Читайте с выражением

На сайте Могилевского областного драмтеатра mogdt.ru недавно появилось объявление. Приглашаются к сотрудничеству драматурги, сценаристы...

На сайте Могилевского областного драмтеатра mogdt.ru недавно появилось объявление. Приглашаются к сотрудничеству драматурги, сценаристы. Свои письма, произведения можно отправлять на электронный адрес. Чем не шанс для авторов? Ведь, как известно, издать свою книгу сейчас непросто. Особенно новичку, если нет возможности самостоятельно оплатить весь тираж.


...На объявление драмтеатра пока откликнулся единственный могилевчанин. Сейчас его произведение рассматривается в театре, по этой причине фамилию новичка просили не называть.


С ноября прошлого года частыми гостями Могилева стали минские драматурги — Павел Пряжко, Александр Казелло, Дмитрий Богославский, Константин Стешик. К сожалению, их имена «широко известны в узком кругу». В чем причины?


Главный режиссер Могилевского областного драматического театра Екатерина Аверкова считает, что к современной драматургии, написанной на новом языке, зритель должен привыкнуть; что ставить по этим работам репертуарные спектакли еще рановато — могут не понять. Но публику обязательно нужно готовить к восприятию нового. С прошлой осени в театре проходит чтение пьес белорусских авторов. Начинали с малой сцены, недавно перешли на большую.


Режиссер Аверкова сама инициировала этот проект и руководит им:


— Театральная читка популярна во всем мире. У нас же, особенно в провинции, такое пока в диковинку. Читка — еще не спектакль, но уже не просто текст. Прежде чем выступить на публике, наши актеры репетируют. Правда, не более пяти раз, чтобы глаз «не замылился».


А судьи кто?


«Неподготовленный» могилевский зритель неожиданно проектом заинтересовался — оказалось, публику, как это часто бывает, недооценили. Конечно, вход на театральные чтения сегодня свободный. Но ведь на что–то скучное, не заслуживающее внимания даже бесплатно не пойдешь. А чтения теперь проходят с аншлагом, и даже летом, когда многие в деревнях и на дачах.


Радует также, что каждая пьеса после прочтения бурно обсуждается, и публика не спешит расходиться по домам. Иногда полемика занимает больше времени, чем сама читка. Отзывы самые разные — от полного неприятия до восторга. Жаль только, что некоторые высказывают свое мнение излишне категорично: раз мне не нравится, значит, произведение не имеет права на существование. С другой стороны, если человек высказывается, хоть и негативно, значит, пьеса не оставила равнодушным, зацепила. И это лучше, чем безразличие. Так, во всяком случае, считают современные драматурги, присутствующие во время чтений, и на критику стараются не обижаться.


Осенью, когда проекту исполнится год, Екатерина Аверкова планирует выбрать 1 — 2 самые яркие пьесы для постановки на сцене. Конечно, поначалу не для основного репертуара, а для малой сцены. Но главное — положить начало!


Приступая к проекту, главный режиссер драмтеатра ставила перед собой сразу несколько целей: раскрутить местных авторов, добиться, чтобы «своя» драматургия зазвучала со сцены. И, конечно, поработать со зрителем. Каждая из этих задач частично решена.


Шипы и розы


Заместитель директора Могилевской областной библиотеки имени Ленина Ольга Чумакова считает, что в драмтеатре взялись за сложнейшее дело. По наблюдениям библиотекарей, читатели по–прежнему в основном спрашивают программную белорусскую литературу.


Еще напряженнее в провинции с драматургами. Собственно, их, можно сказать, нет вообще. Из литераторов — только несколько мемуаристов, издающихся за собственные деньги. И еще пару человек, которые пишут сценарии для кино и пытаются их куда–то пристроить.


Жизнь сейчас быстротечна, это сказывается и на творчестве. В моде сюжеты событийные, динамичные. Постоянно же сменять декорации на театральной сцене, увы, невозможно. Но, думаю, Екатерина Аверкова и ее новый проект хоть немного изменят ситуацию. Объявление на театральном сайте — находка для тех, кто пробует сочинять, но показать кому–то стесняется. Не сомневаюсь, такие люди на Могилевщине есть. Теперь у них появилась возможность не обивать пороги издательств в надежде, что кто–то заметит, а просто принять деловое предложение.


Есть мнение


Театральный критик, профессор Татьяна Орлова считает, что полезна любая форма сотрудничества театра с драматургами:


— Литературные читки для молодых драматургов — дело нужное. Приходилось мне бывать и в могилевском театре — весьма любопытно: не просто сухое прочтение текста, а скорее эскизные театральные постановки. Вообще, начинающим драматургам призваны помогать литчасти театров, но они не справляются, сильно загружены. А когда над новой пьесой начинают работать режиссер, актеры, автор сразу видит свои ошибки, замечает, что нужно исправить. Несомненно, резон от такого сотрудничества есть.


Актер Могилевского драмтеатра Павел Усович не спешит восторгаться новым театральным проектом:


Сейчас и в театре, и на сцене все пытаются удешевить, пойти на поводу у публики. Хотите полуобнаженных артистов? Получите. Нравятся тупые шоу? Включайте телевизор. Нечто подобное происходит и у нас в театре, где появилось новое веяние — читка, когда на сцене сидит автор и монотонно читает свою пьесу. Раньше этого никто никому не показывал. Это было закрытым мероприятием — как рождение ребенка. Зритель должен видеть красивый готовый продукт. А вместо этого ему предлагается полуфабрикат. Не знаю... По–моему, лучше выпускать новые полноценные спектакли, а не сиротливые эскизные наброски.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter