ЧП на производстве:

как получить компенсацию?
как получить компенсацию?

Галина Васильская из Гродно позвонила в корпункт «СБ» и с болью в голосе рассказала: «Беда случилась еще в мае 2006 года. В субботу муж, как это было много раз, пошел на работу, хотя мы планировали ехать в тот день на дачу. На стройке он упал с многоэтажного дома и разбился...» Мать троих детей уже полтора года не может получить денежную компенсацию от предприятия, где работал супруг.

Ситуация неоднозначная. В крови каменщика строительного управления № 188 ОАО «Гроднопромстрой» Олега Васильского обнаружили алкоголь. Но как его, пьяного, допустили к работе? Почему вовремя не остановили, когда он переодевался в бытовке, поднимался на восьмой этаж? Заведующий социально–экономическим отделом Гродненского областного объединения профсоюзов Владимир Желковский об этой трагедии знает не понаслышке: «Конечно, появляться на работе в нетрезвом виде недопустимо. Но списать ЧП на пьянку нельзя — об этом сказано в новой редакции Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В «Гроднопромстрое» это понимают, но там ссылаются на другую причину, чтобы не платить семье Васильских компенсацию. Дескать, трагедия произошла в субботу, а в приказе о выходе на работу фамилия каменщика не значилась. Стало быть, он по своей инициативе в выходной день взобрался на восьмой этаж, взял в руки кирпич и мастерок?..

Суд Ленинского района принял сторону нанимателя. Но спорное дело в архив не списали, уж очень много в нем оставалось неясного. Например, проверки показали, что приказы на работу в выходные дни в стройуправлении оформлялись с нарушением, не всегда там указывались фамилии, стояли подписи работников. Областной суд решение районного отменил, материалы переданы другому судье. С тех пор прошло еще 8 месяцев, а вдова погибшего каменщика все еще надеется на помощь.

«Деньги нужны на учебу детей, на выплату квартирного кредита, который брал еще муж, — сетует Галина Васильская. — В начале 2007 года мне из «Гроднопромстроя» пришло письмо, там было сказано, что я получу материальную помощь: 8 миллионов рублей — от администрации, 2 миллиона — от профсоюза. Но потом мне дали понять, что надо отказаться от искового заявления в суде. Я не стала этого делать. Денег, конечно же, не получила. В первых числах ноября предложили снова написать заявление. Выплатили 560 тысяч рублей, остальную сумму жду».

Председатель профкома ОАО «Гроднопромстрой» Владимир Железнякович утверждает, что до нового года строительное управление № 188 обязательно выдаст Галине Васильской 2 миллиона рублей. При этом он уточнил: «Предприятие таким способом решило поддержать эту семью, пока суд не вынес окончательного решения, а дальше будет видно».

Заседание суда Ленинского района по делу погибшего каменщика снова переносится — еще не собраны все материалы. Многие вопросы снимут выводы экспертизы, которую проводит сотрудник областного управления РУП «Белтехинвентаризация» Александр Чистов. Он пояснил, что результаты проверки скоро лягут на стол судьи.

На что же могут претендовать вдова и трое ее детей? Коллективный договор позволяет в случае смерти работника по вине предприятия получить две его годовые зарплаты. По подсчетам Галины Васильской, вышло бы 13 — 14 миллионов рублей. Ее это устраивает: «Знаю, что при таких обстоятельствах полагается в пять раз больше, но уже нет сил ждать...»

То, что семья при потере кормильца может рассчитывать на 10 годовых зарплат, предусмотрено республиканским соглашении между Правительством, профсоюзами и нанимателями. Но этот пункт пока рекомендательный, поэтому его, как правило, игнорируют. Однако в Гродненской области выплаты сделали обязательными. Правда, встречаются еще и «отказники». В прошлом году только 10 нанимателей из 17 добровольно рассчитались с пострадавшими семьями, остальным же настойчиво напоминали, пока те не выложили долг до копейки.

Случаются и нетипичные ситуации. Как, например, в РУП «Гродноэнерго», где не знали, кому платить компенсацию после гибели слесаря. Он разбился, упав с борта самосвала, в который грузили металлолом. В дирекцию с заявлением об оказании материальной помощи обратились сразу двое — вдова и мать погибшего. «Деньги в таком случае причитаются вдове, на воспитании которой остаются дети, но в семье их не было, — поясняет Владимир Желковский. — Бывшая жена имеет постоянный заработок, так что иждивенцев не осталось. А вот мать, старая женщина, регулярно получала денежную поддержку от сына».

Как тут быть? Генеральный директор РУП «Гродноэнерго» Владимир Шатерник признался, что поспешность могла только навредить, поэтому, чтобы принять верное решение, обратился с письмами в инстанции. В итоге 92 миллиона разделили поровну между двумя женщинами, обе остались довольны. Но, к сожалению, случается и так, что помощи ждать неоткуда. В деревне Гожа Гродненского района взорвался паровой котел. Кочегар получил сильные травмы и умер в больнице. Однако родные погибшего не могут рассчитывать на компенсацию от нанимателя по той причине, что мужчина работал лишь по договору подряда, в штате предприятия не числился. Для семьи это горе вдвойне. А для тех, кто разрабатывает и принимает документы, регулирующие ответственность нанимателя и работника, кто отвечает за технику безопасности, — горький повод для серьезных выводов: как исключить такие нештатные ситуации.

Справка «СБ»

В 2006 году в Гродненской области на работе погибли 34 человека, за 11 месяцев этого года — 19, в стране с начала года — 210.

Кстати

Сумма компенсаций, выплаченных нанимателями Гродненской области за гибель людей на производстве и полученные травмы, составила в прошлом году более 1 миллиарда рублей. В нынешнем году семьям перечислен 201 миллион рублей, по 6 трагическим случаям выплаты еще ожидаются.

Компетентно

Начальник Гродненского областного управления департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Николай Ленко:

— В совместном соглашении между облисполкомом, объединением профсоюзов и союзом нанимателей четко определен порядок начисления компенсации. Предприятие принимает решение о выплате единовременной материальной помощи семье погибшего на производстве в размере не менее 120 его среднемесячных зарплат, а работнику, потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая или профессионального заболевания, — в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter