Сегодня депутаты планируют рассмотреть законопроект "О республиканском бюджете на 2014 год". Накануне он поступил в Палату представителей. Перед тем как внести его в Овальный зал, постоянная комиссия по бюджету и финансам еще раз рассмотрела содержание главного финансового документа. Депутатов интересовало, должное ли внимание будет уделено в следующем году развитию социальной сферы. Будет ли все-таки введена пошлина за допуск автомобилей к движению - предложение Министерства финансов в последний месяц вызвало немало споров. И если да, куда пойдут эти средства? В общем, разминка перед принятием законопроекта удалась. Председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина так описала государственные доходы и расходы в будущем году:
- Считаю, что бюджет достаточно сбалансирован. Он сверстан бездефицитным. Все социальные обязательства государство выполнит.
В детали посвятил замминистра финансов Максим Ермолович. Что важно, он остановился на тех изменениях, которые были внесены в проект бюджета и сопутствующих документов совсем недавно. Именно в таком виде законопроекты и предложат депутатам для голосования.
Наверное, самое ожидаемое пояснение: так называемая транспортная пошлина вводиться будет. Средства, поступившие от автовладельцев во время допуска к движению, станут использоваться строго по назначению - для содержания дорожной сети. При этом госпошлина будет делиться надвое. Половина средств от каждой оплаты пойдет в местный бюджет, столько же - в республиканский. Средства, поступившие в бюджеты базового уровня, станут использовать для строительства и реконструкции местных дорог и улиц, которые считаются их продолжением. Из республиканского бюджета будет финансироваться облагораживание крупных дорог и магистралей.
У областных Советов депутатов появится право распределять средства и доводить их до уровня районного бюджета, чтобы финансирование дорожных работ учитывало местные возможности и потребности. Максим Ермолович объяснил, почему предлагается именно так:
- Это наиболее рациональный подход, и надеюсь, что областными Советами распределение будет осуществляться также в зависимости от качества и протяженности дорог, наиболее острой необходимости их ремонта.
Поступления от транспортной пошлины в следующем году оцениваются в 1,6 триллиона рублей. Предполагается, что это даст возможность увеличить бюджетные расходы на дорожное хозяйство почти в два раза.
Еще одно изменение коснулось проекта закона, тесно связанного с бюджетом. Идея до десятикратного повышения ставок налогов на недвижимость и на землю для собственников неэффективно используемого имущества и незавершенных объектов так и осталась предложением. От нее решено отказаться. Зато акцизы - один из весьма доходных источников бюджетных поступлений - продолжат расти. Это делается и для гармонизации акцизной политики со странами Таможенного союза. Но ставки не будут повышать просто автоматически. Новизна в том, что, например, ставка акциза на топливо будет зависеть от его экологических характеристик. Чем выше октановое число - тем ниже рост акцизов. С табаком другой подход: чем дороже и "элитнее" продукция, тем акциз вырастет значительнее.
Замминистра финансов надеется, что бюджетная дисциплина регионов повысится. Для того в проекте документа есть отдельное предложение. Суть его в том, что средства, направляемые на развитие социальной сферы, нельзя будет использовать не по назначению. Запланировали потратить несколько миллиардов, условно говоря, на культуру, их не получится отдать сельскому хозяйству. А для образования и здравоохранения в каждом районе будут установлены обязательные минимальные нормативы расходования средств.
Фото предоставлено управлением информационно-аналитической работы Палаты Представителей.
Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.