Об одном эксперименте студенческого клуба: что издавать?

Читай, студент

Книжный рынок — стихия, управляемая не ветром, а читательским спросом. Вот за этим ветром с большим или меньшим успехом и пытаются уследить издатели всех стран и народов. Ну и, конечно, не против этот спрос подкорректировать. Не обделяют вниманием и подростков — аудиторию самую читающую. Но какие представления у самих молодых о книжном рынке? Какую литературу выпускали бы они, будь издателями? Такой эксперимент провели во время дискуссии «Книга — знание или часть интерьера» в Научной библиотеке БНТУ. Участвовал в ней дискуссионный студенческий клуб «ДИСК», несколько экспертов и модератор Ольга Вовк.



Итак, студенты разделились на три издательства. Каждое должно было придумать бизнес-план.

Детская литература


Детские книги готовы издавать все. Причем в бумажном виде. «Дети активны, любят играть, им нужно что–то трогать», «Детям намного проще воспринимать бумажные книги, чем электронный гаджет», «Компьютер портит глаза», «Печатная книга — хороший подарок маленькому ребенку», — звучали аргументы. Правда, с ассортиментом начинающие предприниматели не угадали. То ли в максималистской юности как–то сразу забываются недавние детские увлечения, то ли дети гораздо более консервативны, чем думают взрослые... Но издавать предлагали «Колобок» и «Букварь», приключения Незнайки и книжки с классическими иллюстрациями Сутеева. Для девочек — «про принцессу в стиле Диснея». Книги, которые можно щупать, головоломки, «Правила этикета» для малышей, детские энциклопедии. Ну и книга — подарок к Новому году. А вот подростковых книг ни одно «издательство» почему–то выпускать не решилось. Аргумент — «Подростки не читают, подростки висят ВКонтакте». А между тем книги для этой категории даже сейчас постоянно набирают тиражи во всем мире.

Мнение эксперта

Евгения Пастернак, писательница: Из того, что вы назвали, реально сработает только новогодняя книжка. Энциклопедий школьники не читают, потому что всю информацию берут в интернете. Единственная ниша тех, кто покупает детские энциклопедии, — это родительские комитеты, которым нужно поставить птичку, что каждому ребенку куплен подарок. Игровые книги не продаются, потому что есть компьютерные игры. Сутеев — это отлично, но Сутеева покупают бабушки.

Классика


Какое уважающее себя издательство без классической литературы? Правда, подбор книг в этом жанре был забавный: «Маккиавелли. Государь», «Преступление и жизнь в законе», «Мастер и подмастерье», а также творчество Язэпа Дроздовича. Интересным было предложение выпускать художественную литературу в двух вариантах — бумажном и электронном. А еще — «бумажные книги для людей, которые коллекционируют какие–то серии, собирают домашние библиотеки». Действительно, хорошо изданные серии и сегодня раскупаются, имеют подписчиков. Пример — «Библиотека фантастики и приключений», собрание сочинений Владимира Короткевича издательства «Мастацкая лiтаратура».

Мнение эксперта

Ольга Вовк, главный библиотекарь Научной библиотеки БНТУ: Я часто повторяю, что библиотекари должны стать экспертами в своем деле, следить за литературными премиями, ориентироваться в современной литературе. То же должны делать белорусские издатели.

Уходящие книги


Оказалось, не только научные журналы в бумажном виде, но и другие издания уходят! Например, ни одна группа участников эксперимента не захотела издавать словари. Их предпочитают искать в интернете. Вот только далеко не все там есть. Например, такие уникальные издания, как «Беларуска–крыўскi слоўнiк» Вацлава Ластовского, фразеологические, диалектные словари, вряд ли найдете. Нет у молодых нужды и в бумажных географических картах. «Какой человек полезет их искать, если есть Гугл?» А вот насчет атласов, анатомических, географических, разгорелся спор. Студенты говорили, что им необходимы бумажные, с электронными неудобно.

Мнение эксперта

Андрей Жвалевский, писатель: Одно дело — отсканированный атлас. Но есть не просто отсканированные, но интерактивные, мультимедийные, со ссылками. Они тоже стоят дорого, но и пользоваться ими удобно.

Массовая литература


Конечно, со стороны кажется, что именно на «массовой» литературе заработать проще всего. Поэтому юные издатели записали в свои планы «Сорок девять оттенков розового» и «Любовь–морковь», заметив: «Эти книги нам полезнее выпускать в бумажном варианте, потому что основная аудитория, которая их читает, — женщины. А они любят что–то помечать, помещать закладки». Вот насчет фэнтези вроде «Властелина колец» и «Ведьмака», а также детективов — «без разницы, в каком виде их читать», аудитория–то молодежная.

Мнение эксперта

Евгения Пастернак, писательница: Не забывайте, что Джоан Роулинг семь лет ходила по издательствам с книгой о Гарри Поттере, и везде ее отправляли прочь. Трудно определить, какая книга станет популярной.

Учебная и техническая литература


Студентам техническая литература необходима. Казалось бы, все «издатели» должны выбрать электронный вариант. Его проще выпустить, а читателю — найти по ключевым словам в интернете. Но электронными вариантами учебников наши студенты пользуются потому, что бумажных не хватает. В американских университетах только один студент из пяти выбирает электронную версию учебника. Некоторые издания предпочитают только в бумажном варианте, например, медицинские и технические атласы. И научные журналы, по мнению участников эксперимента, удобнее в бумаге.

Мнение эксперта

Инна Юрик, заместитель директора Научной библиотеки БНТУ: Я удивлена, что наши участники проигнорировали активно развивающийся сегмент научно–популярной литературы. По поводу научных журналов... Сейчас появилось движение открытого доступа. В Британии уже к 2020 году практически все научные журналы будут в таком доступе. Зарубежные издательства практически отказались от печатных журналов о науке. Иногда идут на то, чтобы выпустить несколько экземпляров.

Неизвестные авторы


А вот как быть с проблемной категорией — никому не известными авторами? Молодые издатели в большинстве решили, что с такими не имели бы дела, потому что это невыгодно. Эксперты же придерживались мнения противоположного. Издатель Андрей Янушкевич поделился фактами о торговой площадке «Амазон». Сорок процентов книг, которые там размещены, это книги без издательств. Их выкладывают авторы. И некоторые из них зарабатывают миллионы. Хороший способ, когда приходит молодой автор, — вначале издать электронную версию, проверить спрос, и если книгу скачивают, можно издать бумажную. Евгения Пастернак объяснила, что в крупном издательстве из нескольких десятков тысяч наименований в год в ноль выходит двадцать процентов. «Стреляют», приносят прибыль только пять процентов. Какие именно книги станут бестселлерами — не знает никто. «Если вы будете отфутболивать всех молодых авторов, останетесь в гарантированном минусе», — предупредила Евгения.

Мнение эксперта

Андрей Янушкевич, издатель: Дебютные книги авторов в электронном виде расходятся в двух случаях. Если книга отвечает на запросы читательской аудитории. И если издательство смогло донести книгу до читателя, объяснить, почему она классная.

Что касается меня: не хватило в предложениях студентов ставки на белорусский контент. Хорошо, что в одном из проектов упомянули произведения легендарного Язэпа Дроздовича, белорусского Чюрлениса, Нострадамуса и Циолковского в одном флаконе. Мы уникальны тем, что у нас есть своя, национальная литература, которой больше нигде в мире нет, своя культура и история. Издателям нужно только научиться их продвигать.

ubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 226 (25108). Четверг, 24 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter