Чтение без мучения

Пособия учителя из Орши помогают ребенку быстро научиться читать и полюбить книгу

Пособия учителя из Орши помогают ребенку быстро научиться читать и полюбить книгу

Галина Боразнова отдала школе больше сорока лет, а выйдя на заслуженный отдых, целиком отдалась занятию, которое уже было увлечением и делом жизни одновременно. Издала методическое пособие “Можно и нужно научить детей читать и писать лучше” и постоянно дорабатывает свои книги “Учимся читать”. Недавно ее пособие по чтению пережило тринадцатое издание.

Счастливый выбор

В педагогику Галина Демьяновна пришла случайно. Отец погиб на фронте, мама одна поднимала троих детей. Старшая сестра училась в Минске, и Галина тоже мечтала о нархозе — экономическая специальность была под стать ее натуре, дотошной и скрупулезной. Однако мама мечты пресекла на корню: “Вас двоих в Минске я не потяну. Езжай в Оршу”.

Она выбрала педучилище, позже окончила Минский пединститут. Характер и в этой профессии помогал. Если что-то не получалось, искала причину в себе и старалась расти. Пособий для работы катастрофически не хватало, поэтому готовила их сама. Цель была замечательная — оправдать надежды родителей и детей, которые, пусть не покажется кому-то странным, хотят хорошо учиться, но не знают как. Роль учителя здесь невозможно переоценить, тем более такого, который сам постоянно учится. В класс к Галине Демьяновне стремились попасть. И не только потому, что она отличник образования Республики Беларусь, учитель-методист, — к окончанию начальной школы у нее все дети были начитанными и умными.

Площадка для экспериментов

В свое время ей и коллегам крупно повезло. Тогдашний заведующий отделом образования Оршанского горисполкома Александр Шишкевич постоянно приглашал в Оршу именитых педагогов со всего Советского Союза и оршанцев отправлял к ним поучиться. Так Галине Боразновой, в 1980-е годы завучу начальных классов СШ № 9, посчастливилось три дня побыть в Москве на уроках лучшего учителя страны Софьи Лысенковой. Ее опыт изучила от и до, а через десять лет, когда отказалась от полставки завуча и работала только с классом, после очередной проверки услышала вопрос: “Почему у вас всегда такие высокие результаты?”.

Везением считает и тот факт, что в 1980-е годы СШ № 9, которая находится в районе Оршанского льнокомбината, стала экспериментальной. Коллектив трудился под эгидой Национального института образования. Директором был Сергей Герасимов, а его брат, Валерий Дмитриевич, толковый математик, организовал общество “Дидактические альтернативы” и предложил Галине Демьяновне в него вступить. Это было время, когда страна перешла исключительно на национальные учебники, — катастрофически не хватало вспомогательной литературы, и они стали составлять дидактические материалы. Галина Боразнова начала с книги “Учимся читать”, и сразу со второй части, потому что после букваря первоклассникам читать было нечего.

Главное — заинтересовать

Она, учитель из Орши, даже является автором букваря! И оршанские школы в свое время по нему работали. Добро дал Национальный институт образования: “Дерзайте! Мы за альтернативу”.

Кстати, в России до сих пор в работе пять вариантов букваря, и это нормальная практика. Ее учебник стал альтернативой тогдашнему букварю, и это была работа, за которую составителю не стыдно. А что касается пособия “Учимся читать”, то здесь есть теоретические вопросы, задания разного уровня для любого ребенка, вставки на занимательном материале, позволяющие понять, усвоен материал или нет.

— Зная, что дети любят читать вместе, я ввела одноименную рубрику, — говорит Галина Демьяновна. — Материал подобран так, что ребенок постоянно открывает что-то новое, учится жизни в коллективе. Некоторые тексты “разрешается” прочесть учителю, и это позволяет воспитывать ребят на добром примере.

В пособии действительно есть все темы, нужные учителю в самый ответственный момент, когда дети овладевают искусством чтения. Галине Боразновой опять-таки помог собственный опыт, потому что всегда старалась поднять на щит ученика, прочитавшего хотя бы одну сказочку самостоятельно. Среди действующих лиц у нее на уроке был кит, который “катал” таких ребят, и каждому малышу очень хотелось, чтобы его фамилия увенчивала фигурку на морском гиганте.

— Ребенок не должен постоянно слышать приказы вроде “читай!”, — убеждена Галина Демьяновна, — это скорее отобьет, чем привьет охоту к чтению. Его нужно заинтересовать, чтобы не просто захотел читать, но и понял, что это источник знания. Этого и стараюсь достичь, предлагая школе свои пособия.

Из своей педагогической практики Галина Боразнова знает, что чтение по слогам не должно длиться чересчур долго. А потом нашла этому научное подтверждение: только при чтении 75 слов в минуту включается мыслительный процесс и ребенок начинает понимать смысл прочитанного. Цель учителя — сделать так, чтобы первоклассник научился читать максимально быстро, а еще, как с улыбкой замечает Галина Демьяновна, чтобы и ему, и родителям меньше запомнились мучения с чтением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter