Читатели не немы

Создав на нашем сайте тему для обсуждения «Что читаем?», мы, конечно же, предполагали, какая именно литература может попасть в рейтинг читательских симпатий.
Создав на нашем сайте тему для обсуждения «Что читаем?», мы, конечно же, предполагали, какая именно литература может попасть в рейтинг читательских симпатий. И все же завязавшаяся дискуссия приобрела неожиданный поворот. Классика, фэнтези, женский роман или современный детектив? Несмотря на всю полярность высказанных мнений, посетители сайта сошлись в одном: они читают!*

Критик: Очень нравится Коэльо, Гессе... За возможность посмотреть на жизнь со стороны и задуматься, а не зря ли мы живем...

Урсус: Чытаю ў асноўным класiку i лiчу, што яна вельмi неабходна для сучаснага беларускага пакалення. На жаль, зараз у моладзi iншыя iнтарэсы... А Дастаеўскi, Моэм, Гюго былi б зусiм не лiшнiмi!

Чтец и жнец: Классика, классика... Я вот тоже люблю ее, но читаю не только ее родимую. От этого у меня проблема, я бы даже сказал комплекс, возможно, даже фобия — я боюсь чего–то интересное и умное не прочитать. Как быть? Сформируется ли у меня к NN годам вкус, который выделит мне в библиотеке свою полку с определенными писателями и направлениями или я так и буду метаться, как мартышка, между умными и красивыми? Что делать? Я абсолютно не представляю, как можно перечитывать уже прочитанную книгу, когда в магазине (у друзей, в Интернете) наверняка есть еще что–то аховое. А вот мой друг «Мастера и Маргариту» перечитывал уже 18 (!!!) раз. Он что, ограниченный пессимист?!

Совсем забыл. Вот книги, которые меня прошибли. Может, они и не лучшие, но тут органы чувств вступают в права, а против них не попрешь. «Васек Трубачев...», «Каласы пад сярпом тваiм», «Тихий Дон», «Казус Кукоцкого». А сейчас «мучаю» Кафку. И сам мучаюсь, а бросить не могу, прижился.

Ксюшка: Классику люблю, но не всю. Достоевского все равно не могу «мучать»... Из белорусских писателей отмечаю Быкова и Шамякина. «Трывожнае шчасце» — это вообще шедевр... Люблю Булгакова. «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» знаю наизусть. Обожаю Коэльо. Но книги, которыми я зачитываюсь по–настоящему, — это произведения Стругацких. А еще Кинг. Если уж начала про фантастику, упомяну Булычева, Лема, Саймака... В этой категории я просто тону... Такие книги читаю залпом... Вот давеча взяла «Сияние» Кинга — и за ночь... Даже не заметила... А сколько удовольствия...

Вообще, мне 15 лет, и все говорят, мол, почитай что–нибудь попроще... А я так не могу. Я читаю то, что мне нравится, заставляет задуматься, вдохновляет на творчество, ведь я сама пишу... И, по–моему, нам следует поменять список произведений в школе, только так можно заставить нынешнюю молодежь хотя бы прислушаться к книгам.

Лена: Я только что в третий раз перечитала «Сто лет одиночества» Маркеса. А вообще, читаю все. Сейчас — «Секретные материалы». Да–да, очень расслабляет. Чередую книги нужные и веселые. Но не специально, а почему–то так получается. Однозначный фаворит — фантаст Юрий Никитин. А все высказывания такие серьезные были... Если у любого россиянина спросить про любимого автора, тут же скажет — Достоевский. Даже не раздумывая. Наши с заумничаньем тоже недалеко ушли. Конечно, никто не признается, что читает Донцову. Я тоже не признаюсь.

Светлана: И кто это против Достоевского? Господа, сколько вам лет? 15. Лишь только с оговоркой на этот младенческий возраст вышеприведенные мнения («Классику люблю, но не всю, Достоевского все равно не могу «мучать»...») имеют право на жизнь. При чем здесь россияне и заумность, если читаешь Достоевского? Что вы вообще его читали? «Неточку Незванову»? «Идиота»? «Подростка»? «Братьев Карамазовых» или «Кроткую»? После прочтения этих книг я вообще не понимаю, как можно писать «мучаюсь» и «заумность»?! «Заумность» — это, друзья мои, — читать сопромат в изложении не очень доходчивого автора. А Достоевский — он же душу переворачивает! Кстати, обратите внимание, мнение о Классике литературы (и я даже не имею в виду его отношение к конкретной литературной эпохе, а пишу его имя с большой буквы от большого уважения к литературе), так вот, мнение о Классике высказывают люди, которые ее совершенно не читали. Может быть, это мнение модно повторять за другими людьми — такими же нечитающими? Вот появилась из уст одного из них фраза: «Ну, ты До–о–стоевский!» (достал в смысле). И все — читать Достоевского (вернее, признаваться, что читал) уже опасно из–за страха быть немодным и несовременным.

Достоевский — мой любимый автор. Латиноамериканец Маркес — величина и писатель, которого невозможно забыть, произведения Павича гениальны и невероятно красивы, можно еще долго перечислять имена — Бах, Кортасар, Борхес, Гессе... Но еще никому не удавалось так сильно, тонко и точно описать все порывы души, все ее страсти, сомнения и стремления, как это смог сделать Достоевский.

Demyn: Последние, кто оставил сильное впечатление, — Дэн Браун и Приставкин с его нестареющей «Тучкой...».

Барс: Недавно прочитал Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс». Полнейшее разочарование! Произведение, широко разрекламированное как «идеальная книга XX века», ничем не удивило. Что нового? Главный пассаж «просто танцуй, не останавливайся» удручает своей «новизной». С одной стороны, может, я прочитал довольно много хороших и «продвинутых» книг, но Мураками так и не сказал ничего нового после Кастанеды, Ричарда Баха, Гессе, Ницше, даже российских авторов — того же Сорокина, Пелевина или Ерофеева. А с другой стороны, может, это современная литература сбилась в какое–то одно–единственное направление?

Ирина: Ура, наконец–то в наших магазинах появилась книга белорусского автора, которую можно читать. Вру — не появилась, в магазинах ее нет. Но она есть, она уже написана и существует. Мне нравится, что ее можно читать, ни о чем не думая, просто переворачивать страницы с мыслью, что же будет дальше. А это уже о–го–го как хорошо, если автор заставил нас перевернуть страницу и сделал так, что мы дочитали его книгу до конца. Значит, этот автор имеет право на жизнь, значит, ему место на наших полках и в магазинах, и в библиотеках. О существовании Натальи Батраковой я узнала совершенно случайно, включив телевизор. И все, я пропала, я не могла ни есть, ни спать, пока не приобрела, умыкнув из семейного бюджета 16 тысяч рублей, двухтомник Натальи Батраковой «Территория души». Прочла я его, как говорится, на одном дыхании, может быть, я сентиментальная дура, но, наверное, не последняя в нашей стране. Второй том я весь проплакала. Жалела всех и себя, родимую, заодно. Но после прочтения мне стало легче. Вот в чем всепобеждающая сила искусства — оно помогает нам жить. Я за такую литературу. Это не Стейнбек, конечно, но ведь и он не всегда нам нужен, иногда хочется и простой «бабский» роман почитать, но красивый, тонкий, интеллигентный, без пошлости и садизма, такой, как написала Наталья Батракова. Я вообще–то фанат литературы. Если захочу прочитать книгу, из–под земли ее достану. Качаю из Интернета, покупаю в магазине, домашние осуждают меня за бессмысленные траты, а я не могу справиться со своей слабостью. Для меня прочитать хорошую книгу — все равно что свежего воздуха глотнуть. Хотелось бы, чтобы средства массовой информации — газеты, телевидение — больше давали информации о новинках мировой и отечественной литературы.

«Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философами», — эти слова, сказанные однажды французским философом Пьером Буастом, как–то сами собой всплыли в памяти, пока я пробегала глазами одно за другим мнения посетителей нашего сайта. Некоторые из них показались мне очень интересными, другие — по–детски наивными. Но так или иначе — это отражение нашей эпохи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter