В московском метро произошла катастрофа

ЧП в московском метро

Утром 15 июля в сердцах у тех, кто хоть раз спускался в московское метро, что–то оборвалось...
Утром 15 июля в сердцах у тех, кто хоть раз спускался в московское метро, что–то оборвалось. На синей ветке между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» произошла катастрофа. На перегоне несколько вагонов поезда сошли с рельсов, их практически скрутило на стыке, а один и вовсе превратился в груду железа. Подобное мы видели, пожалуй, разве что в страшном российском фильме «Метро». Отличие лишь одно: сейчас, увы, все произошло взаправду. Погибли 20 пассажиров, ранены более 150 человек, треть из них — в тяжелом состоянии. Сегодня в Москве объявлен траур.

Александр Лукашенко выразил соболезнования Владимиру Путину, всему российскому народу, родным и близким погибших при аварии поезда в Московском метрополитене. «Сообщение об аварии поезда на Арбатско–Покровской линии Московского метрополитена, повлекшей человеческие жертвы, болью отозвалось в сердцах белорусов, искренне разделяющих с Вами чувство скорби», — говорится в соболезновании.


Время трагедии — около половины девятого утра, час пик. Спешащие на работу люди не могли и представить, что эта поездка станет для них роковой. Очевидцы рассказывают: услышали жуткий скрежет — и состав резко затормозил. Вагоны сошли с рельсов. Началось задымление. Люди оказались заблокированы в туннеле. Благо что первые пожарно–спасательные подразделения и вертолеты для госпитализации подоспели к месту катастрофы уже через 6 минут. Несмотря на это, произошедшее стало самой крупной трагедией в истории Московского метрополитена по количеству жертв. Их может стать больше...

Предварительная версия такова: причиной катастрофы стало резкое торможение состава в результате ложного срабатывания сигнализации из–за понижения напряжения. По крайней мере, именно об этом говорится на сайте МЧС России. Однако «Московская объединенная электросетевая компания» уже успела заявить: перепадов напряжения по сети зафиксировано не было.



Не уверены в официальной версии причины аварии и эксперты. Так, машинист Московского метрополитена Роман Шашков высказал сомнение в том, что понижение напряжения на контактном рельсе могло стать причиной такой аварии. По его словам, если бы напряжение упало, состав просто остановился бы. Но не внезапно, добавляют белорусские специалисты, с которыми удалось поговорить корреспондентам «СБ». Поезд продолжил бы двигаться по инерции. Не сошел бы он, утверждают они, и с рельсов. Спасла бы конструкция колесной пары, определенный выступ на которой не дает составу уйти ни вправо, ни влево.

Между тем есть мнение, что авария на перегоне могла произойти из–за механического повреждения узла крепления колесной тележки с вагоном. По словам источника агентства «Интерфакс», в результате отрыва тележки вагоны сошли с рельсов и несколько раз столкнулись с тюбингом. Впрочем, и в этой версии многие сомневаются: «Как в таком случае поезд перед выездом прошел технический осмотр и техническое обслуживание? Неужели в течение нескольких лет его никто не проверял? Неужели в такой серьезной структуре, как Московский метрополитен, на подобный дефект закрывали глаза? Маловероятно», — тем временем считают специалисты из нашей страны. А вот версия о некоем внезапном препятствии на пути, по их мнению, выглядит более вероятной: «Только оно должно быть очень серьезным, чтобы поезд не протаранил его, а остановился мгновенно и вагоны фактически запрыгнули друг на друга...»

Версию теракта московские власти уже отвергли. А Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «Нарушение требований транспортной безопасности». Сейчас решается вопрос о назначении необходимых экспертиз, направленных на установление причины схода вагонов с рельсов. Следователи продолжают работу на месте происшествия.

Вопрос «Что же на самом деле произошло?», бесспорно, очень важен. И на него нужно найти ответ. Но не менее важно помочь сотням людей, чьи жизни раз и навсегда изменила эта трагедия. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что власти города выплатят родственникам погибших по миллиону российских рублей, пострадавшим — по 500 тысяч. Дополнительные выплаты (2 миллиона рублей родственникам погибших и до миллиона пострадавшим) организует и Московский метрополитен. Несмотря на такие суммы, все понимают — человеческую жизнь невозможно чем–то компенсировать...
Москва начинает приходить в себя после трагедии — ведь надо жить дальше. На ликвидацию последствий аварии потребовалось около 24 часов. По синей ветке скоро снова пойдут поезда.

За расследованием трагедии в Московском метрополитене внимательно следят и коллеги из Минска. Вполне вероятно, по их результатам какие–то коррективы будут внесены и в работу минской «подземки». Впрочем, какие именно, считает пресс–секретарь Андрей Кузьмин, говорить преждевременно: пока технические специалисты не назовут точную причину ЧП. Пока же большинство из тех версий, которые вчера выдвигались на просторах всемирной сети, у наших технарей вызвали лишь сомнения.


21 позиция брака


Одной из причин аварии на Арбатско–Покровской линии Московского метро могло стать механическое повреждение узла крепления колесной тележки с вагоном поезда.

О том, как в 2013 году завод «Метровагонмаш» разбирался с браком в поездах «Русич» — а именно этот поезд попал во вторник в аварию, — «Газете.ru» рассказал бывший слесарь–сборщик завода Вячеслав Бабочкин. Речь идет о различных комплектующих, из которых состоит вагон «Русича» — рамы, боковины, элементы ходовой части. По правилам каждая выпущенная деталь должна проверяться техническим контролером.



Сначала брак был обнаружен в четырех наименованиях комплектующих, затем число бракованных позиций дошло до 21. «Лично я обнаружил брак в сборке тормозной системы — тройник распределения сжатого воздуха для тормозов. Оказались бракованными крючки, которыми тормозная магистраль подвешивается к раме. Начальник цеха не обратил внимания, директор по экономической безопасности — тоже. В результате, когда идет затяжка этих крючков к раме, в них может возникнуть микротрещина», — рассказал рабочий. При этом трещина может не быть обнаружена рабочим, и в результате эксплуатации крючок может оторваться в любое время: «Магистраль провиснет, начнет вибрировать, произойдет срыв магистрали и выпуск сжатого воздуха».

Информация о браке была надлежащим образом оформлена, подана в письменном виде генеральному директору Андрею Андрееву. Рабочий не исключил, что крушение поезда метро произошло именно из–за неисправности тормозной системы: «Не исключено, что тройник, в котором я обнаружил брак, все–таки поставили туда и где–то он лопнул».



«Мы боролись с браком, но вместо того чтобы обратить на нас внимание, нас взяли и уволили. Нас уволили после того, как не технический контроль, а мы сами стали проверять каждую позицию. После того как мы обратились, пришел приказ этих людей убрать, поскольку мы — профессионалы высокого класса и к нам было не подкопаться. В результате нас сократили — и вот исход: лавина брака стала поступать под сборку вагонов! Это преступная халатность», — рассказал Бабочкин, добавив, что утверждать, что причиной крушения поезда стал брак, пока рано. Борьба рабочих за привлечение внимания к браку шла весь прошлый год, закончилась она увольнением борцов в январе 2014 года. Людям стали массово срезать зарплаты, не выплачивать премии: «Мы писали в прокуратуру — совершается преступление, погибнут люди! Начальник отдела кадров сказал: нам такие люди не нужны». Всего было уволено 19 человек, не желавших мириться с браком.

Другой собеседник «Газеты.ru» припомнил еще один факт брака, который уже приводил к гибели пассажиров поезда «Русич». «Если в нижней части дверей на «Русиче» что–то застревало, сигнализация все равно показывала, что они закрыты», — рассказал он. В результате этого 12 августа 2012 года на станции «Краснопресненская» погиб 63–летний пенсионер из Калужской области Иван Гудин. Его ногу при выходе зажало дверями, поезд протащил его по платформе до туннеля, после чего мужчина ударился головой о стену и погиб. После этого на вагонах стали размещать наклейки о том, что при индикации красного цвета вход в вагон запрещен.

hanna.baraban@gmail.com
deu@sb.by

Советская Белоруссия №132 (24515). Среда, 16 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter