Чистый голос

О первом фестивале классической музыки в формате open air

Как только Лариса Юдина запела партию из романса Алябьева «Соловей», в лесу отозвались настоящие соловьи. Солистка Мариинского театра, приехавшая в деревню Озерцо под Минском, не слышала, как ей подпевают птицы. А люди, расположившиеся на лужайке перед сценой, в недоумении оборачивались то на оперную диву, то на звуки из чащи. Как будто все так и было задумано режиссерами. На самом деле это экспромт. И, пожалуй, такое необычное совпадение возможно только в одном месте — в Белгосмузее народной архитектуры и быта.


В минувшие выходные здесь состоялся первый фестиваль классической музыки в формате open air. Это английское выражение по всему миру употребляется без перевода, хотя у нас давно известно в дословной версии — «под открытым небом».


Традиция праздников песни на городских стадионах, в пионерских лагерях или на берегах озер (в 50–е годы такие были популярны на Нарочи, сейчас — в Мяделе) восходит, наверное, еще к купальскому обряду, когда всем селом народ собирался «погудеть». В последние годы на открытых подиумах проводят в основном рок–фестивали.


Понятно, что до «изобретения» концертных залов все торжества проходили на открытом воздухе. Даже древнегреческие амфитеатры не накрывались никакими навесами в отличие, например, от знаменитого витебского. Но там, на юге, климат другой. А у нас природа сама продиктовала потребность строить закрытые площадки.


Однако летняя жара привела креативных менеджеров к идее переноса не только музыкальных, но и театральных зрелищ на воздух. Пионером в этом деле стала минская опера. 24 — 26 июня во второй раз в Несвижском замке пройдут «Вечера Большого театра». Вячеслав Волич, дирижер Большого, заметил, что во дворике радзивилловской резиденции высокие стены и каменная брусчатка создают уникальную акустику. Это находка!


Музтеатр пошел дальше. Директор Александр Петрович нашел еще более оригинальное место: зеленую лужайку Белгосмузея народной архитектуры и быта в Озерце. И пригласил туда артистов «Мариинки», московского Большого, а также известного американского дирижера Филиппа Симмонса, прилетевшего прямо с Гавайев. Мистер Симмонс был впечатлен: «Чтобы в скансене (так на Западе обычно называют музеи под открытым небом. — Прим. В.К.) исполняли симфоническую музыку — такого я еще не видел. Меня поражает, как белорусы умеют соединять различные традиции и популяризировать искусство. То, что вы делаете, — это путь в будущее».


Замдиректора музтеатра Татьяна Комова просветила меня, что Юдина и другие российские звезды приехали на концерт «по дружбе», не требуя гонорара. Охотно верю, так как Лариса призналась, что у нее муж белорус и она любит бывать на родине супруга: «Я только сюда езжу отдыхать, не в Турцию и не в Египет».


Это радует. Так же, как и позиция минских городских и областных властей, пустивших к музею транспорт (автобусы ходили за полночь), помогавших оборудовать сцену, поставивших торговые точки. Серьезную рекламу дали телекомпании. В результате на концерт съехались тысячи гостей со всей страны: билеты заказывали даже группы россиян из санаториев.


По идее, все это должно было принести немалый доход и музею народной архитектуры, и музтеатру. Однако вот что получилось. Билет стоил 40 — 50 тысяч рублей. Музею, по словам директора Светланы Локотко, из этой суммы причиталось только 6.300 — стоимость входа на территорию. Как в обычные дни. И всего–то!


Тогда возникает вопрос: насколько рентабельны такие акции? Пока, к сожалению, о прибыльности говорить рано. Это признала в разговоре со мной и Татьяна Комова: «Без поддержки властей акция оказалась бы неподъемной. Каждый шаг стоил денег. Пока главная наша цель — поддержание имиджа театра и популяризация музея». Благородно. Но прагматично ли?


Когда в лучах заходящего солнца из мегаполиса в музей–деревню тянулись вереницы машин, в том числе с дипломатическими номерами, я в уме калькулировал, сколько может стоить за границей такое удовольствие — слушать вечером после трудовой недели классическую музыку на фоне сельской идиллии.


В следующем году фестиваль повторится. Уже с участием артистов балета. Пора бы на этом зарабатывать — не скромничать. Мистер Симмонс заметил, что мы идем в будущее, так как умеем создавать неповторимые шоу. Это наш плюс. Может, стоит пригласить несколько зарубежных менеджеров в области open air, чтобы они научили, как из наполненного звуками музыки воздуха делать живые деньги?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter