Гонки на катерах: скорость до 200 километров в час и полное отсутствие тормозов

Чистый адреналин

Скорость до 200 километров в час, сотни «лошадей» в двигателе и полное отсутствие тормозов. Гонки на катерах — это адреналин в концентрированном виде. И шоу, которое во всем мире собирает тысячи зрителей и участников. В Беларуси всерьез за развитие этого, казалось бы, экзотического вида спорта взялись относительно недавно. Но уже успели обзавестись собственными призерами чемпионата мира в одном из самых престижных классов. В нынешнем году Артем Соловьев сумел сенсационно ворваться в мировую элиту, а попутно вот уже 7 лет пытается вывести сухопутную в основной своей массе Беларусь на большую воду. Сделать это, как оказалось, куда сложнее, чем в одиночку построить даже самый навороченный болид.

Артем СОЛОВЬЕВ

— С разным успехом развивать гонки на моторных судах в наших краях пытаются уже давно. В России, например, гонялись еще на угольных катерах! В Беларуси первые соревнования начали проводить при СССР. Это ведь прикладной вид спорта, так что ДОСААФ пытался продвигать его везде, где есть водоемы. Но держалась инициатива все равно на энтузиастах. Строили-то лодки сами! Закупали только моторы. Корпуса выпиливали, как пионеры модели самолетиков. Разрабатывали чертежи, собирали силовые элементы, обшивали фанерой. Потом под построенные лодки придумывали новые соревновательные классы. По такой технологии, к слову, многие в Беларуси до сих пор работают. Корпуса для лодок международного класса заказывают на частных фирмах: в той же России их хватает. А для местных соревнований могут и сами «верфь» в гараже открыть. Но принцип везде почти одинаковый. Каркас из дерева, стеклоткань, краска. Снаружи выглядит, как космический болид, а внутри — старая добрая фанера. Кстати, построить лодку для соревнований самому не так и долго. Работая в свободное время в гараже с ноября по март запросто можно уложиться к началу сезона.

— Главное, чтобы денег хватило...

— Тут от класса лодки много зависит. Последняя обошлась нам в районе 15 тысяч долларов, при том что мы купили не новый мотор и половину работ по сборке делали сами. Но при этом есть у меня один знакомый, который недавно построил агрегат за 100 тысяч евро. Это очень хорошая спортивная лодка, выступающая в самых мощных классах. На ней я, кстати, и стал призером чемпионата мира. Многие владельцы серьезных гоночных катеров приглашают пилотов, которые умеют с ними обращаться. Место в таких командах, кстати, обычно нужно покупать. Цена — от 500 долларов до 2,5 тысячи. Мне помогло мастерство. В команду на многочасовые и тем более 24-часовые гонки кого угодно приглашать все-таки опасно. 

— Ты — профессиональный пилот?

— Если говорить про мастерство, то да. Но пока это скорее хобби. Даже медаль чемпионата мира не принесла, по сути, ничего. Тем более что я ведь выступал не сам, а в составе российской команды. В водно-моторном спорте все устроено несколько иначе, чем в других. Чаще всего командами владеют судостроители, для которых победы в престижных гонках — это возможность продавать больше новых лодок на следующий год. Кто-то из них полагается на пилотов, которые покупают место. Кто-то платит сам, приглашая мастеров заведомо высокого уровня. В России, знаю, есть команда, которая представлена чуть ли не во всех классах вплоть до океанского, в котором используют, к слову, два мотора по 860 лошадиных сил. Это просто ракеты: 225 километров в час по волнам в океане — просто непередаваемо. Но попасть туда очень сложно. Там очень серьезный штат и пилотов, и обслуживающего персонала, организация, бюджет...



— А что из себя представляют белорусские команды?

— Клубы по интересам. Обычно это просто несколько человек, которым интересно покататься на большой лодке с мощным мотором. Их, кстати, немного. Тех, кто в марафонских гонках участвует, всего человека четыре в стране. Еще человек 6 на скоростных глиссерах носятся. Оно понятно: в наших краях этот спорт пока не приносит ничего, кроме удовольствия.

— Полагаю, это весьма состоятельные люди?

— Не обязательно. Все-таки гонки на катерах дешевле, чем автоспорт. Здесь нет постоянно изнашивающихся шин, нет сцепления, нет тормозов... 

— А как без тормозов-то?

— Надежда только на собственный расчет и осознание того, что даже включение винта на реверс ситуацию в случае чего не спасет. Скорее взорвется редуктор. Поэтому аварии случаются довольно часто, хотя их последствия несравнимы с тем же мотоспортом. Травмируются обычно те, кого по каким-то причинам не успели вовремя достать из воды. В Европе на гонках недавно так российский парень едва не погиб. Механики неправильно подключили баллон, который в случае аварии не позволяет кабине уходить под воду. В результате человек минут 7 провел без кислорода... Вторая причина несчастных случаев — ошибочное мнение о том, что каждый, получивший спортивную лодку или аквабайк, уже спортсмен. Я, например, участие в официальных соревнованиях начал принимать лишь через два года после того, как впервые сел в лодку.

— Много людей участвует в чемпионате Беларуси?

— Человек 20 постоянных участников плюс те, кто приходит попробовать. Мы ведь после каждого проведенного шоу или соревнований всегда даем всем желающим возможность прокатиться. Многих затягивает, они начинают выяснять, где научиться, где потом ездить? Гонки смотрятся эффектно и удовольствие доставляют огромное. В мае, когда открываем сезон, постоянно собирается человек 30 новичков, многие приезжают на аквабайках, с группами поддержки. Все мечтают о чемпионатах мира и Европы. Правда, из таких загоревшихся остаются потом единицы. Ведь, помимо соревнований, приходится возиться с катером, тратить время и деньги. Да и гонки проходят чуть ли не до зимы. Последний старт сезона — «Ледяная гонка» в Санкт-Петербурге» — проходит в ноябре, и к финишу спортсмены нередко приезжают с шапкой льда на шлеме. Удовольствие на любителя.



— Научиться управлять гоночной лодкой сложно?

— В принципе, нет. Но нужно сдавать на права. Серьезно: если собираешься выезжать на открытые водоемы, права — обязательное условие. Для участия в гонках нужна специальная лицензия. Отдельный пункт — «Формула-1». На те болиды кого угодно не пустят — слишком сложные и мощные. Нужно проходить обучение и получать отдельный допуск. Стоит это удовольствие около 5.000 евро. Поэтому таких лицензий у нас пока нет ни у кого. А вот команда в «Формуле-1» есть. Россияне пару лет назад создали и попросили разрешения участвовать в чемпионате мира под белорусским флагом, получили соответствующие лицензии. С тех пор так и ездят. Им хорошо, нам полезно. Со временем, надеюсь, и белорусские пилоты там появятся. Пока же для нас даже полторы тысячи для взноса в международную федерацию — очень большая сумма. Мы даже гонки проводим, считай, за свои, а это огромные расходы.

— А что спонсоры? Неужели столь захватывающее шоу не находит интереса и поддержки?

— У болельщиков интерес всегда есть. Народу собирается много, но на коммерческую основу дело мы начали переводить лишь с недавних пор, когда развитием вида спорта начал заниматься не ДОСААФ, а федерация. И, кстати, добились уже немало. Провели два этапа Кубка Европы, в сентябре планируем провести в Смолевичах чемпионат стран СНГ, а в следующем году Беларусь вполне может получить даже чемпионат мира. 

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter