“Чтение детективов помогает проветрить мозги”

В современной белорусской литературе произошло событие: минская журналистка Ольга Тарасевич написала детективную повесть “Без чайных церемоний”, которая вышла в российском издательстве “Эксмо”. Книга уже поступила в магазины. В эксклюзивном интервью “НГ” новоиспеченный автор модного жанра согласилась поделиться тем, как дошла она до жизни такой.

— Ольга, расскажите, как журналисты становятся писателями?
— Нельзя сказать “Элементарно, Ватсон”. Но и очень сложным этот путь не назовешь. Папа в детстве читал мне книжки, в том числе и Артура Конан Дойла, и я полюбила жанр детектива. Писать хотелось, сколько себя помню. В семь лет уже приступила к написанию концептуальной эпопеи под названием “Моя жизнь”. Жаль, что тетрадка не сохранилась, сейчас можно было бы здорово повеселиться. Какие-то детективные сюжеты возникали в голове постоянно, и после окончания журфака я даже пыталась их записывать. Перед повестью “Без чайных церемоний” я предлагала издательствам два романа, но опубликовать их “не представлялось возможным”. Мне кажется, что более или менее научиться писать книжки можно, лишь набив пару вот таких “синяков”. Тот случай, когда на чужих ошибках учиться невозможно.
— Жанр детектива среди женщин очень популярен. Откуда столько кровожадности в милых нежных созданиях?
— А женский детектив вовсе не кровожаден. Вы думаете, их авторы не знают, что при попадании в голову пули из снайперской винтовки череп лопается, как арбуз? Знают. Но по этическим соображениям описывают аккуратненькую дырочку во лбу или у виска. В женских детективах много любви, приключений, загадочности. Их чтение помогает “проветрить мозги”. И совершенно не свидетельствует о потенциальной кровожадности женщин. Все мы белые и пушистые. Правда-правда...
— Главная героиня вашей книги Лика Вронская тоже журналистка. Выходит, написали о том, что знаете по жизни?
— Я не халтурила! Я писала эту книгу, когда у меня был грипп, высокая температура, и пришлось залечь дома, потому что с работы меня изгнали опасающиеся заразиться коллеги. А описание главного героя требует знания массы подробностей — профессиональных особенностей, образа мышления, особенностей поведения. С температурой невозможно досконально изучать те же следовательские будни. Так Лика Вронская стала журналисткой. Но я воспринимаю этот персонаж как постороннего человека. К счастью, криминальный сюжет к моей жизни никакого отношения не имеет. Нет у меня любовников-убийц!
— Почему вы издали книгу в Москве, а не в Минске?
— Мне не хотелось стучаться в двери, которые скорее всего закрыты. Посмотрите, на нашем издательском рынке царит монополия России. У белорусских издательств своя ниша — классика, образовательная литература. Современный детектив в эти рамки никак не вписывается. Поэтому я обращалась туда, где издают развлекательную литературу. В Москву.
— Ваша жизнь изменилась после выхода книги?
— Нет. Моих близких — да. Родители и друзья пребывают в состоянии счастливой эйфории. А мои ощущения скорее можно охарактеризовать как... страх. Понимаете, какая штука... Автор придумывает своих героев, описывает иногда реально существующих людей, но это все проходит через душу писателя. И в каждом персонаже появляется частичка самого автора. У меня после выхода книги возникло чувство, что я нагишом иду по проспекту, и все меня могут обидеть. Когда я писала книгу, мне очень хотелось, чтобы она понравилась людям. Мысль о критических оценках вызывает панику, но я провожу мысленный аутотренинг. Я должна узнать свои недостатки, чтобы их исправить, должна, должна... И еще я утешаю себя мыслью, что восприятие литературы очень субъективно. Четких критериев — что такое хорошо и что такое плохо — здесь нет. Мне, к примеру, Лев Толстой не нравится. Что ничуть не умаляет достоинств его книг.
— А кто из писателей, кстати, нравится?
— Любимый писатель — Достоевский. Из белорусских — Светлана Алексиевич. Нравится творчество Александры Марининой, Бориса Акунина, Виктории Платовой.
— В программе Александра Зимовского “Жесткий разговор” на БТ вы посетовали, что денег много на книгах не заработаешь. Скромничали?
— Я отвечала на вопрос. Мне кажется вполне закономерным, что гонорары начинающих авторов скромны. Все сразу и побольше — так редко бывает. Но и затраченные усилия в конечном итоге никогда не пропадают даром. Понимаете, писать книжки я начала не от жажды славы и денег. Славы наши журналисты, как мне кажется, вообще не хотят, и без того ведут публичную жизнь. Деньги — штука хорошая, лишними они, наверное, не бывают. Но моим мотивом было желание написать книгу, которая подарит женщинам пару часов отдыха. Ну и себе доказать хотелось, что я это могу.
— Ольга, вы уже знаете, о чем будет следующая книжка?
— Да, так как уже половина написана. А я еще план романа перед написанием составляю — чтобы трупы бесхозные нигде не валялись. Она будет про мир моды, жизнь моделей. Жалко было “убивать” девушек. Но — закон жанра: нет трупа — нет детектива.
— Некоторые писатели “убивают” на страницах книг своих недоброжелателей. Как вам такой вариант?
— Не подходит. У меня не всегда получается прощать тех, кто меня обижает. Я очень эмоциональный человек и в пылу негодования могу наговорить того, о чем потом безумно жалею. Но я учусь и буду учиться держать себя в руках, прощать. Мне так проще...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter