Читайте классику!

Что  бывает,  когда  дети  перестают  знакомиться  с  умными  книгами

Что  бывает,  когда  дети  перестают  знакомиться  с  умными  книгами

Абитуриент — выпускник с общим средним образованием — не может дать расшифровку слову «райисполком», путается в структуре и иерархии властной «вертикали» своей страны. Претендентку на студенческий билет вводит в ступор фраза экзаменатора «перманентный процесс» — ей непонятен смысл слов. Скорее всего, информацией о перманентном макияже девушка владеет куда больше, но выстроить логическую цепь все равно не может…

Вероятно, провал в знаниях объясним волнением. Возможно, так и есть, но столь примитивную подготовку демонстрируют ребята, уровень притязаний которых — стать в будущем дипломатами, не меньше. И поступать молодые люди собираются на факультет международных отношений вуза! Описываемые же ситуации — эпизоды профессионально-психологического собеседования.

Педагоги, преподаватели, неравнодушные родители, библиотекари — с них начинается список тех, кто все чаще говорит об интеллектуальном оскудении наших школьников. Все знают, конечно, что почти профессиональные знания дети демонстрируют, работая на компьютере. Большинство к окончанию средней школы свободно владеет иностранным языком, и не одним. А вот простейших и необходимых повседневных знаний, тех, которые мы приобретаем не столько из школьной программы, сколько из книг, у многих, к сожалению, недостаточно.

Говорят, это уже проблема не только нашего белорусского общества, но и всего современного мира. В свою очередь недостаток информации, согласитесь, всегда тянет за собой пробел в культурном развитии человека. Я уж не говорю о патриотизме, который в современных детях в сравнении с поколением их родителей (и тем более дедов) нередко просто отсутствует. А разве научишь этому без помощи книги?

— Как-то на встрече с учениками одной из минских школ спросил, знают ли они фамилию и имя ленинградской восьмиклассницы, которая в Великую Отечественную войну стала одним из руководителей Обольского комсомольского подполья, Героем Советского Союза и «ожила» после войны на страницах документального романа «Оболь»? Не знал ни один! А старшее поколение росло на подобных примерах героизма, смелости и любви к Родине своих сверстников, — с грустью вспоминает писатель Алесь Савицкий.

Примеров, когда истинно положительные герои подменяются в литературе примитивными «дубликатами», сегодня бесконечное множество. Благо растлевающие детские души произведения не дошли и, будем надеяться, никогда  не дойдут до школ. Проблема, однако, в том, что без особой охоты дети читают и литературные творения нравоучительных классиков. И лишь совсем немногие осиливают на каникулах списки внеклассного чтения.

«А какой смысл штудировать трехтомник «Войны и мира» или разбираться в душевных перипетиях Раскольникова из «Преступления и наказания», если все это доступно и немногословно представлено в пособиях типа «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении»?» — на этот неоднозначный вопрос ищет ответ, можете быть уверены, каждый ученик. Сам невольно задумаешься о смысле и значении литературы в жизни, глядя, как и неповторимый роман в стихах «Евгений Онегин», и безукоризненный по простоте и красоте слога и стиля текст «Новай зямлi» передан составителями не обремененной аналитическими углублениями брошюрки на трех страницах и... прозой! Столько же места «отвоевали» и другие классики, начиная с Карамзина и заканчивая современным Распутиным.

Из школьного курса литературы запомнились вечные образы нигилиста Базарова, мудрой и интеллигентной Наташи Ростовой, целый мир характеров, с которыми знакомят Гоголь и Грибоедов, лиричный Лермонтов. А разве можно остаться равнодушным к приключениям полесских робинзонов из одноименной повести Янки Мавра — настоящему детскому детективу?! Каждый персонаж учит, как следует и не следует поступать, каким надо и каким не надо быть. Можно ли сделать моральные выводы для себя из неуклюжих бездарных сборников сокращений?!

По данным Минобразования, за прошлый год обеспечение библиотек учреждений образования социально значимой литературой прошло на 128 % от плана, но работа будет продолжена. К радости педагогов и, будем надеяться, учеников, возобновлено издание программной литературы в серии «Школьная бiблiятэка». В 2009—2010 годах эти книги будут переданы во все школьные библиотеки. Действия Минобразования согласованы с Союзом писателей Беларуси и оговорены в совместном документе двух министерств — образования и информации. В нынешней серии, говорят, будут удачно соединены оформление и содержание. Стало быть, есть надежда, что интерес к умной книге снова вырастет, и именно у молодых белорусов. В Министерстве образования обещают возобновить когда-то добрую традицию издания альманаха переводной детской литературы, призывают педагогов чаще организовывать праздники детской книги, встречи с писателями. К  благим просветительским делам подключена и Белорусская православная церковь.

Главный редактор журнала «Маладосць» Раиса Боровикова считает, что детскую литературу нужно рекламировать. Например, так, как это собирается сделать шведское представительство в нашей стране, а именно: подарить сказочный домик героя писательницы Астрид Линдгрен — Карлсона, который живет на крыше, Центральной детской библиотеке имени Островского в Минске.

— В семидесятые годы «Малыша и Карлсона» мы читали своим детям, а теперь, с появлением этого домика, прочитаем и внукам, и правнукам. Вот как нужно рекламировать книги, тем более ничего нового, особенно интересного на рынке детской литературы за все эти годы не появилось — все та же милая детская классика: «Путешествие Гулливера», «Незнайка на Луне», «Крокодил Гена и его друзья»... — замечает Раиса Боровикова.

Любопытной иллюстрацией к сказанному может быть и этот пример. В руки попала книга сказок зарубежных писателей, изданная в БССР в 1987 году. Тираж — 200 000 экземпляров. С тех пор прошло чуть больше 20 лет, но сегодня самый большой тираж нашей детской книжки всего 3000 экземпляров. «Нет, это не тиражи упали, а скорее, настолько снизилась культура нашего общества. Посмотрите, что предлагают детям с телеэкранов! Выставка личной обуви Ксении Собчак! Тому, кто предпочтет литературе подобное «культурное» времяпрепровождение, конечно, покажется заоблачной цена за прекрасно оформленную интересную детскую книгу в 12 000—15 000 рублей», — отмечает Раиса Боровикова.

И к этим ее убедительным замечаниям сложно что-то добавить.

...Моя учительница русского языка и литературы всегда мечтала... о пенсии. Мечтала потому, что времени на любимое занятие — чтение книг, работая в школе, оставалось не так много. Сейчас она на пенсии и, конечно, много читает. Любовь к хорошей книге передалась и нам, ее ученикам. Если бы каждый педагог закладывал такой не столько образовательный, сколько воспитательный фундамент в детских сердцах и любовь к полезной интересной книге! Разве нашлось бы тогда место в мире литературы деструктивным, недостойным опусам некоторых современных авторов, пишущих для детей?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter