Как живет самый маленький район Витебской области

Чистые росы Россон

Этот первозданно чистый и уединенный уголок Беларуси манит неизведанностью многочисленных озер и рек, уникальными верховыми болотами и множеством археологических памятников. Километровые чащи с удивительными ландшафтами занимают больше половины Россонского района и тянутся с самой Псковщины. Уникальный факт: на Россонщине есть места, где человек никогда не вмешивался в гармонию природы. Неудивительно, что край привлекает неповторимой первобытностью и загадочностью. Здесь всего 9 тысяч населения, но это искренне преданные глубинке люди, которые стремятся сделать малую родину еще лучше, еще краше. 

СКАЗАНО

— Необходимо использовать энергию людей, увлеченных идеей развития своей малой родины до стандарта небольших городов. 

(Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 28 января 2022 года.)

Изучает историю родного края

Главный хранитель фондов Музея боевого содружества Сергей Соловьев родился в Россонах. После историко-филологического факультета ПГУ вернулся домой. Уже в студенческие годы серьезно увлекся темой Великой Отечественной ­войны.

— Наш район — один из главных эпицентров партизанского движения, это лучшая площадка для научных изысканий, — считает историк.

Проводя краткую экскурсию по музею, Сергей Александрович останавливается у карты уничтоженных карателями деревень, это сердце новой экспозиции «Сожженные деревни — невыжженная память». Немало пришлось поработать в архивах, изучить документов и воспоминаний свидетелей, опросить пожилых жителей района, чтобы создать специальную карту и вывести конкретную цифру: на Россонщине от рук палачей сгорели 173 села, 29 из них так и не были восстановлены. Карательные экспедиции «Пантера», «Заяц-беляк», «Зимнее волшебство», «Генрих»… И ужасающие факты: из 5564 дворов оккупанты уничтожили 4354. Убили, сожгли и угнали в плен тысячи мирных людей. До войны население района превышало 37,3 тысячи человек, после освобождения здесь насчитали всего чуть больше 17 тысяч. И это при том, что уже к концу 1942 года Россонщина, благодаря действовавшим тут партизанским бригадам, была освобождена от захватчиков!


Сергей может часами рассказывать о борьбе народных мстителей с врагом, о легендарном организаторе подпольного и партизанского движения, местном учителе Петре Машерове. Молодой историк не устает восхищаться героизмом простых людей:

— По сути, на Россонщине сформировался второй фронт — Братский партизанский край. Кроме белорусских, вблизи от передовой дислоцировались «калининские» партизанские формирования россиян, латышские и литовские соединения. Действовали аэродромы для связи с «большой землей». 
В нашем мемориальном сквере захоронено более 1500 защитников Отечества разных национальностей. Тогда они были объединены одной бедой и одной мечтой — побыстрее освободить родную землю от нацистов. Кто думал, что пройдут десятилетия и некоторые потомки поставят под сомнение смысл их борьбы, историческую правду в целом? 
Партизанская тема — особая область познания молодого специалиста. И он уверен: утверждать, что все изучено и проанализировано, слишком преждевременно. В истории Второй мировой еще много нераскрытых тайн. И сегодня мы должны восстановить справедливость, доказав, что такого чудовищного геноцида, как в годы Великой Отечественной войны, мир никогда не знал. Доказать, чтобы ни у кого даже мысли не появилось о возможности повторения подобных злодеяний.

Строит энергосберегающий дом

Маленькая деревушка — всего с пяток домов, растаявшая по весне дорога. Доехать непросто, но Мария Добриневская, по сути, городская жительница, считает это место лучшим на свете:

— В Сергеево мы с мужем Вадимом переселились около десяти лет назад. Тут когда-то жили бабушка и дедушка моего супруга. Потом мы использовали дом как дачу. А когда появилась на свет первая дочка, решили перебраться насовсем. 

Сейчас в семье Добриневских трое детей. Насте 11 лет, Максиму — 9, а маленькой Кате всего 3 годика. В большом хозяйстве многодетных родителей три гектара земли, три коровы, поросята, телята, куры и другая живность. Большой огород, яблоневый сад… Малыши — отличные помощники во всех делах. Даже разговорчивая кроха Катюша старается внести свой вклад, заботливо приглядывая за котом Мурзиком. 


Рядом со старым домиком, что на краю деревни, красивая новостройка. 

— Когда стало тесновато в родительском доме, решили строиться. Долго думали над проектом, прорабатывали разные варианты. И в итоге получилось вот такое чудо, — улыбается собеседница.

«Чудо» и вправду впечатляет. Метраж — свыше 120 метров. Но главное — дом необычный для села, энергосберегающий. Хозяйка кратко знакомит с технологией:

— Отапливаться здание будет с помощью печи и дров. Сварим сами и установим теплоаккумулятор, с его помощью заработают теплые водяные полы. Мы основательно утеплили фундамент, стены и кровлю и подсчитали: при таком подходе одной-двух охапок дров хватит на сутки. Температура будет снижаться примерно по градусу каждые 24 часа. Отличные показатели!

Такая увлеченность хозяйством и строительством ничуть не мешает многодетной маме занимать активную жизненную позицию в других сферах. Она потомственный медик. Отец работал гинекологом в местной ЦРБ, мама — терапевтом. Мария, как и они, окончила ­ВГМУ. Сейчас она универсал — терапевт, кардиолог, врач общей практики. Ведет приемы в райбольнице и в Клястицкой амбулатории. А еще депутат райсовета, староста деревни. Семья Добриневских имеет свой герб и постоянно участвует во всевозможных творческих состязаниях. На областном конкурсе «Энергомарафон» их проект дома вошел в число победителей. «Энергосберегающая» семья с энтузиазмом экономит ресурсы, используя светодиодное освещение, собирая вторсырье и агитируя сельчан на разумное потребление.
Мария Добриневская загорелась идеей оживить свое неперспективное село. С чего начала? Перевезла собственную маму и тетю из города в Сергеево на постоянное место жительства.

Спасает людей и растит сад 

С известным далеко за пределами района доктором Александром Блютасом мы встречаемся в ординаторской Россонской ЦРБ после ночного дежурства. 

— На передовой все в порядке. Да и вообще коронавирус побаивается россонцев, — шутит заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии.


Сейчас в реанимации ни одного больного с COVID-19, да и в целом уединенный край уникален в этом плане. Когда вирус зверствовал повсеместно, тут было полное затишье. Ковид пришел значительно позже, да и волны пандемии в местных краях никогда не совпадают с общим течением. 

— Основную роль играет наша автономность, удаленность от крупных городов, — высказывает предположение Александр Альфонсович. — Но был период, когда реанимацию задействовали полностью — осенью 2020 года пережили наиболее тяжелую волну. Сейчас единичных пациентов с пневмониями отправляем в Полоцк. Сами работаем в обычном графике.
«Обычный график» для отличника здравоохранения Республики Беларусь, врача с 50-летним стажем — это беспокойные дежурства, ежеминутная борьба за жизнь пациентов, срочные операции.
Недавно в больницу доставили пожилую женщину с шестью ножевыми ранениями шеи. Пострадавшую привезли практически обескровленную.

— Белая как полотно, — вспоминает пациентку Александр Альфонсович. — Случай неординарный, а еще проблемы с интубацией ввиду ее физиологических особенностей...


Справились. Пока в Россоны ехали узкие специалисты-хирурги из Витебска, состояние раненой стабилизировали. Потом провели сложную операцию. Все закончилось благополучно. Человека, вопреки всем прогнозам, удалось спасти...

Долгое время Александр Блютас был единственным анестезиологом-реаниматологом на Россонщине. Шестнадцать лет на круглосуточном посту, без возможности выезда за пределы района. ЧП никто не отменял. Поэтому днем — в отделении, ночью — дежурство на дому.

Бесспорно, без умения переключаться такой ритм выдержать сложно. Вот и Александр Блютас нашел хобби: разбил шикарный сад и теперь удивляет земляков необычными урожаями. Возле дома садовода-реаниматолога вызревают диковинные сорта яблок, груш, вишен и даже абрикосы. Отдельные плоды груш достигают 470 граммов! И теперь доктор с нетерпением ждет пробуждения деревьев. Весной, в пору цветения, лучше места для релаксации не найти.

Привозит радость людям

…Протяжная сирена автомобиля. Пожилые из отдаленной деревушки отворяют калитки — Иришка приехала! Продавец автомагазина Ирина Бондаренко 15 лет дважды в неделю по кругу объезжает 15 сел.

— Звуковое оповещение — обычная практика. Общее расстояние — 155 километров. Расписание четкое, но до минуты все не просчитаешь. Кто-то деньги дома забыл, кто-то вернулся за дополнительными покупками, кому-то сумки пришлось поднести — ситуации разные бывают, — рассказывает женщина. 

За долгие годы работы она изучила вкусы и пристрастия всех подопечных, с таким продавцом можно вообще свои пожелания не озвучивать:

— Борисовна, твоего хлеба сегодня нет, бери такой — он не хуже! Бобруйский зефир со вкусом пломбира в следующий раз привезу — сегодня только клюквенный. 


Под конец стоянки продавец оглядывается по сторонам: Виктора Поликарповича не было, не случилось ли чего? 

— К нему сын вчера приехал, не волнуйся, Сергеевна, — объясняют сельчане.

Витрина фургона закрывается, водитель уже за рулем. Впереди деревня Жары. Там, как и в Гребеле, всего один человек. Собеседница не скрывает: к пожилым нужен особый подход. Иногда им просто поговорить хочется, а у нее впереди еще полмаршрута. Или видит: человеку явно нездоровится, предлагает фельдшеру позвонить.
— Как-то прямо у машины 90-летняя бабушка потеряла сознание, а вокруг — никого… Спасали вместе с водителем Артемом Чертковым. К счастью, на наш крик прибежал медработник — там ФАП был неподалеку. Долгожительница и теперь наша постоянная клиентка, — улыбается продавец.
Проводить дни в машине, покорять непогоду и бездорожье Ирина Сергеевна уже привыкла. После торгово-технологического колледжа недолго трудилась в стационарной точке. А потом заменяла человека в отпуске в автомагазине — понравилось… 

С пониманием относится к работе Ирины ее муж — сотрудник лесхоза. Часть забот о трех детишках берет на себя. Иногда на больничный папа идет вместо мамы. Знает: пожилым сельчанам без его жены сложнее обойтись.

Лечит животных

Стройная фигурка, белокурые волосы, а из глаз лучится энергия. Такой девушке место на подиуме, но она выбрала для души дело намного прозаичнее — сельхозпредприятие «Клястицы-Агро».

Ветврач Дина Габрусенок родом из Светлогорска Гомельской области. Два года назад после ветакадемии приехала в глубинку по распределению. Причем с будущим мужем.

— Это родные места Олега, здесь его родители. Так что выбор первого места работы у нас осознанный. Поженились, теперь дом строим. Конечно, были мысли подождать помощи хозяйства, но свое жилье своими руками — как-то более серьезно, основательно, — размышляет Дина. 

Скучно ли в деревне? Девушка не удивляется моему вопросу: многие городские друзья этим интересуются: 


— Скучно только сейчас, пока мужа в армию на сборы забрали, но через недельку он будет дома, — говорит ветврач. — А вообще, грустить некогда. В хозяйстве крупный молочно-товарный комплекс, это три тысячи коров и телят. Я работаю как ветеринар-гинеколог, Олег — ортопед. Радует, когда больному животному удается помочь. Мы не случайно в профессию пошли. Я с трехлетнего возраста жучков, паучков да гусениц обожала, в детский сад их тайком таскала. А потом они из шкафчика выползали, пугая воспитателей. 
Сейчас во всем мире приветствуется мода на экологию и деурбанизацию. Вот и агрогородок Клястицы — самое подходящее место для того, чтобы строить свою жизнь, растить детей, дышать чистым воздухом и заниматься любимым делом. Тут есть все: Дом культуры, магазины, детский сад, школа, почта. Что еще надо? 
— Решили пустить корни именно здесь. Участок нам замечательный достался — в центре агрогородка. Так что через годик-другой приезжайте на новоселье. И приглашайте на село всех парней и девушек, кто еще не определился: пусть не сомневаются — здесь классно!

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter