынка. Также идет реализация пяти крупнейших инвестиционных проектов: будем расширять имеющееся производство и строить новые мощности.

На новых линиях планируется производить короткорезанные и штамповочные макаронные изделия. Это знакомые покупателю ракушки, бантики и другие формы. Будем выводить свою продукцию под новой торговой маркой, это макароны так называемой группы «В», которые делаются из крупки. Объясню тем, кто не знает, что крупка — это сырье высокого качества, наполовину состоит из муки из твердых сортов пшеницы. То есть это переходный продукт к макаронам группы «А», которые делаются из твердых сортов. Сегодня макароны группы «В» в Беларуси выпускает только одно предприятие.

Мы в первую очередь рассчитываем на белорусский рынок. Его потребность — около 87 тысяч тонн макаронных изделий, из которых в республике производится около 40 тысяч. Наши 20 тысяч тонн вписываются в рынок, это импортозамещение. Как будем отвоевывать у импорта свою долю? Ценой и качеством, подтвержденным всеми внедренными системами качества и безопасности.

Если вспомнить историю, то 30 лет назад пшеницу в республике не выращивали. Сегодня мы практически на 90 % обеспечены именно белорусской пшеницей. Это к вопросу о том, что если вчера в Беларуси не было макарон группы «А», то завтра они могут появиться. Потому что ученые прорабатывают вопрос выращивания культур пшеницы твердых сортов. Климат меняется, солнца в Беларуси становится больше. Мы еще только начинаем этот путь. Вполне вероятно, что макароны группы «А» в нашем ассортименте тоже будут присутствовать.

Директор ОАО «Калинковичский мясокомбинат» Геннадий КУРЛОВИЧ:

— Работая на территории всей республики, а также в России и Украине, мы сравниваем себя с другими предприятиями. Смотрим, кто лучше, кто хуже. Везде есть своя специфика, и продукция отличается по вкусу. Например, украинцы, вопреки стереотипу, к салу относятся не очень хорошо, но они любят, чтобы в мясных изделиях было побольше специй. А если с прослойками сало продаешь, то цена будет очень низкая. Для россиян важна хорошая технология, чтобы продукция получалась однородной, можно с меньшим содержанием мяса. В Украине наша продукция на 10—15 % дороже такой же украинской, и это только благодаря качеству. В России так не получается, но там рентабельность выше. Например, на окороке мы зарабатываем 20—30 %, а в Украине — только 10 %.

Мы у наших партнеров постоянно учимся, прежде всего дизайну и умению продавать. Это фактор успеха — постоянно обучать своих специалистов. Второй момент — постоянная модернизация, каждый день, неделю, месяц. И когда находишь золотую середину между ценой и качеством, это, по-видимому, и есть победа в конкуренции. Важно и участие в конкурах, где мы тоже отслеживаем, что делают соседи. Главное, чтобы специалисты по маркетингу выбирали такие конкурсы, где можно чему-то научиться. В год достаточно принять участие в 4—5 таких конкурсах. Что касается Премии Правительства, то я считаю, нас отметили за прошлые заслуги: так, за последние 2 года наша выручка выросла в 2 раза.

К чему движется мясная переработка? Во-первых, рынок отдает предпочтение свинине. Несмотря на то что мы рекламируем говядину и говорим о том, что это мясо лучше для здоровья. Свинина дешевле, да и производителю легче делать из нее вкусную продукцию, а говядина по своему вкусу более консервативна. Кроме того, рынок будет поворачиваться к охлажденной свежей продукции, которую надо очень хорошо упаковать. И в Беларуси, и особенно в Евросоюзе это заметно. Вы удивитесь, но в Израиле, например, срок годности охлажденного мяса — 60 дней. Это благодаря санитарии, температурному режиму, особым технологиям убоя и обработки. Сейчас на мясокомбинатах условия уже сопоставимы с операционными медиков. Израиль, Германия в этом смысле далеко ушли, но и мы подтягиваемся. Думаю, через 2—3 года многое изменится. Сейчас основное направление — охлажденная свежая продукция под покупателя. Вот вы хотите кусочек свежего мяса, а мы должны знать, что именно вы хотите, и вам его продать. Надо, чтобы развивалась фирменная торговля, магазины шаговой доступности. Думаю, они будут выигрывать благодаря своему небольшому размеру и маневренности. И вполне смогут конкурировать с гипермаркетами и другими форматами торговли.

-------------------------------------

Комментарий в тему

Виктор НАЗАРЕНКО, председатель Госстандарта:

 Начиная со второго полугодия 2013-го начнут действовать технические регламенты Таможенного союза для предприятий пищевой отрасли. Эта тематика не должна пугать нашу промышленность, она вовсе не означает, что впереди какие-то непреодолимые трудности. Беларусь в течение десятилетия последовательно идет по пути применения международных стандартов. И те стандарты, которые сегодня принимаются в ТС, многие наши предприятия уже не первый год применяют. Они стали ориентиром для интеграционной «тройки». Другое дело, что каждое предприятие по мере выхода и введения в действие того или иного регламента должно оценить себя и свою продукцию, оценить, какие требования и новые методы испытаний нужно внедрить для того, чтобы уверенно идти в завтрашний день.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter