О школьной программе по литературе

Чтение – мать учения

Учителя со вздохом констатируют: дети не хотят читать классику. Но вот произведения современных авторов проглатывают с удовольствием. В чем причина такой выборочной любви к литературному слову? А как тут проникнуться сутью, если в книге половина слов устарела и требует пояснений? Хотите пример? Открываем рассказ Чехова «Пересолил» из списка литературы для 5–го класса. «Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать–сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)» Землемер, межевания, возница с мухой... Это почти то же самое, что в XIX веке сказать: «Гугл вам в помощь».


Непонятно, не по возрасту — сетуют многие родители. Но мы же читали! Только вот чем больше проходит времени, тем шире становится пропасть между днем сегодняшним и литературными героями прошлых лет. Нередко детям ничего не остается, как искать помощи в интернете, читать школьную программу в кратком пересказе. Анонсы же обещают: «За 5 минут»! Зачем только нужно подобное изучение литературы? Разве что ради хорошей оценки. Полюбить творчество классиков такое галопом по Европам вряд ли поможет.

Остается одно — читать книги вместе с ребенком. Вслух, с комментариями, объясняя значение непонятных слов, советует Евгения Пастернак, автор популярных книг для подростков и мама пятиклассницы: «Ведь не писал Тургенев для одиннадцатилетних детей. И Чехов не писал. И Астафьев. Из классиков, включенных в школьную программу в пятом классе, только Лев Толстой писал для детей. «Кавказский пленник» написан для «Азбуки». В 1872 году. Этот текст в школьной программе уже 143 года!..» Так, может, пришло время ее менять? Мне казалось, что в контексте сказанного это вполне закономерно. Но тут на сайте писателя Андрея Жвалевского наткнулась на публикацию под заголовком «Почему мы не хотим, чтобы наши книги включали в школьную программу». Литератор привел список запросов, по которым интернет–пользователи чаще всего попадают на его ресурс. Среди них — названия его книг с припиской «краткое содержание». Стоило где–то учителям предложить эти произведения для дополнительного чтения, как у некоторых школьников сработал рефлекс.

Значит, дело не только в нагромождении устаревшего? В самой системе образования? И нужно менять не книги в программе, а подходы к урокам литературы? Чтобы дети хотели читать и обсуждать книги, живо, без обязательного «что хотел сказать автор». Здесь интересен опыт Ольги Вовк и Виктории Хомич, ведущих библиотекарей научной библиотеки БНТУ и авторов проекта «ЗаЧтение», направленного на популяризацию современной литературы. Совсем недавно они предложили школьникам поучаствовать в мероприятии «Расчитаем любого: зимний эксперимент». Это своеобразный литературный квест по произведениям современных авторов: прочитав книги, ребятам нужно выполнить различные задания онлайн и офлайн. Для участников–минчан предусмотрены встречи с писателями, прогулки по околокнижным местам и тематические мастер–классы. Например, во время первого подобного эксперимента занятие по книге Жан–Филиппа Арру–Виньо «Шоколадные каникулы» прошло у плиты в кулинарной школе «Оеде», где ребята готовили любимое блюдо одного из главных персонажей. А книгу Олега Эм «Летние каникулы: записки пресс–службы сумасшедшего профессора Лепольда Мозгокрутикова» обсуждали, сидя на гвоздях, в музее науки «Элементо»... Нынче желающих уже более 100 человек. Причем произведения, отобранные для участия в проекте, — не масскульт. Эти книги — номинанты и победители литературных премий.

Анна Северинец, учитель русского языка и литературы Смолевичской районной гимназии, считает: раньше дети активно читали в школе по программе, потому как не существовало брифли (библиотеки кратких содержаний книг), но были требовательные учителя. И мало читали дома. Теперь все наоборот: школьники много и с удовольствием читают разные книжки, но забросили программу. Получается, во многом это проблема учителей, которые просто опустили руки и приняли на веру стереотип о нечитающих детях, разрешили изучать произведения по кратким содержаниям или по экранизациям. А заинтересовывать классикой нужно уметь. Все–таки это своеобразный общенациональный и общекультурный код, тот особый шифр, при помощи которого нация сохраняет культурную преемственность поколений. В пример Анна Северинец приводит совместный проект Литературного музея Петруся Бровки и женского портала VELVET, который ведет уже второй год. Дети в нем прикасаются к белорусской классике на неожиданных встречах в музее, каждая из которых становится маленьким открытием. В человеке нужно просто зажечь искру интереса, а дальше хорошая книжка уже сама его не отпустит.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 14 (24896). Вторник, 26 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter