Корреспондент «СОЮЗа» протестировал в Минске уникальный трамвай. Его будут поставлять для Санкт–Петербурга

«Чижик» летит по рельсам

ДРАЙВ–ТЕСТ на трамвае — такого в моей многолетней журналистской практике еще не случалось! Тем не менее именно так называется поездка на пробной миле завода «Штадлер Минск» свеженького трехсекционного состава, проходящего приемочные испытания перед отправкой заказчику ООО «ЛСРстрой» в Санкт–Петербург. Поднимаюсь по невысокой ступеньке и сразу попадаю в сквозной, через все три вагона, коридор длиной более 30 метров. Пройти из конца в конец достаточно удобно, ведь пол ровный. Под ускоряющийся перестук колес поудобнее устраиваюсь на сиденье, покрытом темно–синей тканью и обнаруживаю все приметы нашего компьютерного века. На уровне коленей в стене вагона — розетки на 220 вольт и для подзарядки телефона, планшета. На табло с бегущей строкой указываются названия остановок. А на большом цветном мониторе высвечивается картинка происходящего вокруг. На пару минут даже пустили за «руль» — в трамвае его роль выполняет рычажок наподобие джойстика. Кстати, у состава две водительские кабины — в голове и хвосте. И чтобы тронуться в обратном направлении, вагоновожатому достаточно перейти из одной кабины в другую.

Питерцы уже придумали для трамвая ласковое название «Чижик» и «ливрею» веселого  ярко-салатового цвета.

Это далеко не все новации, воплощенные в составе, рассчитанном на 376 пассажиров. Ничего подобного в СНГ, а также в известном швейцарском концерне «Штадлер», несколько лет назад открывшем в Беларуси дочернее предприятие с прицелом прежде всего на Россию, еще не выпускалось. Уже в ближайшее время первые трамвайные вагоны нового поколения отправятся в город на Неве. Всего же ООО «Транспортно–концессионная компания» из Санкт–Петербурга будет передано для эксплуатации 23 современных городских поезда. Питерцы же придумали для новинки игривое название «Чижик» и «ливрею» веселого ярко–салатового цвета. «Чтобы в хмурую дождливую погоду, которая у нас преобладает, поднять настроение горожанам», — поясняет заместитель главного инженера ООО «ТКК» Николай Петров, приехавший в Минск для участия в приемочных испытаниях первых шести трамвайных составов.


— Мы удовлетворены техническим уровнем техники, учтены все наши пожелания, — делится с корреспондентом «СОЮЗа» впечатлениями Николай Петров. — В частности, проводится серьезная антикоррозионная обработка вагонов, чтобы они отслужили не менее 30 лет. До 1 ноября первые шесть трамваев отправятся в Санкт–Петербург для проведения окончательных испытаний и коммерческой эксплуатации. В Красногвардейском районе города они будут использоваться на трех маршрутах для подвоза пассажиров к метро. Планируем в год перевозить более 33 миллионов человек.



Можно лишь поздравить северную столицу с инновационным приобретением. В Санкт–Петербурге необходимо заместить около 400 трамвайных изношенных вагонов, и минская продукция представляет собой хорошую альтернативу. Так что и после выполнения нынешнего контракта сотрудничество ОАО «Штадлер Минск» с российскими партнерами не должно прерваться. Тем более что оно уже имеет некоторую историю. Ранее для Москвы было изготовлено 11 составов двухэтажной электрички категории аэроэкспресс. А трамвай «Метелица», ставший прообразом «Чижика», демонстрировался в Москве, Краснодаре, других городах, где вызвал неподдельный интерес. Кстати, такой состав уже используется в Минске.


Что важно, новые трамваи хоть и реализуются под маркой «Штадлер», но примерно на три четверти изготовлены из узлов, деталей и материалов, произведенных в Беларуси, России и других странах ЕАЭС. Так что хотя инвестиции в новый завод под Минском, где проходил драйв–тест, иностранные, они реально работают на импортозамещение в рамках Союзного государства. В ближайшее время таким образом предполагается изготовить 44 инновационных вагона для строящейся третьей линии Минского метро. Уже есть и реальные проекты по поставкам продукции ОАО «Штадлер Минск» в третьи страны.

— Стоит отметить, что 85 процентов разработок принадлежит именно белорусским конструкторам, — подчеркнул директор завода Филипп Брунер. — Мы активно сотрудничаем с минскими предприятиями «Белкоммунмаш», «Горизонт». В ближайшей перспективе планируем принять еще 250 сотрудников, и общая численность ОАО составит около 800 человек. Компания удовлетворена тем, как развивается проект в Беларуси и возможностью продвигать свою продукцию по всему Союзному государству.

КСТАТИ

На гомельском заводе «Гомсельмаш» разработали и приступили к испытаниям первого в мире зерноуборочного комбайна с двигателем на газе. Модель считается перспективной, поскольку газ существенно дешевле дизельного топлива.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter