Читаем между строк

В какую сторону меняются новые белорусские учебники?

К сентябрю в школах должен появиться 41 новый учебник. Родители и учащиеся с интересом следят за такими новостями и надеются наконец–то увидеть то заветное пособие, в адрес которого не будет вопросов и упреков. Перед авторами же задача непростая: и будущим пользователям угодить, и не опуститься до чрезмерного упрощения — пути, по которому сегодня, увы, идет образование во всем мире.


Уроки в школе и параграфы в учебниках должны идти в ногу с теми, кому передают знания. Поэтому неудивительно, что в век СМС–переписки и «контактно–фейсбучного» общения тренд времени — достучаться до современного ученика на максимально простом и понятном языке. Как здесь авторам обойтись без переводчика? Например, пообщавшись недавно с разработчиками учебника по всемирной истории, мы узнали, что ставку сегодня делают на так называемый принцип разумной достаточности текста. Что это за фрукт и с чем его едят? За мудреным термином скрывается эдакий противовес старым учебникам, где много избыточной информации. Да, были времена, когда создатели пособий по истории или географии верили, что, прочитав пару–тройку лишних абзацев, школьник хотя и не запомнит чрезмерные подробности, но хоть что–то из объемного текста в его памяти отложится. Сейчас же, обратившись к реальным интересам детей, составители учебных пособий пришли к неутешительному выводу: надо безжалостно сокращать трудно запоминаемые даты и термины! Например, по всемирной истории для семиклассников решили убрать из словаря сразу 33 непонятных слова. Тут нужно объяснить важный момент: в новых учебниках авторы четко выделяют понятия, определения которых школярам нужно запомнить. Что это значит для той же всемирной истории? В тексте останутся такие слова, как «конкистадор» или «экспансия», а вот в проверочных и контрольных работах их не будет. То есть достаточно в общих чертах понимать, что скрывается за иностранными понятиями, и объяснять своими словами, без обязательного заучивания. Но тут опять–таки главное не понизить планку до уровня плинтуса, ведь среди тех же семиклассников, показал опрос, оказалось немало ребят, которые в тексте про Сервантеса не понимали значение слов «идальго» или «захудалый». Не придем ли мы так к интернет–выражениям на страницах пособий по математике или биологии? А после «захудалого» появятся вопросы и к более простым словам? Чего уж говорить о физических терминах или химических определениях...

Но один из самых любопытных шагов в новых учебниках — проектные работы, которые так популярны на Западе. У нас об этом много слышали, но больше в теории, чем на практике. Хотя уже немало учителей от слов перешли к делу и могут поделиться опытом, как увлечь школьника интересным тематическим проектом, который заставит оторваться от Гугла и действительно усердно и с фантазией поработать над темой. Газета для младшеклассников? Тематический блог? А может, какой–то масштабный виртуальный проект? Словом, поле для творчества более чем богатое. А процесс учебы становится как минимум интереснее и еще больше соприкасается с практикой.

Кстати, у поклонников проверенных временем советских учебников в этом году появился повод замолвить все же доброе словечко и о новых пособиях. В Национальном институте развития образования проанализировали те самые книги, по которым получали знания поколения, и пришли к любопытной закономерности: в лучших из них — лишь около 66% текста, остальное — иллюстрации. Казалось бы, нет предела совершенству? Но если взять учебники, которые были лауреатами госпремий, — в них оказалось и вовсе лишь 57% текста. В новых книгах, обещают разработчики, решили учитывать опыт 66%, что уже выбивает пособия последних лет из привычного монотонного текстового ритма. Что из этого получится? Прочитаем в новом учебном году.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Начну по порядку текста:всемирная история или должна преподаваться в ССУЗах,ВУЗах или там же должна быть в виде ознакомительных лекций,либо вовсе исчезнуть,как предмет. Подскажите,где,в каких государствах изучают всемирную историю,ах да,есть специальные факультеты-исторический или историко-филологический и нечего всем подряд преподавать всемирную историю,забивать мозги и тратить на это бюджетные деньги.
Александр,53,Бобруйск
Извините-физическая культура и здоровье и час здоровья и спорт--это должен быть один предмет,но ни как не два.
Александр,53,Бобруйск
Для младших классов предметы,,Человек и мир,,-,,ОБЖ,, и ,,Музыка,, и,,ИЗО,, по моим представлениям можно было скомбинировать-два первых в одно и два вторых тоже в одно целое.
Александр,53,Бобруйск
Ужос,что обнаруживаю в расписании 3-х классов-физику и историю,которые должны изучать категорически со старших классов,как это было во времена СССР. К чему этот перегруз,в толк не возьму,так как дети усвоить столько материала физически не смогут---эффект распыления сознания-ну не вместит ещё детский мозг столько информации,да и не к чему это в младших классах,а вот иностранный к месту.
Александр,53,Бобруйск
О,миль пардон,не туда глянул про историю и физику,а то чуть не выругался.
Александр,53,Бобруйск
В младших классах должны быть скомбинированы ещё четыре предмета в два---русский язык и литература в один предмет,а так же белорусский язык и литаратура аналогично в один предмет и ничего страшного от этого не случиться,наоборот,выиграют от этого абсолютно все и в первую очередь дети. Уменьшится на них нагрузка и повысится усвояемость учебного материала,уменьшится нагрузка на бюджет по многим позициям и это оптимизация,которая не принесёт ни малейшего вреда,а только пользу. Сельские школы---это отдельный разговор,частично по единичным  предметам,остальное,как в городе,изменения в смысле архитектуры школ и организационных процессов.
Александр,53,Бобруйск
В заключение добавлю,что освобождённые преподаватели младших классов могут добирать часы обязательными группами продлённого дня,школьными лагерями,а старших классов,преподаванием профильных предметов в ССУЗах и ВУЗах,академиях и институтах.
Александр,53,Бобруйск автору
Уважаемая Ольга,если Вы напишите про сельскую школу,то я ещё один раз выскажу своё мнение и по ней,но только последний раз... Надеюсь хоть кто-нибудь прочтёт мои предложения по организации учебного процесса,по количеству необходимых школьных учебников,по всему,что написал и поделится с друзьями,коллегами,в том числе и Вы,может редакция примет решение опубликовать сии мои тезисы в газетном варианте---её право и дело,но не славы для,как раньше писали,радею я,душа болит,а сердце плачет........словами песни.........Всех вам благ.
Александр,53,Бобруйск
М-да,пусто........и пушки молчат и ручки не строчат........
Галя, для Александра 53
Ой как Вы правы!!! У меня дочь в третий класс пойдет. Сколько у них лишнего!!! Нашему Минобразования стоило бы взять программы обучения из советской школы, убрать из них все о КПСС. Больше ничего не надо. И по поводу младших классов. Пусть учитель начальных классов ведет все предметы (ну кроме музыки и иностранного языка), и даже физкультуру. Он (учитель) будет знать, когда заменить ИЗО или труд дополнительным уроком по математике или русскому. По физкультуре. НЕ НУЖНА ДЕТЯМ ТРИ ЧАСА В НЕДЕЛЮ (2 класс) ФИЗКУЛЬТУРА. Мы росли на улицах, а не дома за компьютером. Оттого и были крепче здоровьем. А теперь месяц отболеет, потом раз сходит на урок, спотеет (далеко не во всех школах есть условия, чтобы переодеться) и опять с соплями.
По репетиторству в школе. Где в СССР были подготовительные курсы в 1 класс?! Начальная школа она и для того школа, чтобы научить писать, читать, считать.
А про старшие классы мне и думать страшно...  
АЮВ
Полностью согласен с Александром, 53. География? Зачем? Извозчик, куда скажешь, привезет. История, вообще, мрак. Она хоть уже и свершивший факт, но не предсказуема в своем свершившемся прошлом. Переписывали и переписывать будут. Потому - знание истории бесполезная информация. Не забивайте детям голову. Понятия и термины? Когда-то мы изучали три ПОДОБИЯ треугольников. Было понятно. Теперь даже не знаю как этот процесс называется. "Конкиста" - вид правления и испанец? Это, ваще, что-то невообразимое. Слова, термины? Эллочка Щукина прекрасно обходилась тридцатью. Зачем детям больше? Головка же заболит. Хотят писать "малако" и "карова" - что в этом плохого? О! Рифма поперла. Это всё так, - шутки. А серьезно? Не усваивает ребятенок материал - на второй год. В моё время и по три года в одном классе сидели. Кстати, никто не умер. Всем удачи на дорогах.    
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости