Читайте больше!

19–й по счету фестиваль родного слова собрал тысячи людей...

Жители Глубокого, наверное, впервые попали в автомобильные пробки. На узких улочках древнего города чуть разъезжались экскурсионные и маршрутные автобусы с делегациями писателей и туристов, нескончаемым потоком прибывавших на День белорусской письменности со всей страны и из–за рубежа. 19–й по счету фестиваль родного слова собрал тысячи людей.


Приветствуя от имени Президента глубочан и гостей города, Анатолий Тозик, заместитель Премьер–министра, председатель национального организационного комитета по подготовке и проведению Дня письменности, назвал книгу источником вдохновения для многих белорусов. Министр информации Олег Пролесковский добавил: «Наша страна остается одной из самых читающих — в среднем на каждого жителя выпускается по 4 книги».


Председатель Витебского облисполкома Александр Косинец подметил, что не случайно День письменности вот уже 5–й раз принимает его родной регион:


— С Витебщины вышли выдающиеся просветители, известные всему миру: Евфросиния Полоцкая, Симеон Полоцкий, Франциск Скорина, Владимир Короткевич, Василь Быков. Мы ценим их наследие. А праздник стал поводом сделать еще один город современным и европейским.


Нынешний День письменности — фест не только белорусского слова. Здесь можно было полистать и приобрести книги на языках всех соседних народов, а также попробовать разные иностранные блюда на национальных подворьях. Здесь звучали армянская и польская, русская и украинская речь. Латыши угощали домашним сыром с тмином, а литовцы — пирогом шакотис.


Событием стало открытие на площади 17 Сентября сквера знаменитых глубочан. Туристы несли цветы к памятникам авиаконструктору Павлу Сухому и литератору Вацлаву Ластовскому. Особое внимание публики привлек бюст Элиэзера Бен–Йехуды, уроженца Лужков, что недалеко от Глубокого, — одного из тех подвижников, без которых, возможно, не было бы современного Государства Израиль. Это он вернул евреям их древний язык — иврит, который за 2 тысячи лет был забыт и звучал, как латинский и старославянский, лишь в храмах. А в выходные на еврейском подворье участники витебской студии художественной самодеятельности «Кохавит» исполняли современные песни, под которые танцевала вся улица Ленинская.


Еще одно событие привлекло мое внимание — награждение победителей республиканского литературного конкурса «Лучшее произведение 2011 года». Достаточно назвать имена лишь нескольких лауреатов, чтобы оценить масштаб нашей литературы: Анатолий Статкевич–Чебоганов получил награду за исследование генеалогии шляхетских семейств, Владимир Скоринкин — за переводы произведений Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Николай Чергинец, председатель Союза писателей, предложил в следующем году ввести новую номинацию «Лучшее произведение зарубежного автора о Беларуси».


Участниками Дня письменности стали более 100 литераторов из Беларуси, России, Украины, Азербайджана, Таджикистана, Сербии, Черногории и Туркменистана. И, пожалуй, не было ни одного крупного СМИ и издательства, которые бы не представили себя на празднике. Много людей, по традиции, пришло к стенду «Советской Белоруссии». Редакция «СБ» выпускает не только ежедневную газету, но и еженедельники «Голас Радзiмы», The Minsk Times, журнал «Беларусь. Belarus». Ассортимент, что называется, на любой вкус и язык.


Национальный художественный музей и издательство «Беларусь» порадовали альбомом произведений Язепа Дроздовича, которому также установлен бюст в сквере знаменитостей. А собрание произведений художника вышло в престижной серии «Славутыя мастакi з Беларусi», в которой уже публиковались «галереи» полотен Ивана Хруцкого, Валентия Ваньковича, Витольда Бялыницкого–Бирули. У палатки издательства «Лiтаратура i мастацтва» стояла очередь за альбомами с фотографиями старого Глубокого. Но тираж быстро закончился. Спрос превысил предложение. Это еще одно свидетельство того, что книга для белоруса по–прежнему лучший подарок.


Улицы Глубокого украшают огромные портреты местных песняров с цитатами из их произведений. А в краеведческом музее можно увидеть старопечатные книги, привезенные из витебской и полоцкой кунсткамер. Редкие фолианты не за стеклом, а на открытых стендах можно увидеть также в костеле: здесь представлена духовная литература, изданная в Вильне, Риме, Минске. А одна книга и вовсе уникальна, о ней стоит сказать особо. Это Kazania swiateczne («Праздничные проповеди») на польском языке — продукция несвижской радзивилловской типографии иезуитов. Дата на титульной странице интригует: 1756 год. Кстати, директор Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» Сергей Климов и замдиректора Национальной библиотеки Алесь Суша о существовании в собрании костела такого издания и не знали, так что День письменности открыл нам еще один культурный артефакт!


Яркий фейерверк над Глубоким прозвучал прощальным аккордом торжеств. Гости Глубокого возвращались с праздника не с пустыми руками. Многие типографии установили у своих стендов печатные станки, похожие на тот, на котором издавал Библию Скорина, и щедро раздавали публике памятные грамоты о Дне письменности в старинном стиле. Браславские, поставские, глубокские ремесленники на улице Энгельса могли и подкову на счастье выковать, и соткать рушник, и вырезать из дерева скульптурный портрет. Праздник родного слова стал полноценным фестом традиционной культуры.


Анатолий Тозик уверен, что благодаря хорошей организации Дня письменности и работе местных жителей Глубокое станет значимым туристическим центром.


А Год книги продолжается. Несут свои воды реки многоязычной белорусской словесности. В 2013–м их потоки сольются в Быхове.


Глубокое — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter