Как в 2003 году, объявленном Годом наведения порядка на земле, начала преображаться Беларусь

Чистый дом – Беларусь

По инициативе Александра Лукашенко 2003-й был объявлен в Беларуси Годом порядка и благоустройства. Глава государства потребовал: «Жизненные стандарты должны быть примерно одинаковыми во всех городах страны. Необходимо ускорить работу по благоустройству территорий республики, ибо Белая Русь должна быть действительно белой, красивой, чистой страной, визитной карточкой всей Европы».

С тех пор прошло 16 лет. И белорусы с гордостью могут заявить, что на своей земле действительно навели порядок: отстроили агрогородки, сделали чистыми леса, реки, облагородили дороги, улицы, прибрались на мехдворах и фермах... Главное, что в сознании каждого из нас прочно засела всем известная истина — чисто там, где не мусорят.  Ведь именно мы в ответе за ту территорию, где живем. И каждый из нас должен следить за порядком на земле, собственными руками делать ее привлекательнее.



С чего начиналась масштабная кампания по благоустройству в Беларуси? Какие направления в наведении порядка на земле до сих пор в приоритете? Почему лучше не ждать команды «сверху», а создавать красоту своими силами? Ответы на эти вопросы — в материалах «СГ», в том числе и в репортажах из Наровлянского и Глубокского районов, которые отличаются особым отношением к родной земле.

Программа, умноженная на людскую инициативу


КАК начиналась эта масштабная работа, прекрасно помнит бывший первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий. В ведомстве он проработал с 1995 по 2010 год и, как никто другой, понимал: в лихие 90-е и начало «нулевых» некоторые территории, скажем мягко, привлекательность свою утратили. Бесхозяйственность, беспорядок на мехдворах и фермах, пустующие дома, неиспользуемые земли, заброшенные дворы, несанкционированные свалки... Да еще и пресловутый принцип «моя хата с краю» цвел махровым цветом. На личном подворье человек — хозяин, а что творится за забором собственного участка — не интересует.



– Важно было не просто заниматься конкретными вопросами, но и выполнить главную задачу — вырастить поколение ответственных людей с высокой экологической и санитарной культурой, — вспоминает Александр Апацкий. — Мы понимали, что работа эта не может ограничиться лишь 12 месяцами. Поэтому трансформировали задачи Года наведения порядка и благоустройства в целую республиканскую программу. В ней детализировали все направления — от лесопользования и содержания водоохранных зон до обустройства кладбищ и организации экологических форумов.

В первую очередь обратили внимание на территории, прилегающие к автомобильным и железнодорожным путям, чистоту Национальных парков, заповедников, памятников природы. Обустраивали водные объекты в местах зон отдыха, чтобы соблюдались все необходимые минимальные социальные стандарты. Возродилась и традиция проведения субботников, месячников.

— Это хорошая практика, ведь человек, который когда-то убирал, уже задумается, а мусорить ли? И хорошо, что во многих организациях понимание этого сохранилось и сейчас, — считает Александр Апацкий. — К примеру, прибрали на мехподворье или ферме — будь добр, поддерживай порядок. Кстати говоря, непосредственно с сельхозорганизациями плотно работали и по рекультивации тех же карьеров. Практически в каждом хозяйстве они были, но не использовались, соответственно, зарастали и рано или поздно превращались в свалки.

Организация системы обращения с отходами — отдельное новшество и достояние кампании по наведению порядка и благоустройства. Несанкционированные свалки были головной болью. Сперва пошли по пути создания мини-полигонов — специальных площадок, обвалованных особым образом, куда свозились отходы и временно хранились. В каждом районе создали схему сбора и вывоза мусора. А в 2007 году появился Закон «Об обращении с отходами».

За эти годы создана система сбора вторичных материальных ресурсов. Ее, к слову, взяли на вооружение при разработке собственных схем в России и Казахстане. Сейчас уже раздельный сбор мусора воспринимается как должное. Контейнерами для пэт-тары, стекла, элементов питания и других вторресурсов, согласитесь, теперь уже никого не удивишь. А ведь обывателю невдомек, что процесс создания системы растянулся на годы, ведь нужно было приобрести не только емкости для сбора, но и специализированный транспорт, оборудовать площадки, согласовать перемещение вторресурсов на сортировочные станции, созданные в районах.

Сейчас в действии республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле. В нем детально прописаны задания на предстоящий год. И самое главное здесь, чтобы в процесс люди включались не столько формально, сколько с осознанием того, как много уже проделано. Особенно это важно в Год малой родины, ведь иногда, чтобы добавить привлекательности тому месту, где ты вырос или живешь, нужны не административные рычаги и финансирование, а собственная инициатива и внутреннее решение взять на себя ответственность за родную землю.

По главному наровлянскому закону

принято жить и работать в пострадавшем от Чернобыля районе

Жизнь в Наровлянском районе четко поделилась на до и после 26 апреля 1986 года, когда после катастрофы на Чернобыльской АЭС значительная часть территории оказалась непригодной для жизни. Из 74 населенных пунктов с местной карты исчезли 35. Трудно представить, что здесь было в 90-е годы. Часть домов была снесена, часть глядела на мир с немым укором в пустых окнах-глазах, соседствовали с ними уцелевшие печные трубы сгоревших построек.

Детская школа искусств: так было...

И, тем не менее, наровлянцы, которые не снялись с насиженных мест,  сделали все от них зависящее и даже больше того, чтобы жить на израненной своей земле красиво и достойно. В этом их решительно и бесповоротно поддержал в свое время и Президент.

Конечно, как вспоминают коренные  жите­ли Наровли, по­на­ча­лу не все было глад­ко. Инициатива влас­тей, а для ее реализации была создана специальная социальная группа на уровне заместителя главы районной вертикали, вызывала на первых порах откровенное непонимание руководителей: как так, срывать людей с рабочих мест, чтобы приводить фасады в порядок у себя и где-то красить стены и чинить заборы. Но постепенно менялись психология и отношение, и потом «народная стройка» стала обычным делом в районе. Начиная с 2003 года Наровля 7 раз признавалась победителем республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства в 4-й категории городов Беларуси. То есть к Году наведения порядка и благоустройства Наровля подошла с солидным багажом наработок, опытом, который потом так пригодился в других районах области, да и страны. Надо сказать, что приятным дополнением к этим наградам были солидные денежные премии, которые опять же направлялись на дальнейшее благоустройство города и деревень.

... стало.

— Наш главный принцип таков: если ты остался жить здесь, сделай все возможное, чтобы жить достойно, — говорит начальник отдела архитектуры, строительства и ЖКХ райисполкома Иван Субботин. — Таков наш главный наровлянский закон. Кстати, во многом положительный эффект был достигнут благодаря напористости и принципиальности социальной группы. Теперь уже каждый житель уяснил, что к наведению порядка у властей отношение далеко не формальное.

Самый показательный объект «народной стройки» на Наровлянщине — деревня Конотоп. До чернобыльских событий в ней проживало более тысячи человек, сегодня нет и сотни. Нетрудно представить, что становится с деревнями, когда из них уходят люди. Шло к этому и здесь: бурьян в человеческий рост у опустевших дворов, постоянная угроза пожаров.

За Конотоп, а точнее то, что от нее осталось, взялись всем миром. Полуразрушенные временем и заброшенные подворья снесли, бурьян выкосили, привели в порядок заборы. Был построен ФАП, реконструирован сельский Дом культуры. Секрет столь пристального внимания к этому селу достаточно прост. В живописном месте оно находится, аккурат на берегу Припяти и в устье одного из ее многочисленных притоков, реки Мытва. Для рыбаков, любителей трофейной рыбалки здесь рай. В итоге народ потянулся в эти места. Уцелевшие дома стали потихоньку выкупать. А в деревне Завойть, которая тогда тоже умирала, сегодня построен современный агрогородок.

— У нас хорошо работает «Жилкомстрой», — говорит Иван Субботин. — Мы активно со­труд­ничаем с гражданами, они откликаются на наши предложения по поводу проведения субботников. У нас появились целые улицы, благоустроенные самими гражданами. Например, около 7—8 километров ограждения поставлено жителями Наровли на собственные средства. Толокой обустроена наша небольшая речушка Наровлянка, и теперь она — украшение города. В этом участвовали более 350 человек, 21 единица техники, удалены аварийные деревья и растительность, убран мусор, выполнена вертикальная планировка местности. Если перечислять дальше, то по улице Октябрьской обустроена аллея Славы района, на Минской снесены аварийные склады, а на их месте возведены 3 восьмиквартирных и 12-квартирный жилые дома. Здесь расположен район многоквартирной застройки «Новый», в котором уже возведено 5 многоквартирных жилых домов на 13 квартир.

— Участвуя в благоустройстве, мы выражаем любовь к своей малой родине — красивейшему, старинному и в то же время вечно молодому городу, — считает Иван Субботин. — А поскольку для каждого жителя это родной дом, то и отношение соответствующее.

Ад райцэнтра да самай маленькай вёсачкі


Яшчэ з савецкіх часоў Глыбоччына адрознівалася не толькі высокім узроўнем земляробства, але і асаблівай увагай да добраўпарадкавання. Раён знаходзіўся, магчыма, у некалькі лепшым становішчы, чым іншыя ў вобласці: тут працавалі ажно дзве арганізацыі (меліярацыйнае ўпраўленне асушальных сістэм (МУАС) і ПМК-46), якім наканавана было яшчэ з савецкіх часоў займацца парадкам на зямлі. Новы імпульс рабоце ў гэтым напрамку дадзены ў 2003-м, абвешчаным па ініцыятыве Прэзідэнта Годам парадку і добраўпарадкавання.

Старшыня Глыбоцкага райвыканкама Алег МОРХАТ і біскуп Віцебскай дыяцэзіі Алег БУТКЕВІЧ на пасадцы алеі ў гонар 500-годдзя вёскі Мосар.

Крызісныя гады канца мінулага стагоддзя ў гэтым сэнсе не былі бязвоблачнымі. Тыя часы добра памятае дырэктар Глыбоцкай ПМК КУП «Меліявадгас» Эдуард Танканог, які ўзначаліў Глыбоцкае МУАС у сакавіку 2002 года:

— Становішча было кепскае, калі не сказаць больш. Практычна ніякай работы па меліярацыі не вялося, бо адсутнічала фінансаванне. Сітуацыя пачала кардынальна мяняцца з 2003-га. Мы ўзяліся ў першую чаргу за рэканструкцыю меліярацыйных сістэм, якія прыйшлі з-за даўнасці ў непрыгоднасць: узнаўлялі дрэнаж, рабілі рэкультывацыю зямлі. Кожны год здавалі па 200—300 гектараў. Справа пайшла яшчэ лепш, калі мы аб’ядналіся з Глыбоцкай ПМК-46. Пачынаючы з 2012 года займаемся не толькі рэкультывацыяй старых меліярацыйных сістэм, але і будуем новыя. Так, здалі аб’екты па 150 гектараў у сельгаспрадпрыемствах «За Радзіму» і «Мнюта».

Такім чынам, толькі ў сельгаспрадпрыемстве «За Радзіму» і Глыбоцкай птушкафабрыцы за тры гады акультурана 550 гектараў. У цэлым жа контурнасць палёў вырасла амаль у два разы, што дало магчымасць эфектыўней выкарыстоўваць энерганасычаную тэхніку, своечасова праводзіць пасяўныя і ўборачныя кампаніі.

Мала, відаць, хто не чуў у краіне пра вёску Мосар і ксяндза Ёзаса Бульку. Ён тут стварыў своеасаблівы райскі куточак, які наведваюць штогод тысячы турыстаў. Аднак далёка не ўсе ведаюць, што шматлікія ініцыятывы Булькі па акультурванні асяродка падтрымлівалі раённыя ўлады і старшыня Удзелаўскага сельсавета Віктар Карман. Ён дапамагаў нястомнаму святару тэхнікай, людзьмі, адводзіў па яго просьбе неабходныя зямельныя ўчасткі пад культурна-дэндралагічны комп­лекс, які зай­мае амаль 17 гектараў.

Дзякуючы намаганням Віктара Кармана і яго каманды сёння культура Мосара ўка­ра­нё­на на ўсёй тэрыторыі Савета. І заслужана за 2017 год Удзелаўскі сельсавет прызнаны пераможцам рэспубліканскага спаборніцтва па ўтрыманні тэрыторыі каля да­моў, апрацоўцы прысядзібных участкаў, навядзенні парадку на жы­вё­ла­га­доў­чых фермах і машынных дварах.

— Падсобныя ўчасткі жыхароў у нас вынесены ў агульны севазварот, — дзеліцца ўражаннем аб зробленым старшыня сельвыканкама. — Не стала межаў, на якіх расло раней пустазелле. Клопатней за ўсё з апош­нім у маленькіх вёсачках, дзе жыве ўсяго ад 5 да 20 чалавек і ў асноўным пенсіянеры: людзі вельмі сталага ўзросту, якія абмежаваны ў магчымасцях. Тут нам на выручку прыходзяць шэфы з Мосарскага льнозавода, УП «За Радзіму», Беларусбанка, Дэпартамента аховы і іншыя.

Пра шэфаў трэба сказаць асобна. Згодна з сумеснай пастановай Глыбоцкага рай­вы­кан­ка­ма і райсаве­та дэпутатаў, за 279 на­се­ле­ны­мі пунктамі раёна замацавана 90 шэф­скіх арганізацый з Глыбокага. Напрык­лад, прад­стаў­ні­кі Глыбоцкага малочна-кан­сервавага камбіната летась 24 разы вы­яз­джа­лі ў Пліскі сельсавет, дзе прывялі ў парадак сад, знішчылі кусты на паўгектарнай плошчы, спілавалі 7 аварыйных дрэў, паставілі 60 метраў новага плота, абсталявалі 3 пляцоўкі для збору смецця. Акрамя таго, вясной ра­бот­ні­кі камбіната, да 20 чалавек у дзень, выязджаюць у падшэфнае сельгаспрадпрыемства «Мнюта» для ўборкі камянёў з палёў. Усяго ж за 2018 год шэфскімі арганізацыямі горада ўстаноўлена 2407 метраў пагонных новых платоў, высечаны на 34,7 гектара кусты, спілавана 389 аварыйных дрэў, абкошана 250 гектараў траў.

Па выніках рэс­пуб­лі­кан­ска­га конкурсу «Горад культуры» за 2018 год у намінацыі «Лепшы горад раённага падначалення» пераможцам названа Глыбокае.

І гэта справядліва. Нездарма замежныя госці, якія наведваюць райцэнтр, называюць яго еўрапейскім горадам з клічнікам. І не столькі таму, што тут знаходзяцца добра ўходжаныя два велічныя храмы: сабор Раства Прасвятой Багародзіцы XVII стагоддзя і касцёл Святой Тройцы XVIII стагоддзя.

У горадзе каштоўныя рысы мінулага ўдала перапляліся ў апошнія гады з сучаснай дабротнай архітэктурай. Так, вакол возера Кагальнае, што ў цэнтры горада і да якога з-за забалочанасці раней было праблемна падступіцца, пракладзены акуратныя пешаходныя дарожкі, устаноўлены ліхтары, зла­джаны альтанкі. На адным беразе раскінуўся дзіцячы гарадок «Брыганціна» з макетамі караблёў, тэнісным кортам, палігонам для катання на роліках. З супрацьлеглага боку разбіты сквер маладажонаў з рознымі атрыбутамі. А на высокім пагорку прываблівае прыгажосцю новы будынак СШ № 1 імя авіяканструктара-земляка Паўла Сухога. І гэта — невялікая крыха здзейсненага. Па сутнасці, перамены закранулі кожную вуліцу, кожны дом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter